Так, огромный британский Судан оказался расколот, поскольку арабоязычный и мусульманский север, где находилась столица страны, неизбежно начал конфликтовать с южными провинциями, в основном населенными исповедовавшими христианство чернокожими народами. С середины 1950-х гг. и вплоть до начала ХХI века продолжалась кровавая гражданская война, погрузившая страну в хаос.
Истоки конфликта и начало вооруженного противостояния
Африканист Стивен Смит справедливо замечает, что обычно среди стран т.н. «Черной Африки», бывших колоний европейских государств, выделяют Гану, которая под руководством Нкваме Нкрумы первой добилась независимости в марте 1957 г. Однако, указывает Смит, это не совсем корректно по отношению к Судану (от арабского «билад ас-судан», буквально «страна черных»), который стал независимым 1 января 1956 г., и в южных провинциях которого преобладало чернокожее население.
Судан, тем не менее, рассматривался мировым сообществом как страна, в которой главным государственнообразующим элементом выступали арабы (бедуины и оседлые земледельцы), жившие на севере страны. Для южносуданских, нилотских народов ситуация обретения Суданом независимости была лишь сменой одного иноплеменного владыки на другого. Нилоты были слабо представлены в органах управления страной, перед освобождением страны в 1953 г. из 800 чиновничьих должностей, которые должны были быть «суданизированы» по плану британской колониальной администрации, только на четырех оказались уроженцы юга (т.е. провинций Бахр-эль-Газаль, Экваториальная и Верхний Нил). С одной стороны это говорит о низком уровне подготовки южносуданцев, с другой «суданизация» для негров-нилотов означала просто арабизацию управления и образования, за которым логично следовала исламизация. В Южном Судане активно действовали христианские миссионеры (особенно усердствовали протестанты) и для многих южан христианство стало одной из черт их национальной идентичности, помимо всего прочего отличающей их от уроженцев севера.
Уже в разгар первой гражданской войны 1955–1972 г. хартумское правительство в 1962 г. приняло особый закон, ограничивающей деятельность христианских миссий и фактически предписывающей покинуть страну всем иностранным миссионерам. В школах язык преподавания должен быть сменен на арабский. Это был, в общем, правильный шаг с точки зрения управления этими территориями. Ведь именно из наиболее образованных местных уроженцев (обучавшихся, в частности, в городе Румбек в единственной на весь юг старшей школе, прозванной колониальными чиновниками «Южным Итоном») составился впоследствии костяк повстанческого движения, боровшихся за отделение Южного Судана и создание независимого государства. Кое-кто из южан, например Джозеф Лагу, возглавивший движение в 1960-х гг., успел даже послужить в суданской армии.
18 августа 1955 г., за несколько месяцев до официального провозглашения независимости, отмечают историки, «произошло вооруженное выступление воинских частей в г. Торит (Экваториальная провинция), в ходе которого солдаты-южане жестоко расправились с офицерами-северянами. Несмотря на то, что подразделения, посланные из Хартума, подавили мятеж, это событие положило начало борьбе южносуданских повстанческих организаций против центральных властей». После этого политика Хартума в отношении юга проводилась только с позиции силы. Действительно арабизация и исламизация стали методами давления на нилотские народы. К этому подключилась и экономическая эксплуатация южных провинций, где монопольные позиции в сельском хозяйстве и торговле захватили выходцы с севера страны.
Одновременно шел процесс политического развития южносуданского общества. Появилось около двадцати партий, пытавшихся как отстаивать интересы юга, так и продвигать общесуданскую повестку. Однако сделать что-либо в условиях политической нестабильности, перемежающейся с авторитарными военными режимами, запрещавшими всякую политическую деятельности, было очень трудно.
После мятежа 1955 г. и дезертирства южносуданских солдат начала действовать также организация, получившая впоследствии название «Анья-Нья» (буквально «змеиный яд», эти слова отсылали к различным магическим практикам и ритуалам родоплеменных религий, распространенных среди нилотских народов). Активной эта организация стала после 1963 г., когда среди ее руководства оказались Джозеф Лагу и Амадео Лодонги.
Ход войны
Лагу уже много позже вспоминал, что, собственно, представляли собой повстанцы во второй половине 1950-х — начале 1960-х гг. — «сборище бывших солдат, полицейских и школьников» и, добавим, после разгона миссий бывших католических священников. Много людей уходили в партизаны, не имея даже пары обуви, а из оружия были только копья да луки со стрелами.
Судя по всему, именно по инициативе Лагу движение приняло имя «Анья-Нья». Охотники обычно добывали яд из желез кобры, чтобы смазать наконечники стрел, а колдуны использовали его для снадобий. Лагу полагал, что это название отдаленно похоже на слово «мау-мау», название для партизанского движения в соседней Кении, боровшегося против британцев.
Успехи повстанцев были поначалу минимальны. Небольшие группы нападали на блокпосты, полицейские участки, пытались наносить удары по транспортной инфраструктуре (железнодорожные пути, мосты). Начав с Экваториальной провинции между 1963 и 1969 годами «Анья-Нья» распространила свое влияние также на две другие южные провинции: Верхний Нил и Бахр-эль-Газаль. Однако сепаратистское движение было подорвано внутренними этническими разногласиями, поскольку жившие там представителя народов динка, нуэр и других, хотя и желали освобождения из-под власти севера, но договаривались с большим трудом. Все же, стоит отметить. Что что одна из четырех пехотных бригад суданской армии с 1955 г. постоянно дислоцировалась в Экваториальной провинции и постоянно пополнялась и доукомплектовывалась для борьбы с повстанцами.
К счастью для «Анья-Нья», правительство в Хартуме не смогло воспользоваться слабостями повстанцев из-за собственной нестабильности и постоянного раскола между представителями конкурирующих групп элиты. Первое независимое правительство Судана, возглавлявшееся Исмаилом аль-Азари, было быстро сменено зашедшей в тупик коалицией различных консервативных сил, которая была в свою очередь свергнута в результате государственного переворота, совершенного начальником штаба генерал-лейтенантом Ибрахимом Аббудом в 1958 г. Возмущение военным правительством вызвало волну народных протестов, которая привела к созданию временного правительства в октябре 1964 г.
Протесты стали первым опытом прикосновения к политике студенческого лидера Хасана ат-Тураби, впоследствии очень заметного исламского деятеля и активиста. Несомненно, в период между 1966 и 1969 гг. несколько хартумских кабинетов оказались не в состоянии справиться с различными этническими и экономическими проблемами, а решения для вопроса сепаратизма юга у них и вовсе не было. Своеобразным жестким ответом стал переворот 25 мая 1969 г., устроенный полковником Джафаром Мухаммедом Нимейри, ставшим премьер-министром и быстро объявившим политические партии вне закона. Борьба между различными фракциями в руководстве страны привела затем к перевороту 1971 г. и недолгому правлению Суданской коммунистической партии (надо отметить, что СССР активно поддерживал Судан и снабжал военной техникой, повстанцев юга, не объявлявших о своей приверженности делу марксизма советские советники игнорировали).
В том же 1971 г. гражданин ФРГ Рольф Штайнер, тайно консультировавший южносуданских повстанцев, был схвачен в Кампале (столице Уганды) и депортирован в Хартум, где он предстал перед судом за свою антиправительственную деятельность. Первоначально приговоренный к смертной казни, он должен был отбыть три года тюремного заключения, после чего был освобожден под давлением со стороны правительства Западной Германии. Интересно, что наиболее активную поддержку и серьезную помощь «Анья-Нья» получила со стороны Израиля.
Израильские политики, стремившиеся вбить клин между арабскими государствами, блокировавшими Израиль, рассматривали любого их врага как своего потенциального союзника. Повстанцы в Южном Судане, боровшиеся с Хартумом и блокировавшие его участие в войне против Израиля, были в этом отношении очень подходящими партнерами. Заброшенный в Южный Судан агент «Моссада» Давид Бен-Узиэль несколько лет активно работал над снабжением армии Лагу медикаментами, униформой, боеприпасами и оружием, поспособствовав превращению оборванных партизан в грозную боевую силу, способную на равных потягаться с хорошо обеспеченной армией Судана.
В 1971 году Джозеф Лагу опять таки с помощью Израиля совершил успешный переворот и сосредоточил всю власть над партизанскими формированиями в своих руках. Впервые в истории войны сепаратистское движение получило единую командную структуру для выполнения самой главной задачи — отделению от Судана и созданию независимого государства из трех его южных провинций. Движение Лагу также стало первой организацией, которая могла претендовать на то, чтобы выступать и вести переговоры от имени всего юга.
Всемирный совет церквей и Всеафриканская конференция церквей потратили годы на то, чтобы усадить обе стороны конфликты за переговоры, которые состоялись при посредничестве эфиопского императора Хайле Селассие и, в конечном итоге, привели к заключению Аддис-Абебского соглашения в марте 1972 г., положившего конец конфликту. В обмен на прекращение вооруженного восстания нилотские народы получили единый Южный Судан с правами самоуправления. Однако это соглашение было осуждено как измена некоторыми лидерами южан, предсказавшими его скорый провал и скоро сформировавшими свои собственные группы, продолжившие борьбу с Хартумом. Однако южане все же добились отмены чрезвычайного положения на их районе страны, освобождения политических заключенных и включении отрядов «Анья-Нья» в состав регулярной армии Судана, всем участникам сепаратистского движения была объявлена амнистия.
За 1955–1972 гг. в ходе вооруженного конфликта погибли около 500 000 человек, из которых только каждый пятый мог считаться комбатантом. Сотни тысяч мирных жителей были вынуждены покинуть свои дома. Как и предсказывали его противники, Аддис-Абебское соглашение оказалось лишь временной передышкой. Неизбежные нарушения со стороны севера снова привели к росту беспорядков и спровоцировали мятеж армейских частей в Южном Судане в 1983 г., с которого началась вторая гражданская война, продолжавшаяся вплоть до начала XXI века.