Христианский союз молодых людей на фронтах Первой мировой
670
просмотров
Для Первой мировой войны была характерной деятельность общественных организаций, религиозного или светского толка, стремившихся помочь солдатам на передовой, беженцам или военнопленным. Эти организации могли быть как международными (Красный Крест), так и национальными (российский Земский и Городской союзы).

Среди прочих размахом своей работы выделялся Христианский союз молодых людей (YMCA), ставший важным источником помощи (и материального, и духовного свойства) для военнослужащих и нонкомбатантов.

Возникновение и работа ХСМЛ до войны

Христианский союз молодых людей (YMCA – Young Men’s Christian Association, он же ХСМЛ или ИМКА) был основан в Лондоне в 1844 году Джорджем Вильямсом (George Williams) как религиозное сообщество, члены которого собирались для совместной молитвы и изучения Библии. Однако с самого начала деятельность этой группы приобрела социально-филантропическую направленность.

Интерьер одного из зданий, используемых ХСМЛ в армии США

Через 11 лет сеть кружков, тесно связанных с различными протестантскими общинами, охватывала всю Британию, а также распространилась за океан и в США получила мощную поддержку со стороны различных общественных и религиозных организаций. В 1855 году состоялся первый всемирный конгресс ХСМЛ в Париже, обозначивший основную цель и задачи организации. В своих брошюрах деятели ХСМЛ так разъясняли символ организации:

«Треугольник – ничто иное, как символ трехсторонности человеческой личности: во-первых, его физической стороны, то есть тела, его умственной стороны, то есть разума, и, наконец, в-третьих, вообще его духовной стороны, то есть души. Равномерное развитие этих трех свойств всякой человеческой личности и дает нам идеал нормального и жизнеспособного человека. А помогать достижению такого развития всех этих трех сторон и является одной из основных задач Христианского Союза».

Естественно, как всякая религиозная организация, ХСМЛ во главу угла ставил, прежде всего, поддержание духовного здоровья. Не ставя никаких особых конфессиональных ограничений и не будучи, собственно, сектой или деноминацией, ХСМЛ официально провозглашал своим принципом принятие абсолютно всех нуждающихся в помощи. Помощь эта заключалась, прежде всего, в организации такого бесплатного досуга и отдыха, какой не мог бы навредить ни душе, ни телу. При этом провозглашалось, что «любые существующие различия в религиозных и иных убеждениях членов Союза, какими бы важными они ни были, не должны влиять на сердечные отношения между членами Союза».

Один из временных бараков, возведенных для нужд ХСМЛ, Велкобритания, Лондон

В канун войны разные национальные организации ХСМЛ работали во многом самостоятельно. Такая ситуация продолжалась и после августа 1914 года. Так, вплоть до вступления США в Первую мировую войну, американская ветвь ХСМЛ, будучи официально нейтральной, могла действовать более эффективно по обе стороны фронта, например, активно помогая военнопленным.

Британская ХСМЛ на войне

Как указывает историк Эмма Ханна, в начале войны ХСМЛ быстро и умело обратил свой пастырский опыт в работу по поддержке военнослужащих. К октябрю 1914 года в Британии было построено уже 400 крупных шатров для отдыха солдат и других рекреационных объектов, а в прессе была развернута кампания по финансированию строительства больших деревянных домов (англ. «huts» – буквально «хижин» или «бараков»), которые могли бы использоваться ХСМЛ в качестве стационарных резиденций.

Исследователи отмечают, что руководители ХСМЛ стремились распространить свою деятельность и на фронт. Командование не препятствовало им в этом, с удовольствием сняв с себя часть работы по обеспечению войск всем необходимым для жизни в тылу и в окопах. Уже в ноябре 1914 года ХСМЛ стал сотрудничать с Британскими экспедиционными силами (BEF – British Expeditionary Force), что позволило создать представительство Союза в Гавре, а в дальнейшем в таких крупных и малых городах как Руан, Булонь, Дьепп, Абвилье, Этапль, Кале, Дюнкерк, Абанкур, Париж, Марсель, Трувилль и Шербур.

Бильярдная, оборудованная для британских солдат Королевского инженерного корпуса в одном из бараков ХСМЛ, Руан, Франция, май 1917 года

К 1918 году во Франции было создано уже более 300 центров ХСМЛ. В большинстве военных лагерей эти центры включали столовую, часовню, концертный зал, библиотеку, игровые и учебные комнаты. В центрах работало более 1500 добровольцев, значительную часть составляли женщины. Работницы-волонтеры находились в ведении т.н. Вспомогательного комитета женщин ХСМЛ (YMCA Ladies Auxiliary Committee) под руководством принцессы Елены Виктории Шлезвиг-Гольштейнской (1870–1948).

Как уже говорилось, символ ХСМЛ, красный треугольник, означал стремление организации работать во укрепление тела, разума и духа людей (гармоничное развитие человека понималось прежде всего с христианских позиций). ХСМЛ, изначально созданный для того, чтобы удержать молодых рабочих, клерков, подмастерьев и т.п. от «ужасных прелестей Лондона», уже в самом начале войны, в августе 1914 года, стал значимым подспорьем в пропагандистской работе по набору в войска, сражающиеся за Великобританию и ее империю.

Один из серии плакатов, рассказывающих о деятельности ХСМЛ на фронте. В данном случае показан пункт раздачи ходячим раненым горячих напитков, печенья, шоколада и сигарет

Мероприятия, предлагавшиеся ХСМЛ в своих центрах, были чрезвычайно разнообразны. Солдаты могли просто получить там бесплатную писчую бумагу, чтобы написать письмо домой, а могли и пойти в кино или библиотеку, посетить религиозную службу (ХСМЛ не отдавал предпочтения какой-то одной деноминации, и там можно было встретить самых разных священнослужителей), концерт, потанцевать на вечеринке и, наконец, чему-то научиться на бесплатных лекциях и уроках. Мероприятия ХСМЛ проводились не только для британских военнослужащих, но также для войск из доминионов, индийской армии, португальских экспедиционных сил и даже для подразделений индийских и китайских рабочих, переброшенных в Европу из Азии.

Вообще, как подчеркивает историк Эмма Ханна, музыка была ключевой частью в работе ХСМЛ во время войны, как на территории Великобритании, так и за ее пределами. Музыкальный отдел ХСМЛ предоставлял ноты и инструменты, приглашал или нанимал профессиональных ведущих для концертов. В ходе войны было проведено множество музыкальных конкурсов, сформировано несколько оркестров и хоров. В феврале 1915 года британская актриса Лена Ашуэлл (1872–1957) основала концертные группы, давшие более 50 000 концертов в Великобритании, на Западном и Восточном фронтах и на военных кораблях в Средиземном море.

Офицеры и санитары Австралийского медицинского корпуса в столовой ХСМЛ на передовой, 1917 год

В 1917 году в лондонском Сохо ХСМЛ получил в своё распоряжение ночной клуб «Ciro», который стал «местом трезвого отдыха для военнослужащих». Кинотеатры ХСМЛ показывали фильмы в среднем для 35 000 человек в сутки! В лагерях, где размещались центры Союза, были специально построены 20 постоянно действующих кинотеатров, а там, где это было невозможно, были устроены передвижные кинотеатры.

Огромное значение британский ХСМЛ (это, впрочем, касалось и всех национальных ветвей) уделял спорту. Волонтеры Союза организовывали турниры по легкой атлетике. Организация даже сформировала собственную футбольную лигу в Булони. ХСМЛ предоставил Британским экспедиционным силам спортивное оборудование: футбольные мячи, комплекты для крикета и тенниса, боксерские перчатки и хоккейные клюшки, а также собрал около 600 000 книг для библиотек в военных лагерях. Кроме того, с 1915 года ХСМЛ предоставил жилье родственникам тяжело раненных возле базовых госпиталей (а они были разбросаны по всей Франции). К 1918 году в Лондоне в хостелах ХСМЛ были в разное время размещены примерно 1 117 000 офицеров и солдат. Знаменателен факт, что большая часть расходов ХСМЛ во время войны (всего Союз потратил в 1914–1918 гг. 243,2 млн фунтов стерлингов) были покрыты за счет пожертвований и постоянных благотворительных подписок.

Здание американского отделения ХСМЛ в Зайне, Германия

После перемирия в Компьене ХСМЛ предоставил бесплатное питание и помощь для 70 000 немецких военнопленных. В 1919 – начале 1920-х гг. ХСМЛ продолжил сотрудничество с британскими войсками в Германии, расположенными в Кельне. Образовательный отдел ХСМЛ был преобразован в армейский учебный корпус в 1920 году.

Деятельность ХСМЛ в России

В Российской Империи действовала своя ветвь ХСМЛ, которая, правда, носила длинное название: «Комитет для оказания содействия молодым людям в достижении нравственного, умственного и физического развития» (или же, кратко, общество «Маяк»). Официально российский «Маяк» не был связан с международным движением ХСМЛ, но постоянно получал помощь, финансовую и организационную, от американских и европейских организаций. Поскольку «Маяк» также провозглашал в числе своих приоритетов религиозное образование, то в его состав вошло много православных священнослужителей; впрочем, там были также и протестанты и католики. Параллельно с «Маяком» действовало и мощное Русское студенческое христианское движение.

Обувная мастерская ХСМЛ в лагере для австрийских военнопленных где-то в Сибири, 1915–1920 гг

После начала Первой мировой войны, отмечают исследователи, «были образованы специальные курсы первой помощи, перевязок и ухода за ранеными и больными. Программы этих курсов были разработаны по указаниям профессора Г.И. Турнера, а бессменным руководителем стал доктор медицины В.В. Зендер». Мощный толчок развитие ХСМЛ в России получило уже после революции 1917 года. Историк констатируют:

«Временное правительство оказывало серьёзную поддержку ХСМЛ, предоставив бесплатный приоритетный проезд всем секретарям ХСМЛ, бесплатную транспортировку материалов и имущества. Все товары, получаемые ХСМЛ, освобождались от всех пошлин и налогов, предоставлялись помещения для программ. Было обещана даже бесплатная спешная доставка солдатских писем, отправляемых под символами ХСМЛ».

Неоднозначной была работа российского ХСМЛ во время Гражданской войны. Так, американские секретари и работники Союза помогали как большевикам, так и их противникам. Британский и американский ХСМЛ участвовали в организации досуга для войск Антанты, высадившихся на Русском Севере и Дальнем Востоке. Многие из работников ХСМЛ также сопровождали Чехословацкий легион в его одиссее по России.

Американские солдаты играют в бейсбол возле барака ХСМЛ где-то во Франции

После окончания Гражданской войны иностранные работники ХСМЛ были эвакуированы из Советской России, а русские работники «Маяка» по большей части оказались в эмиграции, где пытались создать благотворительные учреждения по типу тех, что были в России.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится