Евреи и христиане: история взаимоотношений
Ритуальные убийства, заражение колодцев, осквернение литургического хлеба — эти и другие, куда более невероятные преступления приписывала народная молва евреям в XIII-XIV веке. Церковь, неспособная объяснить войны и эпидемии, обрушившиеся на Европу, такие слухи подогревала. Христианские ремесленники и торговцы видели в евреях соперников, а власти городов — козлов отпущения. Жизнь иудеев в христианском городе была невыносимой.
Между тем, так было не всегда.
В 1084 году епископ немецкого города Шпейер приглашает евреев в город, выделяет им отдельный квартал «чтобы они не были столь беззащитны перед буйством грубой толпы», а также место для кладбища. Вплоть до Первого крестового похода могущественные христианские правители приближают евреев ко дворам для решения сложных экономических проблем, а также используют в качестве врачей и переводчиков. Еврейских ученых можно обнаружить при дворе Фридриха II и Карла Анжуйского, а знаменитый Данте Алигьери водит дружбу с еврейским мыслителем и поэтом Иммануэлем Бен Саломо.
Евреев, в отличие от мусульман, не причисляли к язычникам, и народ, по большей части, относился к ним благосклонно. Но вот избавиться от клейма чужаков было не так-то просто.
Врачи и торговцы
Евреи из Ветхого Завета — это земледельцы и скотоводы. Евреи из массового средневекового сознания — ростовщики и торговцы. Такое противоречие возникло из-за образа жизни, который были вынуждены вести иудеи в Европе. Опасность гонений, невозможность стать полноценными участниками феодальных отношений, разбросанность общин по всему свету предопределили основные занятия евреев.
Сами христиане торговать не любили. До появления в XIII веке идеи чистилища — места, где души после смерти очищаются от целого ряда грехов — священнослужители рисовали перед мысленным взором верующих образ измученной скитаниями души торговца, тяжелый кошель на шее которой тянет ее в преисподнюю. У евреев подобных страхов не было. Однако, как только появлялась возможность, они старались вернуться к более близкому им сельскохозяйственному труду.
Ремеслом иудеи занимались куда менее охотно. Но если приходилось, то и тут им удавалось достичь небывалого уровня мастерства. Например, в X веке, когда в Италии начинают расти торговые республики, евреи оказываются вытеснены из своей привычной ниши, но быстро адаптируются и становятся первоклассными кожевенниками, ювелирами и портными.
Глубокие медицинские познания и способность к языкам сделали евреев прекрасными врачами. Их услугами пользовались все слои населения: от бедняков до королей и римских Пап. Доподлинно известно, что сам Людовик Святой лечился у врача-еврея.
Евреи в христианском городе
Мудрый епископ города Шпейер был не единственным, кто увидел в еврейской общине залог экономического процветания. Правители христианских городов не только приглашали, но и наделяли особыми привилегиями еврейское население. Так, во Франции и в Германии вплоть до XIII века евреи могли носить при себе оружие, а еврейская община Кельна имела право и вовсе собственноручно изгнать из города любого провинившегося перед ней соплеменника.
Жили такие общины обособленно. Нередко отделяясь от остального города каменными стенами, а ворота запирали на ночь. Однако ничего общего с гетто эти укрепленные кварталы не имели. Стены были привилегией, а жизнь в квартале — абсолютно добровольной. Другое дело, что мир вне укрепления был полон опасностей, подстерегавших еврея на каждом углу. Вечный чужак, он, даже по собственной воле переселившись за стены, то и дело возвращался в родную среду для участия в религиозных обрядах и праздниках. Даже на день покидая квартал, иудей неизменно стремился как можно скорее вернуться под защиту каменных стен.
У евреев были причины для страха. Беспорядки на религиозной почве случались не редко, а власти решались лишь на оградительные меры. Среди таких — запрет на выход за пределы квартала во время пасхи. Именно на этот праздник приходились самые жестокие погромы и кровавые стычки. В некоторых городах пасхальное насилие становилось местным обычаем, например, полагалось сжигать на пасху чучело еврея или бросать камнями в окна их домов. А в Тулузе вплоть до XII века граф ежегодно давал ритуальную пощечину главе еврейской общины.
Древнейшие еврейские кварталы располагались в центре города, часто недалеко от рынка. В них и самих кипела торговля, а выражение «еврейская улица» почти всегда означало — «торговая улица». Порой горожане жаловались на то, что большинство товаров они могут приобрести лишь в еврейском квартале и требовали вынести торговлю за его пределы. Но чаще всего такое положение вещей принимали как нормальное и обычное.
Устройство еврейского квартала
Если бы вы оказались в большом средневековом еврейском квартале, например, в Кельне, то, помимо жилых домов, вы бы обнаружили там все непременные составляющие полноценного города. Каждый такой «город» включал в себя центр духовной и светской власти — синагогу, мидраш — место, где изучают Тору, общинный дом, кладбище, баню и гостиницу. Часто в квартале была своя пекарня для изготовления традиционной выпечки. А в доме для танцев проводили свадьбы и прочие праздничные мероприятия.
Городские власти старались не вмешиваться в жизнь общины. В квартале были свои законы и свой суд в синагоге. Сюда же являлся христианин, желающий судиться с евреем. Лишь в исключительных случаях, когда общинная власть не могла разрешить конфликт, она обращалась за помощью к городской.
Большинство евреев в Германии имели свои дома и даже садики. Некоторые жили довольно роскошно.
За свои привилегии евреи вынуждены были платить повышенный налог, но ни он, ни высокие каменные стены не смогли защитить иудеев, когда в XIV веке пришла «черная смерть».
Возникновение гетто
Врагом общины стала вовсе не болезнь, а та религиозная нетерпимость, которая охватила христиан перед лицом невидимого убийцы. Вновь, как во времена первых крестовых походов, по Европе прокатывается волна жестоких погромов. Во многих крупных городах принимаются законы о недопущении евреев. Там же, где еврейские общины сохраняются, как, например, в Риме, иудеев принуждают носить на одежде особые знаки отличия и окончательно изолируют. Так возникают гетто — хотя само слово войдет в оборот лишь веком позже от названия венецианского еврейского квартала.
Теперь евреи не могли жить за пределами своих каменных стен. В гетто оказывались даже те, кто уже давно отдалился от общины. Росло количество ограничений: евреям запрещалось заниматься определенными видами деятельности, владеть землей. Большая скученность и бедность превращали прежде ухоженные еврейские кварталы в настоящие трущобы.
Количество городов, не желающих вовсе предоставлять убежище евреям, стремительно росло. Так, из Западной Европы иудеи перебираются в Венгрию, Чехию и Польшу, но и это, как оказалось, была лишь временная мера.