Какие тайные общества были предтечами германского нацизма
602
просмотров
В XIX — начале XX столетий в Европе существовало несколько «запоздавших государств». Германия, сумевшая объединиться, да и то весьма условно, только после 1871 года; Италия, объединившаяся в это же время; Австро-Венгрия, больная несварением желудка... И, конечно, Россия.

В эпоху кризисов в обществе особенно сильно проявляется надежда на нечто неведомое, спасительное. А используют эту надежду в своих целях либо мистические фанатики, либо рационалистические негодяи. Карбонарии и гарибальдийцы, анархисты и коммунисты, масоны и розенкрейцеры, ариософы и антропософы, мистики и фашисты — спектр был весьма широк, идеи разнообразны, а практика почти перманентно связана с насилием...

Идеи

Собственно об Австро-Венгрии можно было бы отдельно от Германии и не говорить. Но именно тут, в Дунайской монархии, вызов цивилизации ощущался наиболее остро. Страна, в которой титульная германская нация составляла меньшинство, была особенно чувствительна к различного рода «измам». А уж к национализму — особенно.

И Муссолини, и Ленин первоначально были лидерами партий, входивших во Второй Интернационал. Идеи же Гитлера и его окружения, вероятно, так и остались бы на периферии истории, если бы им не предшествовали идеи Елены Блаватской и Георгия Гурджиева. Лишь следом за ними явились «предтечи» второго поколения — Розенберг, Шейбнер-Рихтер, Шварц-Бостунич...

Впрочем, будем справедливы: не окажись питательной почвы — не взошли бы и посевы. После поражения 1866 года среди австрийских немцев стала весьма популярной идея Kleindeutsch (малого немецкого объединения). Сторонники этой идея выступали за присоединением (Anschluss) немецких провинций Австрии к новому Германскому рейху. Многие из этих людей объединялись в различные общества (ферайны — Verein), занимавшиеся спортом, хоровым пением и краеведением. Круг главных интересов обозначался в этих обществах как «Völkisch» — можно сказать, «Народничество»: изучение национальных обычаев и ритуалов, народных немецких нравов и легенд... В 1886 году Антон Лангтаснер основал в Зальцбурге союз ферайнов, он же Немецкий союз — Germanenbund.

Естественно, Габсбурги относились ко всем этим «völkisch Verein» без особого восторга. Ведь в воссоединенной вокруг Берлина Германии для австро-венгерских монархов места не находилось. В 1889 году Немецкий Союз был правительством двуединой монархии распущен, но в 1894 году вновь возник, теперь уже как Союз Немцев. В 1900 году в этот союз входило более чем 160 ферайнов.

Члены многих ферайнов демонстративно носили голубые фиалки, которые, как считалось, были любимым цветком Бисмарка, и пели на публичных митингах и банкетах «Die Wacht am Rhein». В этих союзах царил дух пруссофильства.

Георг фон Шонерер

Талантливый пропагандист Георг фон Шонерер (1842—1921) страстно проповедывал идеи пангерманизма. Согласно его взглядам, единственным критерием всех гражданских прав была принадлежность к немцам «по крови». Он активно печатался в различных националистических газетах, но в 1888 году, после осуждения за изнасилование, был вынужден отойти от политической деятельности.

С конца XIX века в Австро-Венгрии, и особенно в ее столице Вене, начало расти влияние евреев.

Так, в период 1857—1910 гг. численность евреев в столице увеличилась с 6000 до 175 000, что составляло более 8% всего населения города. Немецкие националисты ощущали в евреях таких же враждебных конкурентов, как и в славянах. И даже, возможно, более опасных, так как между евреями и немцами не существовало языкового барьера.

Гитлер говорил: «Я нахожу смешение рас в имперской столице отвратительным. Этот базар чехов поляков, венгров, украинцев, сербов и хорватов невыносим. Город кажется воплощением расовой нечистоплотности».

Теософия

Теософское общество возникло в Вене в 1886 году, хотя немецкий перевод основного теософского труда, «Тайной доктрины», был опубликован только в 1901. Своим возникновением это общество обязано Елене Петровне Блаватской (1831—1891). О Блаватской как о «выдающемся оккультном деятеле» хоть краем уха слышал каждый — однако в ее книгах содержится отнюдь не только оккультизм...

Елена Петровна Блаватская

В своей работе «Антропогенез» Елена Петровна описывает семь последовательных «корневых рас» человечества. Пятой из них Блаватская называет арийскую, которой предшествовала раса жителей Атлантиды. Атланты были наделены неизвестными нам психическими силами, позволявшим им создавать циклопические строения.

Елена Петровна утверждала, что свои знания она получила от двух просветленных махатм, или мастеров, по имени Мория и Куут Хууми, живших в удаленном тайном монастыре в Индии. Эти учители решили передать свою мудрость остальному арийскому человечеству через избранную ими представительницу Елену Блаватскую.

В июле 1884 в Эльберфельде появилось, под председательством Вильгельма ГуббеШлейдена (1846—1916), первое Немецкое Теософское Общество. А через некоторое время во главе немецких теософов оказывается Франц Гартман (1838—1912), человек весьма загадочной и замысловатой судьбы. В 1889 он организует теософский светский монастырь в Асконе. С 1892 Гартман в своем журнале «Цветы лотоса» (1892—1900) печатает переводы индийских священных текстов и переводы Блаватской. Это первое немецкое издание, титул которого украшен свастикой: теософическим знаком.

Однако в самой Германии теософы оставались не очень популярными чудаками, разобщенными и часто враждебными друг другу. Немецкое Теософское Общество было учреждено в августе 1896 как национальная ветвь Интернационального Теософского Братства, основанного американскими теософами круга Виллиан Юдж и Кэтрин Тингли.

Антропософия

Антропософия Доктор Штейнер

В 1902 году генеральным секретарем Немецкого Теософского Общества стал Рудольф Штайнер, молодой ученый, обучавшийся в Вене и приехавший в Веймар для работы над научным наследием Гете. С 1903 по 1908 Штайнер издавал в Берлине журнал «Люцифер». Христианские воззрения Штайнера постоянно вступали в противоречие с индуистской традицией теософов. В 1912 году Рудольф Штайнер учредил собственное Антропософское общество. Антропософия исходила из основанной Р. Штейнером «науки о духе» — сверхчувствительном познании мира через самопознание человека как космического существа.

Перед Первой мировой войной в Вене были весьма распространены лекции, посвященные астрологии, гипнотизму и различным формам предсказания. По всей вероятности, юный Адольф Гитлер достаточно часто посещал подобные мероприятия. За всеми этими астрологиями, френологиями и хиромантиями, за теософией, животным магнетизмом, за текстами розенкрейцеров, каббалистов и алхимиков проглядывало желание доказать преимущество «духовно-религиозного» взгляда на мир перед достижениями естественных наук. Увы, следует признать: в этом смысле обстановка начала XX века пугающе напоминает сегодняшнюю ситуацию...

Ариософия

Два немецких теософа, Гвидо фон Лист и Ланц фон Либенфельс, скрестив теософию с народническими (völkisch) идеями, создали «арийскую мудрость» — ариософию. Эта-то «мудрость» и послужила одним из теоретических обоснований для германского фашизма.

Ариософия появилась в Вене, в которой особенно остро проявился конфликт между немцами и другими нациями Дунайской империи. В городе, где промышленная революция крайне жестко взаимодействовала с массой вчерашних сельских жителей. Именно в этом городе была особенно высока концентрация интеллигентов в первом поколении. У большинства из них молодое вино влили в старые меха.

Гвидо Карл Антон Лист

Гвидо Карл Антон Лист родился в Вене 5 октября 1848 года в семье преуспевающего торговца. В 1862 году, посещая вместе с отцом катакомбы под собором Святого Стефана, Гвидо пережил огромное потрясение. Эта «экскурсия» так подействовала на юного Листа, что прямо в подземной часовне, перед разрушенным алтарем, он поклялся создать храм... Вотану, языческому германскому богу. Во всяком случае, так впоследствии утверждал сам Лист.

Совмещая занятия коммерцией с загородными прогулками, Гвидо вскоре стал весьма неплохим спортсменом, членом Венского гребного клуба и секретарем Австрийской Альпийской Ассоциации. А к современной ему Вене Лист испытывал острую неприязнь, называя столицу Австро-Венгрии «грязным саваном метрополии» с «отвратительными сценами дикой погони за прибылью».

После смерти отца в 1871 году и женитьбы на Елене Форстер-Петерс в 1878 году Лист перестал заниматься торговлей и все свое время посвящал журналистике и исследованиям древней германской истории. Особых доходов эти занятия не приносили.

В 1888 году Гвидо Лист издал свой первый большой роман «Карнунтум», посвященный разгрому в 375 году древнегерманскими племенами римского гарнизона в этом городе. Как считал автор, именно с того времени немецкие племена вышли на арену мировой истории. Роман пользовался значительной популярностью в националистических немецких кругах.

Затем появились на свет новые творения, посвященные древнегерманской истории. Сперва романы («Возвращение юного Дитриха» и «Пипара»), потом пьесы: «Король Ванниус» (1899), «Магический огонь летнего солнца» (1901) и «Золотая монета» (1903).

В апреле 1903 Лист отправил в Академию Наук в Вене свою работу об арийском протоязыке. Академия вернула манускрипт без комментариев. Примерно в это же время писатель обращается к теософии. И в это же время он начинает употреблять перед своим именем аристократическую приставку «фон». Он утверждал, что его прадедушка отказался от титула, так как содержал гостиницу. Друг Листа, Ланц фон Либенфельс, также принял титул в 1903 году.

В 1905 году основывается «Общество Листа». Соединение националистической идеологии и оккультизма привлекло в создаваемое общество значительное количество пангерманистов из Германии, Австро-Венгрии и Швейцарии. Вскоре в 1911 году внутри Общества образуется небольшой круг посвященных: НАО (Höher Annanen-Orden).

Согласно Листу, жрецы древнегерманского бога Вотана были элитой посвященных (Armanenschaft), что соответствовало иерофантам «Тайной доктрины» Блаватской.

В 1914 году Лист издал работу «Протоязык ариогерманцев», в которой использовал теософские понятия применительно к национальному прошлому. Его идея о постоянной борьбе между расой господ (ариогерманцы) и расой рабов (неарийцы) в недалеком будущем перекочевала на страницы нацистских газет.

Весной 1919 года фон Лист отправился в поместье Эберхарда фон Брокхузена, патрона Общества Листа, жившего в Ланжене, около Бранденбурга. Там утром 17 мая 1919 года Лист и скончался от воспаления легких. Для многих Лист был пророком и учителем. И это при том, что большинство его идей не имело никакого реального подкрепления. Так, Лист считал, что первоначальные короли-священники древних германцев в VIII веке устно передали свое тайное знание раввинам Кельна. Раввины же скрыли эти тайны в каббалистических книгах.

В своих работах Лист подробно описал принципы, на которых должно строиться истинное арийское общество. Нюрнбергские расовые законы 1930-х годов необычайно напоминают эти принципы...

Как и довольно многие не слишком далекие люди, Лист считал причиной всех бед Германии заговор некоей Великой Интернациональной Партии. В число ее активистов входили христиане. Ну и евреи, разумеется.

Любопытно, что Лист заявлял: в 1932 году божественная сила должна овладеть коллективным бессознательным немецкого народа. Так что если говорить о дате — то он ошибся всего на год; обо всем остальном, конечно, говорить просто не приходится...

Ланц фон Либенфельс

Иорг Ланц фон Либенфельс утверждал, что родился в Мессине 1 мая 1872 года от барона Иоганна Ланца фон Либенфельса и его жены Катарины, урожденной Скала. В действительности же он родился 19 июля 1874 года в пригороде Вены. Его отец, Иоганн Ланц, был обычным учителем. 31 июля 1893 года Ланц, несмотря на возражения семьи, принял цистерцианское послушничество в аббатстве Heiligen Kreuz недалеко от Вены. А 12 сентября 1897 он постригся в монахи. Его учитель Шлегль считал евреев Ветхого Завета самонадеянными и надменными. Переводы Библии, выполненные Шлеглем, попали в список запрещенных церковью книг.

27 апреля 1899 года Ланц отказался от обета и покинул Heiligen Kreuz, после чего издал три антиклерикальные книги. Сам Ланц был весьма увлечен расовыми теориями и астрологией. В них он находил подтверждение своим взглядам на развитие человечества и на ситуацию в Европе. Ланц считал, что власть грубого большинства характеризовала период 1210—1920 гг. В это время Луна находилась в созвездии Рыб, так что тюрки и евреи сумели ослабить европейскую политику. Рост городов, капитализма, возникновение демократии — все это, оказывается, поддерживалось растущим влиянием пролетариата и расовых меньшинств. Ланц предсказывал, что период с 1920 по 2640 год будет временем возрождения иерархий, потому что в созвездие Рыб перейдет Юпитер.

В 1903 году Ланц опубликовал свою доктрину «Теозоология, или Гримасы Содома и Электрон Богов». Весьма обеспокоенный различными половыми проблемами, он считал, что Ветхий Завет написан для предупреждения арийцев о последствиях беспорядочной сексуальной практики. Бывший монах пытался объединить традиционную иудео-христианскую теологию и новейшие достижения науки (или, во всяком случае, то, что ему представлялось этими достижениями). Особенное внимание он уделял области электромагнитных излучений. В частности, Ланц предполагал наличие у ранних арийцев способности к телепатии, затем утерянной: органы, позволявшие передавать мысли при помощи электромагнитных волн, со временем якобы атрофировались, превратившись в рудиментарные гипофизарную и шишковидную железы. Произошло это из-за скрещивания сверхчеловеков с различными животными и пигмеями.

Однако, проводя жесткую политику сегрегации, арийцы сумеют восстановить чистоту своей крови — и возродят утраченные способности. Естественно, что вся наша планета является неотъемлемой собственностью именно арийцев, которые в будущем и станут хозяевами мира.

Новый орден тамплиеров

Начиная с 1903 года Ланц упорно именует себя фон Либенфельсом, подводя под этот титул различные весьма сомнительные доводы. Непреодолимая тяга немецких оккультистов к аристократическим титулам была своего рода болезнью.

В декабрьском номере своего журнала «Ostara» (1907) Ланц опубликовал программу нового ордена тамплиеров (Ordo Novi Templi — ONT). Этот орден объявлялся арийским обществом взаимопомощи, призванным воспитывать расовое самосознание посредством генеалогических и геральдических изысканий, турниров красоты, а также создания «расовых утопий» в слаборазвитых частях мира.

После I мировой войны Ланц активно участвовал в контрреволюционной деятельности правых в Венгрии. Туда же переходит центр деятельности ONT.

В 1933 Ланц уехал из Венгрии в Швейцарию. Первоначально он поддерживал Гитлера, но после 1933 года перестал ему симпатизировать. Результат последовал немедленно: в Германии теоретические работы Ланца перестали издаваться...

Шварц-Бостунич

Шварц-Бостунич Григорий Васильевич в форме "Чёрного Ордена"

Кроме ариософии, внебрачного отпрыска теософии, в фундамент националсоциализма лег и антисемитизм. Имея собственные германские корни, немецкий антисемитизм не гнушался заимствовать кое-что и на «гнилом Западе», то есть в данном случае — «Востоке». Выходцами из России были, например, такие влиятельные нацисты, как Розенберг и Шейбнер-Рихтер. Именно их трудами немецкий фашизм во многом приобрел, так сказать, теоретическую стройность.

Вообще, связи ранней НДАП с выходцами из России до сих пор являются табу в европейской историографии. А между тем, по мнению историка Уолтера Лакера, «Протоколы сионских мудрецов», послужившие одной из основ нацизма, завезли в Германию Николай Марков и Григорий Шварц-Бостунич. Оба они в дальнейшем достаточно тесно сотрудничали с SS, причем если Марков все-таки больше ориентировался на прогитлеровски настроенную часть русской эмиграции, то Шварц-Бостунич не только стал членом НСДАП, но и дослужился до чина штандартенфюрера SS. А за работы по иудаизму и масонству он даже получил своеобразное научное звание: «почетный профессор SS»...

В биографии этого человека много неясного, включая даже его имя и фамилию. Впрочем, именно эти «неясности» — преднамеренные. Грегор, он же Григорий, Шварц-Бостунич (в некоторых документах он числится «Бастуничем») родился 1 декабря 1883 г. в Киеве. Его отец происходил из аристократической рижской семьи, а родители матери были родом из Сербии и Баварии. В 1908 году в Киеве ШварцБостунич получил образование юриста. С 1910 до 1914 он выпускал собственную газету «Южная копейка», вплоть до 1914 года выходившую ежедневно фантастическим тиражом: 100 000 экземпляров!

В 1914 году Бостунич (тогда он делал упор на сербской части своей фамилии, предпочитая не выпячивать немецкую половинку «Шварц») стал профессором истории литературы и театра в институте Лысенко, а впоследствии возглавил киевский Железнодорожный театр. Он активно боролся против большевиков и был заочно приговорен ими к смертной казни. В процессе контрреволюционной борьбы Бостунич пришел к выводу, что вся революция явилась результатом еврейско-масонского заговора. В 1920 году он бежал в Болгарию.

Находясь за границей, Бостунич поведал о своих встречах в 1917—1918 годах с неким учителем на Кавказе. Высказывается предположение, что этим учителем был Георгий Иванович Гурджиев.

Одной из первых и основополагающих работ Бостунича была книга «Франкмасонство и русская революция». В 1922 году Георгий Бостунич эмигрировал в Германию, где начал активно проповедовать теорию всемирного еврейского заговора.

Первоначально примкнув к антропософам, Бостунич в 1929 году обвинил сторонников Рудольфа Штайнера в... пособничестве еврейским заговорщикам. Став в 1924 году немецким гражданином, Бостунич окончательно изменил свою фамилию на Шварц-Бостунич. Помимо участия в ариософском движении, он активно действует в нацистских политических кругах. В 1920-х гг. Шварц-Бостунич работал на агентство Weltdienst Альфреда Розенберга, а затем на SS.

Reichshammerbund и Germanennorden

Reichshammerbund и Germanennorden Теодор Фрич около 1920 года

Основателем этих организаций был некто Теодор Фрич. Он родился в саксонской крестьянской семье 28 октября 1852 года, в Визенау около Лейпцига. В 1881 Фрич опубликовал сборник пангерманистских и антисемитских текстов под названием «Шаровые молнии».

С января 1902 года Фрич издает журнал «Hammer». Под влиянием этого журнала в Германии начинают создаваться общества того же названия. 5 апреля 1911 года появилась псевдомасонская ложа Вотана, магистром которой был избран Герман Поль. 15 апреля того же года на базе ритуалов ложи Вотана возникла Великая Ложа, в которой Великим Магистром стал сам Тедор Фрич. А 12 марта 1912 года по совету Фрича эта ложа приняла название Germanennorden. Секретарем ордена сделался Герман Поль, присвоивший себе титул Канцлера. К декабрю 1912 года в Орден входило уже 316 братьев.

Однако начавшаяся мировая война привела эту ариософскую организацию в почти полное запустение, многие братья ушли на фронт, приток денег практически прекратился. Поля стали обвинять в том, что он видит смысл деятельности Ордена только в ритуалах, церемониях и банкетах. Участились требования его отставки. В октябре 1916 года он был освобожден от занимаемой должности.

Оскорбленный подобной неблагодарностью, Поль объявил себя Канцлером отколовшейся части ордена, получившей название Germanennorden Walvater. А оставшуюся часть Ордена возглавил генерал-майор Эрвин фон Хаймердингер.

Поль предпринимал отчаянные попытки возродить прежнюю целостность Germanennorden. В газетах появились объявления, приглашавшие к вступлению в Орден светловолосых и голубоглазых немецких мужчин и женщин. Одно из таких объявлений случайно попалось на глаза Рудольфу фон Зеботтендорфу. В сентябре 1916 он посетил главу Germanennorden Walvater. С этого визита и начался новый этап истории Ордена.

Общество Туле

Общество Туле Эмблема общества Туле

Возглавив баварское отделение ордена, Рудольф фон Зеботтендорф добился значительных успехов. Влияние этого отделения в Баварии было весьма велико. Со временем эта часть ордена получила название Thulegesellschaft — Общество Туле. («Туле» в античной историографии — дальняя северная страна, аналог мифической Гипербореи. Очень вряд ли прототипом Туле послужила одна из земель, населенных древними германцами, скорее уж это была кельтская Ирландия — но такие «мелочи» пангерманисты предпочитали игнорировать.) После ноябрьской революции в Германии члены общества приняли самое активное участие в борьбе с коммунистами и социал-демократами.

Многие будущие видные нацисты посещали общество Туле или были его постоянными членами. Например, Альфред Розенберг, Рудольф Гесс, Готтфрид Федер и Дитрих Экхарт, Михель Франк, Антон Дрекслер (основатель нацистской партии) и Генрих Йост (предшественник Вальтера Шелленберга).

Судя по списку членов Thulegesellschaft, опубликованному в 1933 году фон Зеботтендорфом в его книге «Прежде, чем пришел Гитлер», будущий фюрер также посещал Общество. А созданный Обществом Kampfbund Thule (Боевой союз Туле) стал фактически одной из частей НационалСоциалистической Рабочей партии Германии. Да и сама эта партия, по некоторым данным, была детищем Общества Туле.

Всё. Время «предтеч» миновало. То, что последовало дальше, приходится называть уже временем нацизма как такового...

Не следует, конечно, думать, будто эта хворь проявляется только в виде ариософии или оккультизма. Потаенное презрение к собственному народу в его нынешнем виде (формулировка, не всегда внятно озвучиваемая, именно такова!) свойственна не одной лишь догитлеровской Германии. Этой же болезнью хворали и хворают многие, причем в самых разных странах. И всегда используется примерно одна и таже схема: наш народ возник в незапамятные времена, мы были велики и могучи, богом (богами) избраны, приручили лошадь и построили египетские пирамиды, это мы создали Вавилон и Иерусалим, письменность и искусство. Кажется, только на Великую китайскую стену никто, кроме самих китайцев, не претендует...

Разумеется, возникает необходимость объяснить, почему после столь блестящего прошлого возникло не столь уж блестящее настоящее. И, конечно, виноватые в этом упадке легко находятся. А ответив на вопрос: кто виноват? — очень легко ответить и на его продолжение: что делать?

Но как бы ни были забавны все эти рассуждения в научном смысле, кончаются они неизменно одним и тем же. Гекатомбами «врагов» — и такими же гекатомбами своего любимого народа...

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится