Пером, кистью и объективом: австро-венгерская военная пропаганда периода Первой мировой войны
39
просмотров
Творчество в дыму сражений.

Первую мировую войну часто называют «первой войной пропаганды». Это не совсем правильно, так как средства пропаганды применяли и ранее. Но эта война стала поистине первой «мультимедийной», когда к печатному слову, изобразительному искусству и фотографии добавился тогда ещё «великий немой» — кинематограф. Выдающийся израильский государственный и политический деятель Абба Эвен когда-то отметил: «Пропаганда — это искусство убедить других в том, во что сам не веришь!» И действительно, в условиях войны первой задачей для поддержания боевого духа как на фронте, так и в тылу стало уничижение врага, буквально втаптывание его в грязь с одновременным возвеличиванием всего «своего». Впрочем, изучая австро-венгерское наследие, нам придётся признать: не всё было так примитивно.

С началом Первой мировой военные власти всех участвовавших в ней государств создали специальные органы, призванные в первую очередь контролировать (или, проще говоря, цензурировать) исходящую информацию. Не менее важным было признано направление фронтовых новостей в правильное для государства идеологическое русло. Рассмотрим, как это было сделано в Австро-Венгрии.

Приказом от 28 июля 1914 года при Верховном командовании (Armeeoberkommandos) австро-венгерских вооружённых сил была создана военная пресс-служба общей армии (k.u.k. Kriegspressequartier (KPQ)). Во главе неё встал оберст Генерального штаба (позже повышенный в звании до генерал-майора) Максимилиан фон Хоен (Max Ritter von Hoen). В результате многочисленных реорганизаций системы военного управления после восшествия на престол императора Карла в марте 1917 года фон Хоена на этом посту сменил оберст Генерального штаба Вильгельм Эйснер-Бубна (Wilhelm Eisner-Bubna). Он оставался главным военным пропагандистом габсбурской монархии до конца войны.

Фельдмаршал-лейтенант Максимилиан фон Хоен. Рисунок Оскара Брюеха, начало 1915 года
Оберст Генерального штаба Вильгельм Эйснер-Бубна

В первый год «Войны всех войн» было также создано общее для Австрийской империи и Венгерского королевства «Телеграфное бюро» (k.u.k. Telegraphen-Korrespondenz-Bureau). Кстати, оно существует и поныне, но уже под другим названием — «Австрийское пресс-агентство» (Austria Presse Agentur (APA)). Это был официальный рупор габсбургской монархии на международной арене. KPQ фактически стало его подразделением.

Гостиница Stelzer на улице Кетцергассе в пригороде Вены Родаун. Во время Первой мировой войны здесь было расквартировано KPQ. Фото около 1900 года, здание не сохранилось

Вскоре после начала войны было признано, что для полноценной работы KPQ необходимо привлечь к сотрудничеству не только писателей и журналистов, но также художников, фотографов и кинодокументалистов.

Все сотрудники KPQ находились на полном государственном содержании, им выдавали обмундирование, а к нему специальные чёрно-жёлто-чёрные (в государственных цветах Австрийской империи) нарукавные повязки с надписями белого цвета «PRESSE», «KUNST» или «KRIEGSPRESSEQUARTIER». Эти повязки были разработаны ещё в 1910 году, задолго до войны. Их изготавливали из хлопчатобумажной ткани, ширина была определена в 5,4 см, а длина — приблизительно в 50 см. Повязки следовало носить на левой руке выше локтя.

Нарукавная повязка военного художника

Группа художников

Группой художников (Kunstgruppe) в 1914–1916 годах руководил оберст Вильгельм Йон (Wilhelm John), который в 1909–1918 годах возглавлял Военно-исторический музей (k.u.k. Heeresmuseums (HGM)), радующий любителей военной истории и поныне. С 1916 года и до конца войны пост командира группы художников занимал майор Георг Собичка (Georg Sobicka).

Вильгельм Йон, около 1930 года

Первоначально местом «штаб-квартиры» художественной группы выбрали военный архив (k.u.k. Kriegsarchiv), располагавшийся в здании военно-исторического музея (k.u.k. Heeresmuseum) — именно туда художники сдавали свои работы, и именно оттуда они распределялись по музеям, выставкам и государственным учреждениям. Весной 1916 года управление группой переехало в венскую Академию изящных искусств.

Военные власти не пустили дело на самотёк — было издано «Предписание по живописному освещению войны» (Vorschrift für die bildliche Berichterstattung im Kriege), в котором, в частности, говорилось о задачах художников:

«…эффективно, на уровне современной пропаганды, донести до граждан страны и за рубежом информацию о вооружённых силах в правильном свете, подготовить материалы для последующих исторических исследований, прославляющие подвиги в искусстве и литературе».

Согласно этой инструкции художники должны были изыскивать «…эффектные и интересные моменты фронтовой жизни», а военное начальство всячески им в этом помогать. При этом не обязательно требовалось отображать только бравурную и победоносную сторону деятельности армии — широко использовались и угнетающие мотивы, призванные передать тяготы и лишения военной жизни.

Афиша выставки работ сотрудников KPQ, 1916 год

Пейзажисты должны были в первую очередь обращать внимание на окружающую природу, чтобы после войны создавать монументальные полотна, призванные прославить победы австро-венгерской армии. Портретисты — в карандашных рисунках запечатлеть как можно больше генералов и офицеров, выдающихся героев войны, а создание монументальных живописных портретов также оставалось делом будущего. Куда более важная роль отводилась мастерам жанровой живописи — они должны были в кратчайшие сроки создавать как можно больше пусть и не очень высокохудожественных картин, но таких, которые можно было быстро перевести на пропагандистские открытки и предоставить для печати в прессе. Как правило, их сюжеты были посвящены конкретным подвигам. Художников командировали на фронт, и они были обязаны еженедельно выдавать минимум один эскиз и ежемесячно сдавать минимум одну картину.

Конечно, мало кто знал о существовании такого «творческого плана», поэтому художников на фронте считали лодырями, нашедшими выгодную и безопасную синекуру и не подвергавшимися никакой опасности. Впрочем, стоит признать, что по сравнению с жизнью фронтовиков эти представления были не такими уж далёкими от правды. Гораздо большей свободой и уважением пользовались скульпторы, не покидавшие тыла, а потому и не попадавшиеся на глаза фронтовикам.

Автор второго, удачного, наступления против Сербии генерал-оберст Карл Терстынски фон Надяш позирует для скульптора
Командующий 5-й армией генерал от инфантерии Светозар Бороевич фон Бойна позирует для бюста, 1916 год
Ротмистр барон Николай фон Диффтурт, личный адъютант генерала от инфантерии Светозара Бороевича фон Бойна, позирует для бюста, 1916 год
Скульптура гусара общей армии

Конкуренция между художниками была огромна — в KPQ обращались и маститые мэтры, и неизвестные самоучки. Отбор был тщательным и зависел не только от художественного мастерства, но и от скорости работы, и даже от происхождения — нужно было соблюдать пропорцию между выходцами из Австрийской империи и Венгерского королевства. Немаловажную роль в отборе играло и то, что к концу войны вооружённые силы требовали всё больше и больше «пушечного мяса», причём вне зависимости от того, какими талантами человек обладал кроме возможности прицеливаться и нажимать на спусковой крючок. Может быть, именно из-за этого в группу художников привлекли шесть женщин, некоторые из которых оставили немалый след в искусстве ХХ века.

За годы войны было организовано 33 выставки, которые экспонировались не только в Австро-Венгрии, но и за рубежом. В общей сложности на них было выставлено более 9000 работ (!).

Командующий 5-й армией генерал от инфантерии Светозар Бороевич фон Бойна позирует для портрета. Постойна (Словения), 1916 год

Фредерика («Фрици», «Фредди») Ульрейх (Friederike Ulreich, 1865–1936) была самой пожилой художницей в группе. Она происходила из семьи офицера и была инвалидом. В 1914 году Ульрейх начала сотрудничество с KPQ и в этом же году была направлена на Балканский фронт. Оттуда она привезла много картин, среди которых особое место занимали изображения руин Белграда и солдатских могил. Весь свой гонорар художница передала в фонд помощи инвалидам австро-венгерской армии.

Фредерика Ульрейх, «Военный мост под Белградом», 1915 год. Военно-исторический музей (Вена, Австрия)

Гелен Арнау (Helene Arnau, 1870–1958), дочь придворного актёра, в молодости училась в венской Академии изящных искусств на скульптора. В феврале-мае 1917 года работала на фронте в Каринтии.

Стефани Холленштайн (Stephanie Hollenstein, 1886-1944) была самой молодой сотрудницей KPQ. Она отличилась тем, что переодевшись в мужское платье, записалась в тирольское ополчение (k.k. Standschützen) и даже участвовала в боях.

Стефани Холленштайн, «Портрет солдата»,1917 год. Галерея Стефани Холленштайн Художественного музея (Листенау, Австрия)
Стефани Холленштайн, «Умирающий солдат»,1917 год. Галерея Стефани Холленштайн Художественного музея (Листенау, Австрия)

Среди мастеров мужского пола также можно выделить выдающихся художников.

Альбин Эггер-Линц (Albin Egger-Lienz, 1868–1926) — автор, возможно, наиболее известной (по крайней мере, часто цитируемой) австрийской картины на тему Первой мировой войны — «Безымянные», которая была написана в 1916 году и вынесена в заголовок этой статьи. Эггер-Линц был незаконнорожденным сыном церковного художника, рано проявил талант, обучался в мюнхенской Академии изящных искусств, неоднократно получал награды за своё мастерство. В 1909 году он стал членом объединения «Венский сецессион». На следующий год ему предложили стать профессором венской Академии изящных искусств, но в дело вмешался всесильный наследник престола Франц Фердинанд — его оскорбил подарок императору от художника к 60-летию восшествия на престол, представленный на специально организованной к юбилею выставке. Эрцгерцог посчитал, что картина «Пляска смерти Девятого Года» (Der Totentanz von Anno Neun) непатриотична и недостаточно благочестива для престарелого монарха. Сама работа была посвящена сбору австрийского ополчения в 1809 году в период Наполеоновских войн. Ещё до вступления Италии в Первую мировую войну, в апреле 1915 года, Эггер-Линц, не служивший срочную службу в вооружённых силах, записался добровольцем в тирольский ландштурм (k.k. Standschützen). На войне талант художника пригодился прежде всего в рытье окопов и маскировке казематов горной крепости Томбио (Tombio). От этого ужаса Эгер-Линца спас полковой врач, поставивший 47-летнему художнику диагноз «проблемы с сердцем в высокогорье». Оставив фронт, Эггер-Линц начал сотрудничество с KPQ и много рисовал для австрийского Красного Креста, «Отдела военного попечительства» (Kriegsfürsorgeamt) и других благотворительных организаций. С мая 1916 года он творил только у себя в студии.

Альбин Эггер-Линц, 1906 год
Нашумевшая картина Эггера-Линца «Пляска смерти Девятого Года», 1906–1908 годы. Галерея Бельведер (Вена, Австрия)
Альбин Эггер-Линц, «Безымянные», 1916 год. Военно-исторический музей (Вена, Австрия)
Альбин Эггер-Линц, эскиз к картине «1915 год», 1916 год. Военно-исторический музей (Вена, Австрия)
Альбин Эггер-Линц, «1915 год», 1916 год. Военно-исторический музей (Вена, Австрия)
Альбин Эггер-Линц, «Финал», 1918 год. Военно-исторический музей (Вена, Австрия)
Альбин Эггер-Линц, «Мёртвый солдат после Героической миссии», 1918 год. Военно-исторический музей (Вена, Австрия

Антон Файстауэр (Anton Faistauer, 1887–1930) происходил из крестьянской семьи, проживавшей в Тироле. Художественное образование получил в частной школе, а затем в венской Академии изящных искусств. В 1916 году художника призвали в 59-й пехотный полк общей армии и направили на фронт. В 1918 году он был признан непригодным к строевой службе и прикомандирован к KPQ, в котором занимался главным образом организацией выставок.

Антон Файстауэр, 1928 год
Антон Файстауэр, «Кавалерист и маршевая колона», 1928 год. Военно-исторический музей (Вена, Австрия)

Фердинанд Андри (Ferdinand Andri, 1871–1956) был сыном позолотчика скульптур, в первую очередь освоил искусство резьбы по дереву, а образование получил сначала в Государственной индустриальной школе в Инсбруке, а потом в венской Академии изящных искусств. Как и Эггер-Линц, он был членом «Венского сецессиона» и в 1905–1906 годах даже возглавлял это объединение. В 1915 году Андри подал заявление на сотрудничество в KPQ, которое было удовлетворено. В ноябре–декабре того же года он работал в Белграде, в 1916 году ездил сначала в Черногорию и Албанию, а потом в горные массивы Ортлер и Доломитовые Альпы на Итальянском фронте. В 1918 году находился при командовании 10-й армии в Тироле. Много работал на «Детский фонд» (Kinderhilfswerks) и «Фонд помощи военным инвалидам» (Kriegsinvalidenstiftung).

Александр Деметриус Гольц (Alexander Demetrius Goltz, 1857–1944) родился в семье инженера путей сообщений и вырос в Вене. Художественное образование получил сначала в мюнхенской, а затем венской Академиях изящных искусств. Первоначально Гольц приобрёл славу исторического живописца, затем — пейзажиста и портретиста. Позже он стал известным художником театральных декораций. Наиболее известной работой Гольца во время сотрудничества с KPQ стала картина «Осада Антверпена в 1914 году», на которой он изобразил расчёт 30,5-см мортиры (к сожалению, обнаружить её в интернете нам не удалось).

Александр Деметриус Гольц, «Автопортрет», 1889 год
Александр Деметриус Гольц, «Восточный базар», 1886 год

Ганс Ларвин (Hans Larwin, 1873–1938) родился в Вене в семье изготовителя вееров. У него рано обнаружили талант и отдали учиться сначала в Венскую школу декоративно-прикладного искусства, а затем, с 1889 года, в венскую Академию искусств. Здесь его учителями были известнейшие живописцы Австрийской империи: с 1891 года — Кристиан Грипенкерл, с 1893 года — Август Айзенменгер, с 1894 года — Казимир Похвальский. Ещё во время учёбы Ларвин стал призёром Золотой медали Фюгера (с 1836 по 1997 год золотую степень этой награды получили всего 27 художников!). В 1898 году Ларвин получил Римский грант (Rompreis) — государственную стипендию на поездку по Италии для рисования. Он также посетил Мюнхен, Париж и Нидерланды, в 1907 году был удостоен Малой золотой государственной медали (Kleine Goldene Staatsmedaille), на следующий год — Императорского гранта (Kaiserpreis), в 1913 году получил уже Большую золотую медаль (Große Goldene Staatsmedaille), в первый год войны — Грант Фридриха Добнера фон Добенау (Friedrich Dobner von Dobenau-Preis), а в 1915 году — Венский грант (Preis der Stadt Wien). В 1914 году 40-летний художник, имея звание лейтенанта резерва, подал заявку на сотрудничество с KPQ. С 18 августа 1917 по ноябрь 1918 года Ларвин был в командировках на различных фронтах, некоторые из его работ этого периода теперь хранятся в Военно-историческом музее в Вене.

Ганс Ларвин, «Солдат и Смерть», 1917 год. Военно-исторический музей (Вена, Австрия)

Макс фон Пош-Габленц (Max Edler von Poosch-Gablenz, 1872–1968) родился в Поле (ныне — Пула, Хорватия) в семье морского офицера. С 1889 года он учился в венской Академии искусств, а затем — в Веймарской художественной школе. Чтобы отточить свой талант, молодой художник путешествовал по Италии, Бельгии, Нидерландам и Скандинавии. Являясь офицером резерва, с началом Первой мировой войны Пош был мобилизован и служил командиром гаубичной батареи на Восточном фронте. Осенью 1915 года он подал заявление о сотрудничестве с KPQ, куда был принят 20 октября. Кисти гауптмана Поша принадлежит изображение Дунайской флотилии. В 1916 году его командировали на Албанский фронт, а затем на Итальянский в Южном Тироле (горные массивы Ортлер и Вальсугана). В ноябре 1916 года Пош работал с авиацией 11-й армии. В мае 1918 года император наградил его Рыцарским крестом австрийского Ордена Франца Иосифа с Военным отличием и Мечами (Ritterkreuz des Franz-Joseph-Ordens mit Kriegsdekoration und Schwertern), что дало право на личное дворянство с обязательными добавлениями к фамилии: «Edler» — «благородный», предикат «фон» и территориальное имя «Габленц». В KPQ фон Пош состоял до сентября 1918 года.

В межвоенный период художник продолжал работать, был очень популярен, и его работы даже приобрели для будущего Музея фюрера (Führermuseum) в Линце. После войны его привлекли к восстановлению росписи залов венского Военно-исторического музея, который пострадал во время авианалёта в 1944 году.

Макс фон Пош-Габленц
Макс фон Пош, «Рукопашная между австро-венгерскими и итальянскими солдатами в высокогорье», 1917 год. Военно-исторический музей (Вена, Австрия)
Макс фон Пош «Боевое звено D3 над горным массивом Брента», 1917 год. Военно-исторический музей (Вена, Австрия)
Фреска Макса фон Пош «Сражение при Колине», 1950 год. Военно-исторический музей (Вена, Австрия)

Оскар Ласке (Oskar Laske, 1874–1951) родился в Черновцах в семье промышленного архитектора. Он окончил архитектурный факультет венской Академии изящных искусств, но в 1904 году переключился на живопись. Ласке является автором серии акварелей, изображающих пейзажи, жанровые сценки, городскую архитектуру и написанных после путешествий по Европе и Северной Африке. Также Ласке был известен как график и книжный иллюстратор. В Первую мировую войну он служил офицером в Галиции, с 1915 года — на Итальянском фронте на реке Изонцо. Затем сотрудничал с KPQ.

Карл Фридрих Гсур (Karl Friedrich Gsur, 1871–1939) был сыном известного скульптора и гравёра Карла Людвига Гсура. Получил образование в венской Академии изящных искусств, путешествовал по Тунису, Франции и Нидерландам. С началом Первой мировой войны как офицер ландштурма был призван в действующую армию и служил порученцем (Ordonnanzoffizier) при штабе 25-й пехотной дивизии для связи с 4-м «Хох- и Дайчмайстера» и 84-м «барона фон Больфраса» пехотными полками общей армии, а также 10-м егерским батальоном «оберста Карла фон Копаля». В этом качестве художник участвовал в боевых действиях при Комарове, Львове, над Бугом и при Сапанове. В мае 1917 года его назначили ординарцем эрцгерцога Петера Фердинанда, а в ноябре произвели в гауптманы. Одновременно с октября 1914 года Гсур активно сотрудничал с KPQ, куда регулярно отсылал свои работы. Заслуги художника и солдата были отмечены сначала Военной медалью заслуг, а затем Рыцарским крестом Ордена Франца Иосифа.

Карл Фридрих Гсур, «Оборонительный бой пулемётного отделения. 2-е пулемётное отделение 4-го пехотного полка «Хох- и Дойчмайстера» на высоте Сокаль над Бугом, 20 июля 1915 года», 1915 год. Военно-исторический музей (Вена, Австрия)
Карл Фридрих Гсур, «Портрет фельдмаршал-лейтенанта Адольфа фон Буга», между 1914 и 1917 годами

Людвиг Генрих Юнгникель (Ludwig Heinrich Jungnickel, 1881–1965) был сыном плотника из Восточной Баварии. Когда будущему художнику исполнилось четыре года, семья переехала в Мюнхен, где Людвиг учился в Школе прикладного искусства (Kunstgewerbeschule). Когда мать умерла, Людвиг с младшим братом переехали в Рим, где старший Юнгникель зарабатывал, продавая туристам рисунки архитектуры «Вечного города». Итальянский археолог Орацио Маручи предложил ему зарисовывать коллекцию ватиканского музея. Рисунки были настолько хороши, что вскоре Людвиг уже копировал картины, а затем был направлен в монастырь Танцберг в Клагенфурте, чтобы выучиться на церковного художника. В 1899 году он поступил на отделение живописи венской Академии изящных искусств. Художник много путешествовал и много учился, получил признание и множество наград. В конце 1915 года Юнгникеля призвали в германскую армию, в которой он прослужил шесть месяцев, но на фронт так и не попал. В 1918 году получил австрийское гражданство.

Александр Пок (Alexander Pock, 1871–1950) окончил венскую Академию изящных искусств. Талант художника проявился в изображении военных и лошадей, благодаря чему на него обратил внимание наследник престола эрцгерцог Франц Фердинанд. Сразу после начала войны Пок был призван в KPQ. Художник посетил фронты в Галиции, Трансильвании, на Изонцо и в Южном Тироле. Он сделал множество эскизов карандашом и, возвращаясь в свою мастерскую, немедленно переводил их в картины маслом.

Александр Пок, «Торжественное прохождение 4-го пехотного полка «Хох- и Дойчмайстера» перед эрцгерцогом Евгением», 1896 год. Военно-исторический музей (Вена, Австрия)
Александр Пок, «Автопортрет», 1910 год

Оскар Кокошка (Oskar Kokoschka, 1886–1980), выдающийся художник и писатель, яркий представитель австрийского экспрессионизма, родился в семье, ведущей своё происхождение от пражских ювелиров. Художественное образование получил в Венской школе прикладного искусства (Universität für angewandte Kunst Wien), где одним из его преподавателей был Густав Климт. На разразившуюся Первую мировую войну Оскар пошёл добровольцем и попал на фронт в Галиции, где получил пулевое ранение в голову (из-за чего потерял ушную раковину) и тяжёлое штыковое ранение в лёгкое. Удивительно, но после этих ранений Кокошке удалось вернуться в расположение своих войск. После лечения он поступил на службу в KPQ и в 1916 году был откомандирован на фронт на Изонцо.

Оскар Кокошка, «Автопортрет»

Альфред Базель (Alfred Basel, 1876–1920) был сыном венского владельца фабрики. Как и Кокошка, он окончил Венскую школу прикладных искусств, путешествовал по Италии и Германии. Служил офицером резерва, поэтому в марте 1915 года был призван в чине лейтенанта в действующую армию. Вместе с 4-й армией воевал в Галиции, участвовал в наступлении в Царстве Польском, попал на фронт в Карпатах. После болезни Базель был комиссован осенью 1915 года и начал сотрудничать с KPQ. В 1916 году он посетил военную флотилию на Висле, фронты в Карпатах, Албании, на Изонцо и в степной части Украины.

Альфред Базель, «Штурм села Старый Корчин 1-м полком австрийского ландштурма, 22 декабря 1914 года», 1914 год
Альфред Базель, «Бой в Карпатах», 1915 год
Альфред Базель, «После прорыва на Тальяменто», 1918 год

Журналисты

К сотрудничеству с KPQ удалось привлечь и многих выдающихся мастеров пера. Среди них были не только журналисты, известные с довоенных времён, но и те, чей талант расцвёл уже после крушения габсбурской монархии. Упомянем наиболее известных из них.

Нарукавная повязка военного корреспондента
Военный корреспондент на фронте (хорошо видно нарукавную повязку с надписью

Художник и писатель, идейный вдохновитель венской художественной школы фантастического реализма Альберт Пэрис Гютерсло (Albert Paris Gütersloh, настоящие имя и фамилия Альберт Конрад Китрейбер (Albert Conrad Kiehtreiber), 1887–1973). В 1914 году издавал журнал «Knockabout», из которого после начала войны был приглашён к сотрудничеству с KPQ.

Альберт Пэрис Гютерсло Programmzeitschrift der RAVAG «Radio Wien» 30 января 1931, S. 14
Альберт Гютерсло, «Портрет Эгона Шиле», 1918 год. Миннеаполисская школа искусств, США

Дизайнер, писатель и иллюстратор произведений Достоевского и Эдгара По, соучредитель «Нового мюнхенского художественного объединения» (впоследствии — «Синего всадника») Альфред Кубин (Alfred Leopold Isidor Kubin, 1877–1959).

Альфред Кубин, 1904 год
Альфред Кубин, «Идол», около 1900 года
Альфред Кубин, «Путь к неизвестному», около 1900 года

Писатель и впоследствии командир венской Красной Гвардии, участник Гражданской войны в Испании Эгон Эрвин Киш (Egon Erwin Kisch, 1885–1948) считается одним из величайших репортёров в истории журналистики. Происходил из пражской семьи торговцев текстилем. В октябре 1904 году после окончания школы пошёл однолетним добровольцем в армию, но из-за постоянных конфликтов с военным начальством, которое считало его анархистом, бóльшую часть службы провёл под арестом. Звания офицера резерва не получил, и был уволен в запас капралом.

Одним из самых ярких эпизодов в предвоенной профессиональной деятельности Киша стало освещения событий вокруг «Дела Редля». В начале Первой мировой войны он был призван в родной полк и отправлен на фронт в Сербию, где вместе со своими товарищами пережил позор первого поражения на реке Дрина. В феврале 1915 года вместе с частями 8-го корпуса был переброшен на Восточный фронт, а 18 марта получил тяжёлое ранение. После выписки из госпиталя Киш был признан непригодным к воинской службе. В 1916 году работал в Дьюла (Венгрия) военным цензором в этапной команде. В 1917 году (уже будучи в звании лейтенанта) написал прошение о переводе в Вену в военную пресс-службу, где был поставлен приводить пресс-релизы в соответствие с официальной гасбургской пропагандой. Эта работа окончательно сформировала взгляды Киша как абсолютно левые.

Эгон Эрвин Киш в Мельбурне, 1934 год

Писатель, драматург и эссеист Роберт Музиль (Robert Musil, 1880–1942) родился в семье профессора гимназии. Офицер запаса, он с энтузиазмом принял начало войны, уехал из Берлина, где работал редактором одной из газет, и уже 20 августа 1914 года записался добровольцем в ландштурм города Линца. К этому времени Музиль был известным литератором, и ему предлагали воспользоваться проблемами со здоровьем (у него имелись проблемы с нервами и сердцем) и выбрать себе нестроевую должность в тылу. Сначала он охранял границу с Италией в Южном Тироле в должности командира 1-й роты 24-го маршевого батальона ландштурма, затем нёс службу около Тренто, где чуть не погиб под лавиной. В сентябре 1915 года Музиль чуть не погиб от авиационной стрелы, сброшенной с итальянского военного самолёта — этот эпизод биографии позже стал частью рассказа «Чёрный дрозд». Весной 1916 года он перенёс тяжёлое инфекционное заболевание, в октябре был назначен ответственным редактором «Тирольской солдатской газеты» (Tiroler-Soldatenzeitung) и занимал этот пост до февраля 1917 года. С марта 1918 года работа Музиля была связана с KPQ — он стал редактором солдатской газеты «Родина» (Heimat).

Обер-лейтенант резерва Роберт Музиль, 1918 год

Писатель-экспрессионист, мастер магического реализма и литературы ужасов Леопольд Перуц (Leopold Perutz, 1882–1957). Отец Леопольда торговал текстилем в городке Раковник в 50 км от Праги. 1 октября 1903 года Леопольд поступил однолетним добровольцем в 8-й Пражский ландверный полк (k.k. Landwehrregiment Nr. 8 Prag), однако оказался плохим учеником, и его оставили дослуживать на общих основаниях второй год. В запас он вышел в звании капрала. Так как писатель страдал близорукостью, то с началом Первой мировой войны его не призвали. Только в августе 1915 года Перуц был направлен на четырёхмесячный курс военной подготовки под Будапешт, а в конце марта 1916 года отправлен на Восточный фронт, где под Рогатином 4 июля получил лёгкое огнестрельное ранение. Впоследствии его всё же произвели в лейтенанты, а в августе 1917 года направили на работу в военную пресс-службу.

Лео Перуц, 1926 год

Журналист, фотограф, писатель и путешественница Алиса Шалек (Alice Therese Emma Schalek, 1874–1956) работала под псевдонимом Пауль Михаэли (Paul Michaely). Родилась в семье венского рекламщика. В 1914 году стала одним из организаторов благотворительной организации «Чёрно-жёлтый крест» (Schwarz-Gelbe-Kreuz), которая заботилась о воинах. В 1915 году Алиса Шалек начала сотрудничество с военной пресс-службой и писала корреспонденцию из Доломитовых Альп, с Сербского (Южного) фронта и с фронта на реке Изонцо — горы были ей особенно близки, так как она была заядлой альпинисткой. За свою благотворительную деятельность Шалек в 1917 году была удостоена Золотого Креста заслуг с Короной на ленте Медали за храбрость — очень необычной для женщины награды. В том же году она оставила профессию военного репортёра (предположительно, из-за того, что её патриотические отзывы о войне были подвергнуты уничижительной критике в обществе).

Писатель, поэт и драматург, основатель существующего поныне Зальцбургского театрального фестиваля Гуго фон Гофманшталь (Hugo von Hofmannsthal, 1874–1929) происходил из семьи с чешскими, еврейскими и ломбардскими корнями. Его прадед Исаак Лев Гофман выкрестился в православную веру и за успехи в развитии австрийской промышленности был возведён в рыцарское достоинство императором Фердинандом I. После первого курса юридического факультета Венского университета Гуго против отцовской воли записался однолетним добровольцем в 6-й драгунский полк (k. u. k. Dragoner-Regiment Friedrich Franz IV. Großherzog von Mecklenburg-Schwerin, Nr. 6), расквартированный в Брно и Годонине (Моравия) и после прохождения службы стал офицером резерва. Когда грянула Первая мировая война, фон Гофманшталю уже исполнилось 40 лет, он был женат и имел слабое здоровье, поэтому его призвали офицером в ландштурм и направили на службу в Истрию. Позже он получил назначение в «Отдел военного попечительства» (Kriegsfürsorgeamt), ездил с лекциями и выступлениями, в том числе за границу.

Гуго фон Гофманшталь, 1910 год

Журналист и писатель-юморист Александр Рода Рода (Alexander Roda Roda, 1872–1945). Родился в еврейской семье тюремного надзирателя в Хорватии. После окончания Венской школы права 1 октября 1893 года начал военную карьеру в корпусном артиллерийском полку в Аграме (ныне — Загреб, Хорватия). В 1894 году принял христианство, в 1899 году поменял фамилию с Шандора Розенфельда (Sándor Friedrich Rosenfeld) на Рода, а в 1906 году — на Рода Рода. В 1907 году из-за «дискредитации офицерской чести» был лишён воинского звания. В ответ Рода Рода отнёс свой мундир портному, который пришил к нему красную (как у генералов на шинели) подкладку — в нём писатель выступал перед публикой, этот наряд стал его визитной карточкой. С 11 августа 1914 года был военным корреспондентом «Ной Фрай Пресс» и до 1917 года написал для газеты более 700 статей.

Теодор Майерхофер, «Александр Рода Рода», не позднее 1907 года

Писатель и драматург Ференц Молнар (Ferenc Molnár, 1878–1952) считается самым великим венгерским драматургом ХХ века. Родился в семье будапештского врача. В 1914 году был призван в армию и отправлен на фронт в Галицию, откуда присылал корреспонденцию в свою газету «Вечер», откуда её перепечатывали «Морнинг Пост Лондон» и «Нью-Йорк Таймс». В 1916 году статьи были собраны в книгу «Военный дневник корреспондента», за которую император наградил Молнара Орденом Франца Иосифа.

Ференц Молнар, 1941 год

Писатель Роберт Михель (Robert Michel, 1876–1957). Родился в семье государственного служащего. В 1890 году поступил в пражскую Школу кадетов, в 1895 году в звании лейтенанта был переведён в Вену, в 1911–1914 годах работал в военном архиве. В 1914 году начал сотрудничать с военной пресс-службой, писал военные рассказы и повести. В 1915–1917 годах служил секретарём комиссии Министерства иностранных дел по вопросам оккупированных территорий в Польше и Галиции. В 1917-1918 годах — на фронте, дослужился до майора. В последние два месяца войны руководил Городским и Академическим театром Вены.

Майор Роберт Михель, 1918 год

Австрийский и американский писатель-экспрессионист Франц Верфель (Franz Viktor Werfel, 1890–1945). Родился в семье известного в Праге производителя перчаток. В 1911–1912 годах прошёл службу однолетним добровольцем в одном из полков, расквартированных в Праге. В 1915–1917 годах служил на Восточном фронте в Галиции, после чего начал сотрудничество с военной пресс-службой.

Журналистов везут на фронт
Франц Верфель, 1940 год
Журналисты на стрельбище
Журналист на стрельбище. Хорошо видно нарукавную повязку с надписью «PRESSE»

Фотографы

Австро-венгерская армейская пресс-служба широко задействовала военных фотографов. Официальным рупором фотопропаганды вооружённых сил двуединой монархии была еженедельная газета «Наш воин» (Unsere Krieger). Сегодня более 33 000 фотографий периода Первой мировой войны хранятся в фотоархиве Австрийской национальной библиотеки.

Военный фотокорреспондент, Владимир-Волынский, март 1918 года

Одним из самых известных фотографов, сотрудничавших с KPQ, был Хуго Эйво (Hugo Eywo, 1877–1953). Впоследствии известный и как актёр, и как кинооператор, Хуго происходил из древнего аристократического рода, его отец сражался против инсургентов на стороне мексиканского императора Максимилиана I (младшего брата Франца Иосифа). В 1914 году Эйво создал в Вене информационное фотоагентство «Illustrationsbüro Wiener Photo-Centrale».

Кинематографическое отделение

В 1915 году в структуре KPQ появилось специфическое отделение «Filmexpositur», основанное австрийским пионером кинематографии графом Александром «Сашей» Йозефом Коловрат-Краковским (Alexander «Sascha» Joseph Graf Kolowrat-Krakowsky, 1886–1927). Коловрат-Краковский спас многих деятелей кино от призыва в армию и отправки на фронт, привлекая их в свою творческую группу. Кинематографисты были подотчётны военному архиву.

Александр Коловрат-Краковский (слева) во время работы, 1916 год
Военный кинодокументалист

В течение войны к сотрудничеству с KPQ было привлечено около 550 журналистов и деятелей искусств, в том числе 346 художников. Конечно, большинство из них были патриотами, преданными делу родины и монархии, но были и те, кто за пропагандистской работой скрывался от фронта, и даже такие, которых насильно задействовали против их желания. Однако, наблюдая за результатами их творчества сегодня и тем более сравнивая с наследием более поздних войн, можно смело утверждать, что австро-венгерские власти не ставили целью одурачить своих граждан. Наоборот, в пропагандистском изобразительном искусстве Австро-Венгрии видны попытки донести правду о тяготах и ужасах войны.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится