Меценаты гениев Возрождения
623
просмотров
За спинами титанов Возрождения всегда стоял покровитель. И чаще всего не один.

Чем отличается художник от ремесленника? Ремесленник при всех обстоятельствах хорошо и качественно делает то, чему научился, и это помогает ему прокормить себя и семью. Для художника, а тем более для гения, никто не отменял мук творчества, метаний, стремления к совершенству, и в связи с этим — бесконечное переделывание и срыв сроков. Поэтому меценат — это в первую очередь не тот, кто обеспечивает художника заказами, а тот, кто дает ему возможность существовать в период, когда того подкидает муза. И если меценат и художник находят друг друга — рождаются шедевры, которые остаются в веках.

Старт Возрождению дали Медичи

Когда речь заходит о Возрождении или Ренессансе сразу вспоминается Италия, которая за сравнительно короткий по историческим меркам период дала миру рекордное количество великолепных художников.

Это во многом произошло благодаря богатой и влиятельной семье Медичи, многие из членов которой были «заражены вирусом» меценатства.

Первым в династии властных вершин достиг Козимо Медичи Старый (1389−1464) Потомственный банкир, наследник огромного состояния, получил в школе монастыря Санта-Мария-дель-Анджели прекрасное образование, где он изучал иностранные языки, математику и философию. Это позволило ему не только мудро властвовать и распоряжаться семейными активами, но и философски относится к взлетам и падениям, которых в его жизни было немало. Козимо Медичи пережил тюремное заключение, изгнание, и даже ожидание казни, а также борьбу за власть и ее обретение.

Сандро Боттичелли. Портрет юноши с портретом Козимо Медичи в руках.

Став правителем, Козимо Медичи начал привлекать во Флоренцию художников, скульпторов и архитекторов. Он обеспечивал их заказами, организовывал художественные школы и основал Платоновскую академию. Благодарные флорентинцы нарекли его «Отцом народа» и эта надпись Pater Patriae словно римский титул высечена на его надгробии. Его внук Лоренцо продолжил и преумножил дело деда, за что получил не менее почетное имя Великолепный. При нем вся Флоренция стала мастерской, в европейское искусство вернулся античный дух свободы, а его современник, художник, архитектор и первый в мире искусствовед Джорджо Вазари придумал название возвращению Античности — Возрождение или Ренессанс.

Династия дала миру четырех римских пап, Мария и Екатерина Медичи стали французскими королевами, среди Медичи были правители, меценаты и злодеи, но все в той или иной степени покровительствовали искусствам и наукам.

Покровители большой тройки

В Средние века художники вынуждены были творить строго в рамках церковных канонов, и когда в Европе снова возник запрос на идеалы Античности, в Италии все были к этому готовы. Меценаты, среди которых были не только Медичи, много сделали для того, чтобы живописцы, скульпторы и архитекторы могли писать картины, ваять статуи и возводить дворцы, не заботясь ни о куске хлеба насущного, ни о том, на что купить краски, мрамор и строительные материалы. В этот период появилось беспрецедентно много великолепных художников, но среди них выделяются три титана Возрождения: Микеланджело Буонаротти, Рафаэль Санти и Леонардо да Винчи, чьи имена и в наше время знают люди даже очень далекие от искусства.

Микеланджело на портрете Даниэле да Вольтерра, ок. 1544

Микеланджело родился в 1485 году в очень небогатой дворянской семье. Его мать рано умерла. Отец отдал мальчика в приемную семью. Ее глава был каменотесом, и здесь Микеланджело научился владеть резцом раньше, чем читать и писать. Когда он пошел в школу, то и здесь всем занятиям он предпочитал рисование. В конце концов он попал в художественную школу, которой покровительствовал Лоренцо Великолепный. Медичи, который искал таланты по всей Италии, не смог пройти мимо будущего гения. Микеланджело стал жить при его дворе на полном обеспечении и поступил в Платоновскую академию. Общение с лучшими людьми своего времени наполнило его творчество философским смыслом, а выполнение множества выгодных заказов, которые помогал получить или оплачивал Медичи, позволили скульптору совершенствовать свое мастерство.

После смерти Лоренцо Великолепного Микеланджело, ставший опытным скульптором, работал в разных городах: Болонье, Риме и во Флоренции, но везде ему трудно или даже невозможно было бы обойтись без помощи спонсоров и меценатов. Мрамор и его перевозка стоили дорого. В Риме ему покровительствовали кардинал Риарио, покупавший ему мрамор, и богатый банкир Якопо Галли, который делал заказы на его скульптуры и всячески помогал.

С годами мастерство и слава Микеланджело слава только росли. Герцог Козимо приглашал его снова работать во Флоренции, король Франции внес на его имя деньги в римский банк, на тот случай, если мастер согласится выполнять его заказы, а турецкий султан приглашал художника в Константинополь, предлагая выслать за ним целый эскорт.

Рафаэль Санти «Портрет папы Юлия II».

Рафаэль Санти, родившийся в семье художника в 1483 году, естественно не сразу стал великим Рафаэлем. Первые уроки живописи он получил в доме отца, а потом годами искал свой неповторимый стиль, в том числе и изучая манеру письма своих современников, Микеланджело и Леонардо, и добивается успеха. Особенно много заказов он получает на изображение Мадонн. Но настоящая слава приходит к нему, когда он переезжает в Рим и становится любимым художником папы Юлия II, который называл его не иначе как «наш любезный сын». В результате этого союза в Ватикане Рафаэлем были написаны монументальные фрески, в том числе и «Афинская школа». При сменившем Юлия II папе Льве X Рафаэль не только остался первым художником Ватикана, но работы у него только прибавилось. Летописец Возрождения Вазари пишет, что при Льве Х Рафаэль стал жить «не как художник, а по-княжески». Разбогатев, живописец сам стал помогать многих своим собратьям по цеху.

Не один покровитель был и у Леонардо да Винчи (1452−1519), который был эталоном человека Возрождения. На его могиле написано «величайший художник, инженер и зодчий». Он как никто нуждался в меценатах. Его переполняло такое количество замыслов из самых разных сфер, что осуществить их он мог только при помощи покровителей. Тем более, что он мог загореться, через какое-то время охладеть к своей очередной работе, и не закончить ее. К счастью люди, ценившие его гений находились, хотя отношения с ними были не безоблачными.

«Тайная вечеря», фреска да Винчи.

Первым был герцог валансский и романьольский, политик Чезаре Борджиа. Он пригласил к себе Леонардо и назначил его своим главным инженером. Потом да Винчи поступил на службу к герцогу Сфорца как организатор праздников. Людовико Сфорца платил за это не такое большое жалованье, почти не обращал внимания на изобретения Леонардо, но зато художник в это время смог написать свою «Тайную вечерю» и много других полотен.

В разное время и в разной степени среди покровителей Леонардо были Николо Маккиавели и Шарль д’Амбуза, управлявший Миланом от имени французского короля Людовика XII. Преемник Людовика король Франциск пригласил да Винчи переехать во Францию, предложил ему официальное звание первого королевского художника, инженера и архитектора и одовую ренту в тысячу экю. Милостью французского короля он получил наконец-то «свободу грезить, мыслить и творить».

Примеры меценатства заразительны

Итальянский Ренессанс не сразу стал влиять на развитие всего европейского искусства. Готика долго не сдавала своих позиций, но понемногу ее бастионы стали падать один за другим, и в разных странах стали появляться творившие в новом русле художники, которые тоже нуждались в меценатах и покровителях. И они находились.

Альбрехт Дюрер, «Автопортрет в одежде, отделанной мехом», 1500.

Одним из самых известных художников Северного Ренессанса был Альбрехт Дюрер, родившийся в 1471 году в Нюрнберге. Он много путешествовал для того, чтобы узнать все тайны мастерства. Однажды вернувшись из Италии, он написал в одном из писем: «Здесь [в Венеции] я — господин, в то время как дома — всего лишь паразит». В Германии к художнику долгое время относились как к ремесленнику. Известен спор Дюрера с одним из заказчиков, когда франкфуртский купец был недоволен переносом сроков выполнения заказа. Художник попытался объяснить, что на написание картины требуется гораздо больше времени, чем на производство рядовой ремесленной поделки. Заказчик остался доволен результатом, но полученных денег еле хватило на то, чтобы покрыть затраты от покупки материалов.

Альбрехт Дюрер. Портрет Максимилиана I.

Альбрехт Дюрер старался достичь материального благополучия занимаясь производством и продажей гравюр. С 1512 года покровителем художника становится Максимилиан I. Дюрер работает над его заказами. Финансовые трудности не позволили императору вовремя расплатиться, и он хотел освободить художника от налогов, Совет Нюрнберга был против этого. Тогда Дюреру назначили пенсию в размере 100 гульденов в год и выдали грамоту, которая защищала его гравюры от копирования.

После смерти покровителя Нюрнбергский совет лишил Дюрера пенсии, и он отправился в путешествие в Нидерланды, где познакомился с королем Карлом V. В Антверпене Дюрер оказался желанным гостем, и местный магистрат, надеясь удержать художника в городе, предложил ему годовое содержание в размере 300 гульденов, дом в подарок, поддержку и уплату всех налогов, а Карл V это подтвердил.

В Нидерландах ренессансное искусство прививалось медленнее, чем в Италии, но приобрело более демократичный характер. Художники пошли по своему пути, нидерландских мастеров интересовала не только духовная, но и обычная жизнь человека. В портретах, пейзажах, натюрмортах и картинах с жанровыми сценами проявилась любовь художников к деталям и к конкретности изображения. После того, как в Европе стала развиваться станковая живопись, а сюжеты картин стали более светскими, заказчиками становятся не только знатные люди, но и зажиточные горожане, стремящиеся украсить свои дома и таким образом поддерживавшие художников.

Иван III — родоначальник Ренессанса в России и меценат Московского Кремля

Иван III — родоначальник Ренессанса в России и меценат Московского Кремля Иван III, портрет из «Царского титулярника», XVII век.

Задолго до Петра окно в Европу прорубил Иван III (1462−1505). Во времена его правления приглашенные им итальянские зодчие освоили стиль русской архитектуры, тяготеющий к православию и византийским традициям. Они привнесли в строительство новые технологии и элементы Ренессанса. При Иване III Московский Кремль был построен в таком виде, в каком мы видим его сегодня. Его автором считается Аристотель Фиораванти, который построил и Успенский собор Кремля, восхищавший современников.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится