Сегодня мы предлагаем разобраться, какую роль сыграли в биографии великого постимпрессиониста цифры, и узнать, что означали для Лотрека числа 152, 3000 и 1,5.
***
24 года исполнилось графине Адель Тапье де Селейран накануне появления на свет ее первенца, Анри Мари Раймона. Мальчик был желанным ребенком в аристократической семье де Тулуз-Лотрек-Монфа, ведущей свой род от короля Карла Великого. Правда, страсть предков художника к сохранению «чистоты крови» роковым образом сказалась на его жизни: родители будущего живописца приходились друг другу кузенами, и из-за кровосмесительной связи Анри передалось множество генетических болезней.
2 года было Анри в 1867 году, когда родился его брат Ричард-Константин. Легенда гласит, что на именно на крестинах малыша впервые проявился дар Тулуз-Лотрека. Когда все взрослые расписывались в церковной книге, Анри начал требовать, чтобы ему тоже дали поставить подпись. Просьба была удовлетворена, и мальчик нарисовал в книге вола, да с таким мастерством, которое удивило всех взрослых. К сожалению, всего через год брат Анри умер, а их родители развелись, отдав теперь уже единственного ребенка на попечение няни.
5 лет спустя мальчик переехал из родового гнезда в Париж, к матери, где поступил на учебу в лицей и начал делать рисунки и карикатуры в своих тетрадях. Увидев их, семья поняла, что у Анри есть художественный талант. Его отец и дядя были живописцами-любителями, поэтому они поддержали творческие устремления отпрыска.
152 см — рост Лотрека во взрослом возрасте. С детства у него было множество проблем со здоровьем, хрупкие кости и деформированное лицо. Современные ученые объясняют это наследственными генетическими заболеваниями, а также, возможно, врожденным сифилисом, передавшимся художнику от матери.
В 13 лет Анри сломал шейку бедра правой ноги, а через год — левой. После этого ноги юноши перестали расти, хотя верхняя часть тела продолжила развиваться. Физические изъяны причиняли живописцу как физические, так и моральные страдания, которые он всю жизнь скрывал за маской жизнерадостности и самоиронии.
3 учителя живописи было у Тулуз-Лотрека. Первым из них стал анималист Рене Пренсто. На момент начала занятий с Анри художнику было 37 лет, он был глух от рождения и обожал лошадей. Любовью к этим животным отличался и сам Лотрек: вместе с отцом он часто посещал цирки и скачки. Лошади стали точкой соприкосновения между учителем и учеником, и на их примере Пренсто научил Анри мастерски передавать движение в рисунке.
2 года Тулуз-Лотрек учился у Пренсто, после чего покинул родовое гнездо и второй раз в жизни отправился в Париж. Мать Анри мечтала, что ее сын станет востребованным и уважаемым художником, а потому использовала все свои связи, чтобы устроить юношу в мастерскую известного академиста Леона Бонна. Правда, меньше, чем через год Лотрек сменил студию и стал учиться у Фернана Кормона, который давал своим студентам некоторую свободу в творчестве.
2 близких друга появились у Анри в Париже: Эмиль Бернар и Винсент Ван Гог. Вместе они посещали студию Кормона, вместе отправлялись писать с натуры, и вместе же кутили в питейных заведениях. В одном из таких мест Лотрек написал портрет Ван Гога, уловив все характерные черты приятеля — вскоре умение Анри «схватить натуру» принесет ему успех в плакатной живописи.
Общество 20-ти — так называлось объединение бельгийских художников конца XIX века, организовывавшее выставки импрессионистов и постимпрессионистов. Тулуз-Лотрек участвовал в ежегодных вернисажах группы, а также в выставках Салона Независимых и в парижском «Салоне ста». В 1890 году, во время банкета по случаю очередной выставки Общества ХХ, Лотрек вызвал на дуэль символиста Анри де Гро, критиковавшего работы Ван Гога. К счастью, де Гро извинился, и дуэль так никогда и не состоялась.
3 персональных выставки художника были организованы при его жизни: в 1893 и 1896 году в Париже, а также в 1898 году в Лондоне. Вообще, Лотрек считал себя англофилом, и не раз бывал в британской столице: там он выполнял заказы на создание плакатов, а также поддерживал дружеские отношения с графиком Обри Бердсли и писателем Оскаром Уайльдом.
22.4 млн долларов стоила самая дорогая картина Тулуз-Лотрека, ушедшая с молотка на аукционе Christie’s в 2005 году. Ей стала «Прачка» — полотно 1886 года, на котором изображена одна из любимых натурщиц художника, проститутка Кармен Годен. Анри называл девушку Рыжей Розой, а отношения, связывавшие их, были отнюдь не платоническими. Есть мнение, что именно Кармен заразила живописца сифилисом.
Около 100 рисунков и 50 картин Лотрека запечатлели девушек из публичного дома на улице Амбуаз, где он часто бывал, и даже какое-то время жил. Художник был вхож в комнаты женщин в любое время, присутствовал при их туалете, дарил подарки, играл с ними в карты и просто вел задушевные разговоры. Конечно, среди проституток были любовницы Анри — стоит вспомнить Мирей с улицы Амбуаз, Мари Шарле или ту же Кармен Годен. Но в основе его интереса к таким девушкам все же было что-то другое. Сам Тулуз-Лотрек как-то воскликнул: «Наконец-то я нашел женщин не выше меня!»
47×55.3 см — размер полотна «Похмелье», на которой Лотрек изобразил художницу Сюзанну Валадон. Говорят, что Сюзанна и Анри были любовниками, и что девушка даже собиралась замуж за живописца. Спустя какое-то время они расстались, но новое имя — до встречи с Лотреком женщину звали Мари-Клементин — осталось с ней навсегда.
0 франков — столько стоило художнику посещение Мулен Руж с тех пор, как в 1891 году он создал первый рекламный плакат для кабаре. На нем Анри изобразил танцовщиков Ла Гулю и Валентина Бескостного. Позже на его постерах появлялись и другие артисты заведения: певица Иветт Гильбер, клоунесса Ша-У-Као, шансонье Аристид Брюан и танцовщица Джейн Авриль. Все они стали «визитными карточками» творчества Тулуз-Лотрека.
3 тысячи копий первого плаката были развешаны по всему Парижу, и привлекли в Мулен Руж толпы людей. С тех пор живописец создал еще 30 рекламных постеров в технике литографии.
Около 350 эстампов и афиш выполнил Тулуз-Лотрек в период с 1891 по 1899 год, оказав огромное влияние на формирование графического языка эпохи модерна. Литографией художник увлекся под влиянием японской гравюры, популярной среди постимпрессионистов. Самая масштабная серия, выполненная в этой технике, состояла из 11 эстампов «Кафе-концерт», и тиражировалась при жизни Лотрека в огромных количествах, рассчитанных на любителей эстрады.
39 рисунков пастелью и мелом на цирковую тематику сделал Анри во время трехмесячного пребывания в санатории коммуны Нёйи-сюр-Сен. Там он лечился от психоза, вызванного алкоголизмом: с возрастом живописец употреблял все больше и больше спиртного. Цирковая тема была одной из самых важных в творчестве Лотрека, а еще она помогла ему вырваться на свободу: увидев рисунки художника, врачи решили, что его состояние стабилизировалось.
1 трость: она была вечной спутницей Тулуз-Лотрека, так как после переломов, полученных в подростковом возрасте, он с трудом передвигался. Та же трость стала замаскированной флягой, когда, уже после пребывания Анри в санатории, мать приставила к нему компаньона. Сопровождающий следил, чтобы художник не употреблял алкоголь, но тот каждое утро заливал пол-литра бренди в свою «ликерную палку» и пил его на протяжении дня.
Из 2 ингредиентов состоит коктейль «Землетрясение», изобретение которого приписывают Лотреку. Для его изготовления живописец смешивал абсент и коньяк в пропорции 3:3 и подавал в винном кубке. После такого напитка мало кто мог устоять на ногах, что и отразилось в его названии. Вообще, Анри был страстным кулинаром: он готовил изысканные блюда и коктейли, а также обожал приглашать друзей на великолепные застолья.
1,5 бочки вина ежегодно просил художник высылать ему из дому. Помимо этого, из семейных поместий он получал выдержанные коньяки, дичь, домашние заготовки и другую снедь, которую использовал для создания деликатесов. Уже после смерти Лотрека была издана книга его кулинарных рецептов, среди которых можно найти способы приготовления морских свинок, сурков, голубей и кузнечиков.
3 месяца не дожил Анри Тулуз-Лотрек до своего 37-летия. Он умер от осложнений, вызванных алкоголизмом и сифилисом, на руках у своей матери, в поместье Шато Мальроме. В последние месяцы жизни художник был прикован к инвалидной коляске и почти не писал.
2 последних фразы, произнесенные художником на смертном одре, были обращены к его отцу. Отношения Тулуз-Лотрека с семьей были сложными: самым близким человеком для него была мать, всегда поддерживавшая сына, а вот отец появлялся в жизни живописца периодически и совершенно не ценил его искусство. Тем не менее, граф Альфонс прибыл в шато незадолго до смерти Анри, чтобы услышать от сына следующие слова: «Я знал, папа, что ты не пропустишь смерть. Старый дурак!»
Менее 20 лет длилась творческая жизнь Анри Тулуз-Лотрека. За этот период он создал 737 картин, 275 акварелей, 363 гравюры и плаката, 5084 рисунка, несколько керамик и витражей.
Более 1000 работ сына и денежные средства пожертвовала графиня Адель музею Берби в городе Альби, чтобы выставить там коллекцию произведений Анри. Сейчас в Берби находится единственный в мире музей Тулуз-Лотрека.
19 век: в своих работах художник запечатлел целый пласт французской культуры конца XIX в., неотъемлемой частью которой стал он сам.