«Великий мастурбатор» (1929)
Эта картина, написанная в сюрреалистический период Дали, сейчас экспонируется в Центре искусств королевы Софии в Мадриде. Работа отражает крайне противоречивое отношение художника к сексу. Будучи мальчиком, он нашёл оставленную отцом книгу с фотографиями гениталий, поражённых запущенными венерическими заболеваниями. Они ужаснули и очаровали молодого Сальвадора, и в зрелом возрасте он продолжал ассоциировать секс с гниением.
Центральный профиль в «Великом мастурбаторе» похож на изображение в правой части левой панели «Сада земных наслаждений» крупного мастера Северного Возрождения Иеронима Босха. Там есть композиция из камней, кустов и маленьких животных, которая также напоминает лицо с крупным носом и длинными ресницами.
«Постоянство памяти» (1931)
Эта картина из собрания Музея современного искусства в Нью-Йорке — культовое произведение сюрреализма и одна из наиболее узнаваемых работ Сальвадора Дали. Знаменитые мягкие часы он придумал, глядя на сыр камамбер, который плавился на обеденном столе под жарким солнцем. Эту деталь автор добавил к неоконченному виду мыса Креус, который неоднократно появлялся в его работах. Гала, вернувшись в тот день из кино, сказала, что зритель, который увидит картину однажды, уже не сможет её забыть.
Мягкие часы стали культовым образом в современном мире. Их можно купить в виде аксессуара, предмета интерьера, они нередко обыгрывались в сериалах, например, «Симпсоны» и «Улица Сезам». Сам Дали сделал несколько скульптур и в 1954 переосмыслил их в картине «Дезинтеграция постоянства памяти».
«Мягкая конструкция с варёной фасолью (Предчувствие гражданской войны)», 1936
Дали закончил картину, изображающую ужасы гражданской войны в Испании, всего за шесть месяцев до начала конфликта. Впоследствии он говорил, что якобы знал о грядущем и ссылался на свою работу как на доказательство «пророческой силы своего подсознания». Однако кое-кто предполагает — хотя это и не совсем точно — что художник изменил название картины после начала войны, чтобы подчеркнуть свои способности прорицателя.
На этой картине переданы самоубийственные разрушения, которая несёт гражданская война. Причину, по которой он включил в сцену варёную фасоль, Дали объяснил так: «Невозможно представить себе проглатывание всего этого бессознательного мяса без присутствия какого-нибудь мучнистого и меланхоличного овоща».
«Жираф в огне» (1937)
Это одна из нескольких картин, в которых Дали, как говорят историки, выражает предчувствие Второй мировой войны.
Символом войны здесь является пылающий жираф, которого автор описал как «мужского космического апокалиптического монстра». Этот же образ позже появился в картине «Сотворение чудовищ» (или «Изобретение монстров»).
Женская фигура с выдвинутыми ящиками является отсылкой к психоаналитическому методу Зигмунда Фрейда, которым Дали очень восхищался. Он говорил: «Единственное различие между бессмертной Грецией и нашей эпохой — это Зигмунд Фрейд, который обнаружил, что человеческое тело, которое в греческие времена было просто неоплатоническим, теперь наполнено потайными ящиками, которые открываются только с помощью психоанализа».
«Метаморфозы Нарцисса» (1937)
Эту картину (а также её тогдашнего владельца Эдварда Джеймса) Сальвадор Дали взял на свою первую и единственную встречу с Зигмундом Фрейдом в Лондоне в 1938 году. И это логично, ведь именно Фрейд ввёл в психологию понятие «нарциссизм». Кроме того, это была первая работа, выполненная в канонах параноидально-критического метода Дали, который в значительной степени основывался на трудах Фрейда. Впоследствии учёный похвалил «молодого испанца с искренним взглядом фанатика» за совершенную технику живописи — и Дали этими словами очень гордился.
«Лебеди, отражающиеся в слонах» (1937)
Как и «Метаморфозы Нарцисса», эта картина была написана во время параноидально-критического периода. И в ней также используются двойные образы — одна из излюбленных техник Дали. Но если «Нарциссе» фигура окаменевшего юноши трансформируется в руку, держащую некое семя-яйцо, то в здесь лебеди и мёртвые стволы деревьев позади них отражаются в воде в виде слонов.
«Сон» («Спящий»), 1937
Сальвадор Дали очень ценил сон как источник необычных идей для своих картин. В течение дня он несколько раз засыпал на 20 минут и, проснувшись, зарисовывал увиденное в это время. Кстати, учёные из Сорбонны подтвердили эффективность техники интервального сна при решении трудных задач.
Прототипом главной фигуры в этой картине стала одна из скал мыса Креус, которую местные прозвали «Спящей головой». Этот утёс Дали изобразил практически один в один, разве что вертикально и в соответствии с собственной замысловатой фантазией.
«Вечерний паук сулит надежду» (1940)
Это была первая картина, которую Дали написал в Соединенных Штатах после того, как они с Галой бежали из Европы от ужасов Второй мировой войны. Художник больше не принадлежал к сюрреалистам, и эта работа отмечает его переход к классицизму.
На полотне разворачивается гротескная сцена, центром которой является студенистый автопортрет Дали, окруженный элементами войны. Крылатый купидон прикрывает глаза, указывая на разворачивающиеся ужасы: пушка извергает безглазую лошадь, на землю стекает мягкий самолет, из которого рождается Ника, греческая богиня победы, с одним крылом. Фигура Дали с женской грудью держит виолончель, которая больше не может играть. Из тела прорастают чернильницы, как намёк на профессию его отца (нотариус) или возможные договоры, которые разрешат кризис. В том же году Дали сказал репортеру, что, согласно старому крестьянскому поверью во Франции, увиденный вечером паук-сенокосец сулит удачу на следующий день.
«Сон, навеянный полётом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения» (1944)
В 1962 году Дали сказал, что эта картина должна была «впервые выразить в образах открытие Фрейдом длительного сновидения, вызванного внешним раздражителем, который заставляет спящего проснуться. Подобно тому, как падение иглы на шею спящего одновременно вызывает его пробуждение и длинный сон, кончающийся гильотиной, жужжанье пчелы вызывает здесь укус жалом, который разбудит Галу».
Штык, как символ жалящей пчелы, может обозначать внезапное пробуждение женщины от безмятежного сна. Слон на ногах фламинго — искажённая версия скульптуры Бернини на площади Минервы в Риме. Маленький гранат, парящий между двумя каплями воды, может обозначать Венеру — особенно учитывая его тень в форме сердца. Он также может быть христианским символом плодородия и воскресения.
«Искушение святого Антония» (1946)
Культовая работа сюрреалиста в настоящее время экспонируется в Королевских музеях изящных искусств Бельгии в Брюсселе. Дали написал «Искушение святого Антония» в 1946 году для конкурса. Его организовал среди ведущих сюрреалистов кинопродюсер Дэвид Лоу для съемок фильма «Личные дела милого друга».
В картине Дали можно найти множество сюрреалистических элементов, типичных для его работ. Примечательно, что «Искушение Святого Антония» — первое из произведений, в которых художник проявил свой интерес к переходу между земным и небесным.
Что же касается цели создания картины — это было единственное художественное состязание, в котором участвовал Дали. Но его обошёл Макс Эрнст, который получил 2500 долларов, а его работа — 8 секунд экранного времени.
«Портрет Пабло Пикассо в XXI веке» (1947)
Эту картину Дали написал для своего «Театра-музея» в Фигерасе. Там она выставлена в центре зала «Рыбные лавки», напротив «Мягкого автопортрета с жареным беконом» (1941). Атрибуты портретируемого, — рога, мандолина, гвоздика и камень — трактуются по-разному. Однозначно объясняется лишь цветок жасмина — символ Малаги, где родился Пикассо.
Сам Дали заявлял, что это — портрет высокомерного, жестокого и сентиментального императора. О том, что он приписывал Пикассо именно этот титул, свидетельствует свидетельствует литография Moi aussi, j’ai connu l’Empereur («Я тоже знал императора»). На ней Пикассо изображён с лавровым венком на голове.
«Галатея сфер» (1952)
Дали сильно заинтересовался ядерной физикой с момента первых взрывов атомной бомбы в августе 1945 года. Его любимой пищей для размышлений стало то, что материя состоит из атомов, которые не соприкасаются друг с другом. В своих картинах он начал изображать парящие предметы, не контактирующие между собой. Его друг, художник Антони Питшот, вспоминал, что Дали очень гордился глубиной перспективы в «Галатее…» и сферами, которые он написал.
Автор хотел, чтобы эта картина была выставлена на мольберте, принадлежавшем французскому художнику Жану-Луи-Эрнесту Мейсонье, в зале под названием «Дворец Ветра» в Театре-музее в Фигерасе. Там она находится и по сей день.
«Христос Иоанна Креста» (1952)
Это, пожалуй, самая известная икона XX столетия. Вдохновение для неё явилось художнику во сне — в нём эта картина была «ядром атома». «Это ядро затем приобрело метафизический смысл, и я рассматривал это как основную составляющую Вселенной — Христа!», — пояснял затем Дали.
Для фигуры Христа позировал голливудский каскадёр и гимнаст Рассел Сондерс. Художник подвесил его к специальной раме в своей студии, чтобы увидеть, как выглядит тело под нужным углом и как на него воздействует сила тяжести. Впоследствии спортсмен рассказывал, что Дали был очень скрупулёзным и аккуратным в передаче всех деталей.
«Содомское самоудовлетворение невинной девы» (1954)
Другие варианты названия этой картины — «Юная девственница, содомизированная собственной непорочностью» или «Юная девственница, содомизированная рогами собственной непорочности». В 1950-х годах одним из любимых объектов Дали были рога носорога. Здесь ягодицы модели состоят из двух сходящихся рогов, а ещё два — парят под ними.
Часто можно прочесть легенду о том, что эта работа — месть Дали его сестре в ответ на публикацию весьма нелицеприятной биографии художника. И действительно, главная героиня здесь похожа на «Фигуру у окна» (1925), для которой позировала Ана Мария. На самом же деле «молодая девственница» взята с фотографии из секс-журнала 1930-х годов. Картина долгое время входила в коллекцию «Особняка „Плейбой“», а в 2003 году была продана в Лондоне за 1,35 миллиона фунтов стерлингов.
«Дезинтеграция постоянства памяти» (1954)
Эта картина стала переосмыслением культовой сюрреалистической работы «Постоянство памяти», но выполненным уже в «ядерно-мистический период». Дезинтеграция затронула все предметы, которые были изображены в оригинале — и мыс Креус, и долину Ампурдан, и часы, и спящую голову-автопортрет. Появились выпрямленные носорожьи рога, которые Дали считал идеальной логарифмической спиралью, а также рыба. Она, вероятно, символизирует Христа — ведь художник в этот период пытался соединить увлечение ядерной физикой и новообретённую католическую веру. Впрочем, судя по документальным сведениям, он больше декларировал свой католицизм, нежели исповедовал его.
Возможно, вы не увидели какую-то еще, несомненно, широко известную работу Сальвадора Дали в этом перечне. Неудивительно: плодовитый художник создал обширную галерею запоминающихся образов. При составлении этого списка нами, прежде всего, были учтены поисковые запросы интернет-пользователей.