Ученик Василия Поленова, друг Константина Коровина и Валентина Серова, Сергей Виноградов обрел свою «тихую гавань» в жизни и творчестве. Немногим это удавалось в ту эпоху. Расплатой за обретенное благополучие стало забвение на долгие годы. Зато теперь у работ мастера «цены на миллион» — долларов.
Способности к рисованию у Сергея Виноградова проявились с детства. Его отец, сельский священник, не стал препятствовать талантам сына, который часто наблюдал за работой местных иконописцев. Сергей закончил церковно-приходскую школу, учился в Костромской гимназии и в 1880 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Его преподавателями были знаменитые художники-передвижники Евграф Сорокин, Владимир Маковский, Илларион Прянишников.
Главным и любимым учителем Виноградова стал Василий Поленов, который уделял большое внимание формированию личного почерка учеников. Он, помимо музеев, показывал им коллекции произведений знаменитых мастеров из собраний Павла и Сергея Третьяковых — Коро, Делакруа, Энгра, Курбе. Учился Сергей очень прилежно, получил две малые, а в 1888 году — большую серебряную медаль. Год спустя он закончил училище, получив звание классного художника, и поступил в Академию художеств. Болезнь не позволила юноше продолжить учебу: он заболел тифом и был вынужден вернуться в Москву. В 1889 году Виноградов начал принимать участие в выставках Московского общества любителей художеств. За картину «Обед работников» в 1890 году художник был удостоен 3-й премии Общества.
Поправив здоровье, Сергей Виноградов уехал в Украину, в Харьков, где начал преподавательскую деятельность в ремесленном училище, получив в придачу освобождение от воинской службы. Харьковская школа живописи к тому времени уже могла похвастаться крепкими мастерами-новаторами — такими, как Иван Похитонов, Петр Левченко.
Помимо общения с художниками, Виноградов завел знакомства в среде коллекционеров, часто бывал в гостях у московского владельца сахарных заводов и коллекционера Павла Харитоненко, приезжал погостить и поработать в имение Всеволода Мамонтова в Тульской губернии. Виноградов много работал, отдавая предпочтение жанровым деревенским сценкам, дополняя реалистическое искусство импрессионистскими акцентами. В 1892 году художник становится членом Товарищества передвижных художественных выставок. Его сотрудничество с «передвижниками» продолжается вплоть до 1901 года. Картины художника охотно покупают, он обретает финансовую самостоятельность — мечта любого живописца.
На каникулах Виноградов обязательно ездил в Москву, к друзьям, захаживал на Поленовские рисовальные вечера, в которых участвовали ученики мастера — Константин Коровин, Сергей Иванов, Абрам Архипов, Александр Головин, Исаак Левитан. Вернувшись в Москву, Виноградов попробовал свои силы в книжной графике, работал в издательстве А. Д. Ступина.
С 1897 года Сергей Виноградов — преподаватель рисунка в Строгановском училище, а также в Училище изящных искусств Анатолия Гунста.
После возвращения в Москву возобновилось общение Виноградова с Константином Коровиным, которое вскоре переросло в крепкую дружбу. Оба художника были люди мягкие, дружелюбные, жизнерадостные — и это в полной мере отражалось в их картинах. В 1897 году Коровин купил у Саввы Мамонтова участок земли во Владимирской губернии, на берегу реки Нерль, где построил себе дом и мастерскую. Сюда, на охоту и рыбалку, он приглашал своих друзей и знакомых. Виноградов очень любил бывать у друга Кости в Охотино: сюда приезжали Валентин Серов, певец Федор Шаляпин с дочерью Ириной, писатель Максим Горький. Они ходили на рыбалку, писали этюды, а неповторимая атмосфера деревенской спокойной жизни выплескивалась на полотна.
В неспешных вечерних беседах Коровин и Серов неоднократно рассказывали друзьям о своем путешествии на Север, которое они совершили летом 1894 года на средства Саввы Мамонтова. Идея повторить этот вояж объединила Виноградова и его коллегу по Училищу изящных искусств Гунста, художника Василия Переплетчикова. В 1902 году они отправились в путь: проехали Рыбинск, Архангельск, потом путешествовали по Северной Двине, к Белому морю, посетили Соловецкие острова. Эта поездка осталась на речных и морских пейзажах, в жанровых картинах, выполненных в характерных для северных просторов жемчужно-серых, голубых и серо-зеленых тонах.
Виноградов влюбился в Архангельск и позже приезжал сюда на этюды. Он писал порт и суда на рейде, северные деревни и их жителей. В очерке «Поездка на Север» художник описал влияние местной природы на своего друга Переплетчикова: «Василий Васильевич учуял Север, понял его, в его вещах строгость, стильность, величавость природы очень переданы и прочувствованы». Виноградов и сам «учуял Север», в его работах появились новые, импрессионистские нотки
В декабре 1901 года Сергей Виноградов вместе с Василием Переплетчиковым, Аполлинрием Васнецовым и Николаем Досекиным выступили инициаторами создания выставочного объединения «36 художников». Новое общество мастеров искусства выросло из протестных дискуссий о неравноправии молодых художников, являющихся членами общества передвижников. Жюри там не приветствовало новых исканий и часто отказывало молодежи в приеме их картин для участия в выставках. Зато в объединении «36 художников» жюри не было вообще. Первая выставка открылась 10 января 1902 года в залах Строгановского училища и была хорошо встречена и публикой, и критиками.
Год спустя большинство членов объединения вошли в Союз русских художников; Виноградов стал одним из его учредителей. Дела шли успешно. Как вспоминал художник Михаил Нестеров, «…торговля идет бойко, чтобы купить что-нибудь в день открытия — стояла очередь. Вот как теперь у нас живется «бедным художникам»!
Сергей Виноградов прекрасно разбирался в новейших течениях западного искусства. В 1902 году он вместе с промышленником Михаилом Морозовым совершил поездку в Европу. Именно при участии Виноградова Морозов приобрел у Амбруаза Воллара знаменитый «Портрет Жанны Самари» кисти Ренуара, полотна Дега и Сезанна.
Вот как сам Виноградов описывал процесс покупки этой картины: «Начались переговоры о приобретении м-м Самари. Как это было интересно, прямо поэтично, ежедневно по нескольку раз осматривание этого дивного произведения на знаменитой рю Лаффитт в галерее-магазине. Самари… в светло-розовом платье, смешной моды 70-х годов, вся в свету, без теней, так совершенно написана, что немного и у французов такой высоты достижения в искусстве. Начался торг. Воляр (Амбруаз Воллар — парижский маршан и коллекционер) спросил 24 тысячи франков, мы стали давать меньше, наконец вещь купили за 20 тысяч франков».
Уйдя с орбиты «передвижников» в 1901 году, Виноградов расширил свою выставочную активность. Он принимает участие в экспозициях общества «Мир искусства» (1901−1903 и 1906 гг), конечно же, в выставках «36 художников» и Союза русских художников. От жанровой картины он постепенно уходит в пейзажную живопись. В 1904 году Виноградов представил свои картины на Международную выставку в Дюссельдорфе, год спустя участвовал в экспозициях русских мастеров в Берлине и Париже, которые организовал Сергей Дягилев. Картина Виноградова «Летом» в 1909 году была удостоена золотой медали Международной художественной выставке в Мюнхене.Виноградов вспоминал: «Когда мы с Мишей покупали Ренуара, тогда же у Воляра увидели впервые несколько вещей (мало) Гогена, пришедших с острова Таити, где Гоген жил одичавшим таитянином. Вещи были интересны очень в цвете, но столь необычны, с таким дикарским рисунком форм, что нужно было действительно мужество, чтобы такую вещь приобрести тогда. И все же, оправившись от первых странных ошарашивающих впечатлений, я учуял, что это подлинное искусство, и искусство немалое. Я начал убеждать Михаила Абрамовича купить одну вещь, особенно чудесную в красках: стоили вещи гроши. Миша начал хохотать и отказываться. Тогда я решил, что вещь возьму себе. Тут Миша сдался, и картина была куплена за 500 франков».
Достижения Сергея Виноградова на профессиональном поприще признали и его коллеги в России: в 1912 году он становится академиком Академии художеств, а четыре года спустя — действительным членом Академии.
Наряду с педагогической деятельностью Виноградов совершенствовал свои литературные таланты. Он становится участником Московского литературно-художественного кружка, публикует рецензии, создает книжные иллюстрации. В годы Первой мировой войны художник создает ряд агитационных открыток и плакатов.
В 1914 году судьба вновь свела Сергея Виноградова с его бывшей ученицей, Ириной Казимировоной Войцеховской. Разгорелся роман, но свадьба последовала только четыре года спустя. Войцеховская оставила кисти, став любимой моделью и музой художника. Супруги жили мирно в любви и согласии. Детей у них не было.
В 1915 году Константин Коровин впервые пригласил Виноградова на свою дачу в Гурзуфе. Следующие три года художник регулярно навещал эти живописные места, оттачивая мастерство в изображении эффектов солнечного света и наполняя полотна яркими красками Крыма. С приходом Октябрьской революции с полюбившимися местами пришлось расстаться.
В первую годовщину Октября Виноградов принял участие в оформлении Кремля. Тем временем многие друзья уехали, многие — собирались в эмиграцию, а те, кто оставался, были далеки по духу: авангардизма художник не признавал. В 1923 году Виноградов вместе с коллекционером Иваном Трояновским решили организовать выставку работ русских художников в США — этот слегка авантюрный проект все же состоялся.
По дороге в Нью-Йорк, вместе с Константином Сомовым и Игорем Грабарем, в декабре 1923 года Виноградов приехал в Ригу. После ужасов и холода зимней голодной Москвы столица Латвии встретила их теплом, изобилием и милой буржуазностью. Виноградов вспоминал, какое на них, полуголодных и измученных, произвела вокзальная буфетная стойка, полная закусок. «Эстет, подтянутый и тонкий Сомов, никогда в жизни не бравший в рот ни капли водки, увидев ее [буфетную стойку — прим.авт.], не выдержал и выпил с нами несколько рюмок… Я объездил всю Европу, был полонен Испанией, влюблен в Париж… Но тогда же я решил, что буду жить только в Риге».
В Советскую Россию Виноградов не вернулся. После выставки в США он действительно приехал в Ригу, где его взял под свое крыло художник Николай Богданов-Бельский. Они вместе работали над городскими пейзажами, выезжали на пленэры в восточную обасть страны — Латгалию. Вид на жительство художнику помог оформить его давний знакомый, художник Вильгельм Пурвитис, основатель и первый ректор Латвийской академии художеств. Вскоре приехала жена Виноградова, Ирина Войцеховская, и жизнь художника постепенно снова стала спокойной и размеренной. Он возобновил преподавательскую деятельность — вначале в мастерской Богданова-Бельского, а позже — в собственной школе-студии. В 1925 году он провел свою первую персональную выставку в Риге. Картины Виноградова, прекрасного рисовальщика и тонкого колориста, по-прежнему быстро находили своих покупателей.
В 1929 году Сергей Арсеньевич выпустил альбом с видами Псково-Печерского монастыря, расположенного в Эстонии. Год спустя в Риге состоялась выставка работ девятнадцати его учеников. Газеты отмечали талант педагога, который «…в противоположность нашим руководителям мастерских Академии художеств не влияет подавляюще на особенности учащихся, разрешая каждому из них развиваться разносторонне…» Виноградов по-прежнему много внимания уделял выставкам, на которые представлял свои работы почти что ежегодно: Прага, Копенгаген, Лондон, Белград, Рига… Его картины покупали музеи и царственные особы, критики всегда были благосклонны, ученики — усердны. Это была замечательная жизнь.
«Виноградов — поразительный художник, к чему бы он ни прикоснулся, все вдруг начинает трепетать и светиться. По этим холстам разлита ласковая и восхитительная радость, в этом мире хочется жить».
Петр Пильский, публицист газеты «Сегодня». 1935
Зимой 1938 года Сергей Виноградов тяжело заболел воспалением легких. Художника не стало 5 февраля 1938 года. Его похоронили в Риге, на православном Покровском кладбище. После начала Второй мировой войны супруга художника, Ирина Войцеховская уехала в Канаду, забрав с собой наследие мужа — более 250 картин.
Творчество Сергея Виноградова на его родине вскоре позабыли, хотя его картины были и в Третьяковке, и в Одесском художественном музее. В начале XX века интерес к творчеству талантливого русского импрессиониста возрос, о чем свидетельствуют суммы за его полотна, которые выкладывают участники аукционов. Так, в 2007 году на аукционе Sotheby’s картина Сергея Виноградова «Вид на Печерский монастырь», выставленная с эстимейтом 60−80 тысяч фунтов стерлингов, ушла за 513 тысяч фунтов (более 1 млн. долларов США). Три года спустя, в 2010-м, картина Виноградова «Вид на Ай-Петри, Крым» (1916) на аукционе Sotheby’s была продана за 902 тысячи долларов США, превысив эстимейт в 6 раз.
Подчеркнуто легкие и радостные сюжеты картин Сергея Виноградова идут вразрез с драматическими событиями первой трети XX века, будто бы художник рисует другую жизнь — отчасти выдуманную, желанную, отчасти реальную. Во времена революции мастер старательно избегает любого намека на меняющиеся обстоятельства. Он поэтизирует быт и смотрит на все со стороны: пейзажи полны красок, московские улочки освещены солнцем, яркие и чистые цвета скрывают приметы бедности окружающего мира.