![Клео де Мерод: безупречная красота Прекрасной эпохи](https://homsk.com/upload/media/posts/2020-03/16/kleo-de-merod-bezuprechnaya-krasota-prekrasnoj-epohi_1584383416-b.jpg)
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2020-03/16/21931-entry-0-1584383416.jpg)
Художники и скульпторы начала ХХ века боготворили Клеопатру, а фотографы сделали из балерины еще и первую профессиональную модель. Фотографии Клео де Мерод в 1900-е годы можно было встретить в каждом европейском городе.
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2020-03/16/21931-entry-2-1584383416.jpg)
Благодаря расцвету нового искусства ее романтический образ безмятежной красоты называют «открыточной Мадонной»
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2020-03/16/21931-entry-4-1584383416.jpg)
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2020-03/16/21931-entry-5-1584383416.jpg)
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2020-03/16/21931-entry-6-1584383416.jpg)
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2020-03/16/21931-entry-7-1584383416.jpg)
Аристократка-танцовщица
Клеопатра родилась в Париже в 1875 году. Ее отец Карл Фрейхерр фон Мерод (1853−1909), к слову, был известным живописцем-пейзажистом. В семь лет мама отдала девочку в балетную школу при парижской Опере, затем последовали выступления уже на сцене Grand Opera. Злые языки поговаривали, что своей блестящей карьере Клео обязана вовсе не хореографическим данным, а лишь своей дивной красоте. Утверждать ничего не можем, — известно лишь, что карьерой Клео занималась ее матушка, волевая женщина.
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2020-03/16/21931-entry-9-1584383417.jpg)
В 23 года Клео занялась сольной карьерой и выступала на сценах Королевских театров Франции, собирала аншлаги в Фоли-Бержер, гастролировала в Европе и Америке. Пик ее популярности пришелся на 1900−1910-е, но даже после официального ухода со сцены в 1924 году танцовщица иногда выступала по специальным приглашениям антрепренеров в возрасте 50 лет, что для балерины большая редкость.
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2020-03/16/21931-entry-11-1584383417.jpg)
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2020-03/16/21931-entry-12-1584383417.jpg)
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2020-03/16/21931-entry-13-1584383417.jpg)
На Всемирной выставке в Париже 1900 года Клео покорила публику экзотическими камбоджийскими танцами.
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2020-03/16/21931-entry-15-1584383417.jpg)
Красота Клео притягивала известнейших художников и скульпторов ХХ века. Достоверно известно, что Клео позировала Эдгару Дега, вот только отыскать ее стройную фигурку среди ее подруг на картинах нелегко. Завсегдатай репетиций балетной школы и концертов в Опере, художник, далёкий от внешнего лоска и эффектов, которые очаровывают балетоманов, смотрел в самое сердце танца…
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2020-03/16/21931-entry-17-1584383417.jpg)
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2020-03/16/21931-entry-18-1584383417.jpg)
С XVIII века и вплоть до Первой Мировой войны во французском обществе сохранялось твердое предубеждение против дам, выступающим на сцене.
Танцовщицы, балерины, певицы кабаре и цирковые артистки, открыто демонстрирующие свои прелести на сцене, считались куртизанками. Девочек балетной школы 12−16 лет называли маленькими мышками (petites rats). К этим юным весталкам в храм распущенности — «национальный гарем» или «убежище дочерей Венеры», как называли фойе Оперы, — могли пройти лишь самые богатые и влиятельные господа, что порождало множество слухов, карикатур и непристойных анекдотов.
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2020-03/16/21931-entry-20-1584383417.jpg)
Художник Жан-Луи Форен интересовался исключительно закулисной жизнью Фойе Оперы, изображая отталкивающих франтов-поклонников в черных фраках, словно Кротов, преследующих хрупких и беззащитных Дюймовочек.
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2020-03/16/21931-entry-22-1584383417.jpg)
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2020-03/16/21931-entry-23-1584383418.jpg)
Столь несправедливое отношение публики пришлось испытать Клео на собственном опыте, неоднократно защищая свою репутацию даже в суде. Рисунок Тулуз-Лотрека — пожалуй, единственный, изображающий танцовщицу надменной и неприступной светской дамой, словно стоящей выше общественного мнения и равнодушной к сплетням.
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2020-03/16/21931-entry-25-1584383418.jpg)
Сюзерен у ног прекрасной балерины
Красота Клеопатры свела с ума короля Бельгии Леопольда ІІ. Впервые он увидел балерину на сцене в Бордо и не пропускал ни одного ее выступления. 61-летний монарх, старше Клео на 38 лет, как мальчишка, влюбился в красавицу.
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2020-03/16/21931-entry-27-1584383418.jpg)
Многие приписывали им бурный роман, хотя сама танцовщица всю жизнь уверяла, что между ними ничего не было, - лишь один роскошный букет роз, преподнесенный ей после выступления.
Несмотря на все попытки Клео защитить свое честное имя, репутация фаворитки короля прочно за ней закрепилась. Парижане прозвали монарха-поклонника «Клеопольдом», а в прессе появлялись все новые и новые карикатуры, соревнующиеся в остроте и не всегда пристойности.
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2020-03/16/21931-entry-29-1584383418.jpg)
«Я была совершенна ошеломлена теми размерами, что приобрела эта история. Легенда о моей связи с Леопольдом разнеслась по всей Франции, Европе и всему миру. Шаржи, колонки сплетен в прессе, сценки показывали короля и меня за одним столиком в ресторане, открывающими шампанское в „Максиме“, в круизе… Я не знала, что делать с этой немыслимой оглаской, и была совершенно потрясена» — написала в воспоминаниях Клео де Мерод
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2020-03/16/21931-entry-31-1584383418.jpg)
Русские газеты писали не только о намерениях монарха «жениться по любви», но даже о грядущем отречении Леопольда II от престола. Впрочем, в кулуарах поговаривали, что его частые визиты в Париж, — лишь прикрытие тайных политически переговоров.
Но изо всех слухов наиболее ценным для нас является… метро! Мол, король решил сделать Франции ценный подарок, и именно Клео посоветовала финансировать постройку метрополитена. Действительно, в 1900 году таковой был открыт, причем построенный на деньги бельгийского монарха.
Красавица из красавиц - заложница красоты
В 1896 году газета L’Eclat объявила конкурс красоты, победительницу выбирали читатели. Среди 130 претенденток, обогнав Сару Бернар, первой красавицей парижской сцены была признана Клеопатра.
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2020-03/16/21931-entry-34-1584383418.jpg)
На Осеннем Салоне этого года имя Клео де Мерод было также у всех на устах. Скульптор Александр Фальгьер представил свою работу «Танцовщица», для которой позировала Клео. Скульптор изобразил балерину обнаженной. Тщетно Клео убеждала, что в этой скульптуре только ее лицо, публика больше не желала верить в непорочность танцовщицы, припоминая ей роман с бельгийским королем.
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2020-03/16/21931-entry-36-1584383418.jpg)
В открытом письме, опубликованном в Figaro, бельгийский символист Жорж Роденбах вступился за прекрасную Клео. Он упрекал Фальгьера в том, что тот «лишил поэтичности» ее образ, представив ее обнаженной, и теперь «кажется, что все ею обладают»! Несмотря на благие намерения, письмо имело прямо противоположный эффект и вызвало сатирические насмешки в прессе.
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2020-03/16/21931-entry-38-1584383418.jpg)
Сплетни и клевета всю жизнь преследовали эту прекрасную женщину. В 1952 году, когда вышла книга Симоны де Бовуар «Второй пол», в которой Клео названа «дамой полусвета», чаша терпения Клео переполнилась. Она обратилась в суд, чтобы защитить свое доброе имя, и выиграла дело. В 1955 году балерина опубликовала свои мемуары «Балет — моя жизнь».
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2020-03/16/21931-entry-40-1584383418.jpg)
Вообще-то де Мерод требовала от Бовуар еще и 5 млн франков, но из-за того, что балерина не препятствовала распространению слухов «в рекламных целях», даже после признания правоты актрисы Клео по решению суда получила всего 1 франк.
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2020-03/16/21931-entry-42-1584383418.jpg)
Клеопатра стала музой многих европейских скульпторов. Ее удивительная красота вдохновила на создание не одного шедевра.
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2020-03/16/21931-entry-44-1584383418.jpg)
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2020-03/16/21931-entry-45-1584383418.jpg)
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2020-03/16/21931-entry-46-1584383419.jpg)
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2020-03/16/21931-entry-47-1584383419.jpg)
Скрываясь от шлейфа скандальной славы, балерина оставила Париж и выступала на сценах Гамбурга, Берлина, Будапешта и Нью-Йорка. Приезжала и Санкт-Петербург, причем в русском балете именно француженка Клео де Мерод была первой женщиной-балериной, которая танцевала на сцене с партнёром-мужчиной.
Первая фотомодель
Развитие фотографии сделало образ Клео популярным во всем мире. Самые известные фотостудии Парижа — Поля и Феликса Надар, Леопольда-Эмиля Рейтлингера, — экспериментировали с образом Клео. Она появляется на почтовых открытках как модная светская дама, пленительная танцовщица, и даже в молитвенной позе, так идущей ее ангельскому облику. Клео охотно позировала для модных журналов, прославившись как одна из первых профессиональных фотомоделей.
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2020-03/16/21931-entry-50-1584383419.jpg)
В мемуарах красавица вспоминает о том, что в гастрольных поездках ее узнавали на улице, тут же покупали в киосках открытки с ее изображением и мчались за звездой брать автограф. Назойливое внимание заставляло Клео частенько оставаться в номере гостиницы.
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2020-03/16/21931-entry-52-1584383419.jpg)
«Невозможный» гардероб от иконы стиля
Кроме всего прочего, Клео была неисправимой модницей. Ее умопомрачительные наряды сегодня можно увидеть во Дворце Гальера — Парижском музее моды.
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2020-03/16/21931-entry-54-1584383419.jpg)
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2020-03/16/21931-entry-55-1584383419.jpg)
В 2012 году музей издал трехтомный каталог, рассказывающий о 200-летней истории моды. На обложке одной из книг красуется роскошная блуза Клео де Мерод — музы, которую также считают иконой стиля.
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2020-03/16/21931-entry-57-1584383419.jpg)
А еще Клео придумала новую прическу. Вы заметили на всех фотографиях, картинах и скульптурах, как уложены ее волосы? Разделенные на прямой пробор, опущенные на уши, они собраны в низкий узел. Так укладывали волосы не только все европейские модницы в начале ХХ в., но и героини произведений Моэма и Фитцджеральда.
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2020-03/16/21931-entry-59-1584383419.jpg)
Прическу так и называли — «Клео де Мерод». Но злые сплетни не замедлили появиться: мол, танцовщица была вынуждена прикрывать уши, ибо у нее… не было половины одного из них!
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2020-03/16/21931-entry-61-1584383419.jpg)
Клео де Мерод ушла из жизни в 1966 году в возрасте 91 года. На ее могиле в Париже установлена скульптура. Автор работы — маркиз, испанский дипломат, работавший в Посольстве в Париже, скульптор-любитель Луис де Перинат. Луис был единственным известным возлюбленным Клео, которая скрывала свою личную жизнь. Они встречалась в 1906—1919 гг. В 1909 году Луис создал портрет своей возлюбленной.
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2020-03/16/21931-entry-63-1584383419.jpg)
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2020-03/16/21931-entry-64-1584383419.jpg)
Историю Клео де Мерод продолжают рассказывать, восхищаться ее дивной красотой. У самой же танцовщицы была только одна страсть — балет.