Примерно с 1904 года Пикассо начал добавлять в свои произведения розовые и оранжевые элементы, а ведущей темой стал цирк с его витальностью, движением и очарованием. Однако в «розовом периоде» остался лейтмотив «голубого», а именно — человеческие истории, сопровождающие каждый образ на полотне.
«Голубой период» Пикассо – 1901-1904
В поисках своей художественной идентификации Пабло Руис Пикассо, которому ещё не исполнилось 19-ти, приехал из Испании во Францию в 1900 году. В середине октября юный художник сошёл с поезда на вокзале Орсе — ныне ставшим музеем — со своим другом и коллегой Карлосом Касагемасом. Именно этому молодому каталонцу суждено было сыграть ключевую роль в возникновении «голубого периода» Пикассо. 17 февраля 1901 года он, будучи в отчаянии из-за неразделённой любви, выстрелил себе в висок в кафе «Ипподром» на бульваре Клиши.
В тот момент Пикассо находился в Мадриде. Позже он вспоминал: «Я начал писать синим, когда узнал о смерти Касагемаса». Впрочем, искусствовед Хелен Секель указывает, что хотя самоубийство друга и стало для художника триггером «голубого периода», «не следует упускать из виду хронологию событий: Пикассо не было в Париже, когда Касагемас покончил жизнь самоубийством […] только осенью это драматическое событие проявилось в его нескольких портретах погибшего».
Речь идёт о двух картинах «Смерть Касагемаса», на которых Пикассо изобразил своего друга в гробу. Вытянутое лицо, тональность и выразительность этих работ напрямую указывают на влияние Эль Греко, а ряд приёмов — на воздействие Ван Гога. О входном отверстии от пули на виске Карлоса Пикассо узнал от общих друзей. Третье полотно, написанное в том же году и ознаменовавшее начало «голубого периода», получило название «Похороны Касагемаса».
Два года спустя Пикассо написал сцену «Жизнь» — своё лучшее произведение, относящееся к «голубому периоду». Слева он изобразил своего друга обнажённым, обнимающим девушку, а справа — молодую женщину с ребёнком на руках. Современные исследования холста с помощью рентгена, а также изучение эскизов к нему показали, что сначала Пикассо подразумевал на картине себя, а лишь потом изменил героя, придав ему черты Карлоса Касагемаса. Эта мрачная аллегорическая работа сейчас находится в Музее изящных искусств Кливленда.
Такое же настроение пронизывает хорошо известный офорт «голубого периода» «Скудная трапеза» (1904), на котором слепой мужчина и зрячая женщина сидят за почти пустым столом. Слепота — это постоянная тема в работах Пикассо тех лет, например, таких как «Завтрак слепого», «Старый гитарист» и портрет «Селестина». Кроме того, он также часто изображал обнажённых женщин и матерей с детьми.
Существенное влияние на картины «голубого периода» Пикассо оказал визит в женскую тюрьму «Сен-Лазар» в Париже, где он нашёл бесплатных моделей и впечатляющие сюжеты. Сцена «Две сестры» — пример того, как художник совместил повседневную реальность с христианской иконографией. Поза и жесты женщин напоминают традиционный христианский сюжет «Посещение Марии», где синий цвет символизирует Богородицу. Этот эпизод относится к её встрече с Елизаветой, матерью Иоанна Крестителя.
В «Сен-Лазар» Пикассо также исследовал тему материнства (женщинам-заключённым разрешалось кормить детей) — об этом напоминает его картина «Суп» и несколько сцен под общим названием «Мать и дитя». А повторяющейся темой «голубого периода» стало отчаяние социальных аутсайдеров — нищих, циркачей и бедняков в целом («Женщина на корточках», «Старый еврей с мальчиком», «Трагедия»). Она не только отвечала депрессивному состоянию самого художника, но и соответствовала духу времени и интеллектуального авангарда начала XX века.
«Розовый период» Пикассо – 1904-1906
Ни сам Пикассо, ни его современники не разделяли 1901−1906 годы на «голубой» и «розовый» периоды, считая их одним. Но искусствоведы отмечают, что в середине 1904 года стиль художника оживился — на картинах появились радостные оранжевые и розовые тона, которые отличались от холодных, мрачных цветов предыдущего «голубого периода».
Весной 1904 года Пикассо снял студию на верхнем этаже ветхого здания на улице Равиньян, 13. Этот приют художников поэт Макс Жакоб окрестил «Бато-Лавуар» или «Плавучей прачечной». В августе 24-летний живописец встретил Фернанду Оливье, романтическая связь с которой благоприятно повлияла на его творчество. Возможно, она стала одной из причин, повлиявших на возникновение «розового» периода. Восторг от телесности и чувственной радости начал вытеснять из Пикассо некогда мучительную озабоченность отчуждением и отчаянием. В картинах появились арлекины, цирковые артисты и клоуны, которые затем присутствовали в работах мастера до конца его долгой карьеры.
«Он отказался от длинных лиц и острых черт, полных страданий, нищеты и отчаяния. Новое чувство восторга проявилось в гладких, круглых лицах, розовых телах, счастливых выражениях. В работах, относящихся к последним месяцам 1905 года, всё передается тонкими изгибами и залито тёплым светом», — писал Пьер Де, друг и биограф Пикассо.
И хотя картины «голубого периода» Пабло Пикассо сегодня гораздо более популярны среди широкой публики, его «розовый период» имеет большее историко-художественное значение. В это время он разработал приёмы, которые стали частью «стиля Пикассо» и сделали его самым важным художником XX века.
Герои картин «розового периода» по-прежнему демонстрируют смирение, но уже не траур. Работы начинают жить собственной жизнью, в творческом духе своего времени — значение приобретает не тема или содержание, а картина сама по себе. Пикассо продолжает экспериментировать, делая своих героев анонимными — и в результате создаётся художественная матрица человека, а сам человек. Например, в «Сидящей обнажённой» 1905 год зритель узнаёт тип женщины, а не её саму. Персонаж охарактеризован, но это не портрет. И хотя это стало шагом в сторону абстрактного искусства, но не самой важной особенностью «розового периода» Пикассо.
Прорывом «розового периода» стала плавная линия, которую Пикассо начал разрабатывать в 1904 году. Это особенно заметно в картине «Семья акробатов с обезьянкой», реалистичной с традиционной точки зрения, но отличающейся от более поздних работ, которые также бросают вызов правилам линейной перспективы. Утончённость линий здесь столь же наводит на размышления, как и появившиеся позже более абстрактные произведения художника. Эта беглость и изящность линии — уникальный вклад Пикассо в экспрессионизм. В других малозаметных деталях, таких как поворот тела ребёнка, можно также наблюдать определённые шаги к кубизму, родоначальником которого он стал несколько лет спустя. В этом смысле картина представляет собой интересный этап в развитии художественного стиля автора.
В 1905 году Пабло Пикассо окончательно пустил корни в Париже. В том же году он написал «Мальчика с трубкой» — портрет подростка с Монмартра, который часто приходил к нему в студию. «Розовый период» стал концом развития, во время которого художник обрёл себя как фигуративного живописца. За годы, проведённые к тому моменту во Франции, он впитал французскую культуру, сменив серьёзность своего «голубого периода» парижской элегантностью. После завершения «розового периода» Пикассо продолжал время от времени создавать фигуративные работы, но не стал на этом зацикливаться.
В 1907 году он окончательно отверг натурализм и вместе с Жоржем Браком основал кубизм. Однако внимательно изучение «голубого» и «розового» периодов дают нам отправную точку этого перехода и понимание того, как — даже спустя 140 лет после своего рождения — Пабло Пикассо всё ещё может говорить с грядущими поколениями. Это происходит благодаря силе его образов и готовности бросать вызов художественным условностям. С юных лет он не стоял на месте, но в основе его авангардного творчества лежали отточенные навыки рисования и исключительные технические способности.