Страсти по фильму «Спасти рядового Райана»
0
1,131
просмотров
Эпохальный фильм, который разделил военный кинематограф на «до» и «после». И дело не в том, что «Спасение рядового Райана» может похвастаться каким-то великим сюжетом или откровениями. Вовсе нет. Просто в конце 90-х годов в кинематографе окончательно победила великая технологическая революция, заложенная в 1977 году создателями «Звездных войн».

За два десятилетия компьютер прочно закрепился в кинопроцессе и позволил создавать фильмы со спецэффектами невиданного качества. Военный кинематограф на тот момент оказался практически в забвении. Фильмы о Вьетнаме вытеснили продукцию о Второй мировой войне, но к концу 80-х годов и Вьетнам превратился в прошлое. В результате в 1994 году, когда праздновалось пятидесятилетие со дня высадки союзников в Нормандии, ничего заметного киношники не сделали. Тем не менее, сама тема Второй мировой войны не утратила популярности. Были ее фанаты и среди работников киноиндустрии.

В 1994 году голливудский сценарист Роберт Родат посетил мемориал в деревушке Путни Корнерс (штат Нью-Хэмпшир). Этот мемориал посвящен всем солдатам США, погибшим в период между Гражданской войной и войной во Вьетнаме. Здесь он узнал о судьбе восьми родных братьев, которые погибли в годы Гражданской войны. Эта история заинтересовала его. Родат решил, что перенесет ее во Вторую мировую войну и начал писать сценарий. Текст пришлось переделывать одинадцать раз — только после этого он был принят продюсерами. На финальной стадии написания сценария Родат привлек Тома Хэнкса, которого изначально хотел видеть в качестве исполнителя главной роли. А сам Хэнкс принес готовый сценарий лично Стивену Спилбергу в руки.

Никто еще не доказал, что нельзя бросаться минометными минами в людей, но никто не взялся за то, чтобы доказать, что это можно делать

К этому моменту Стивен Спилберг уже неоднократно касался темы Второй мировой войны. Он снял такие фильмы, как «1941», «Империя Солнца», «Список Шиндлера», а также серию про Индиану Джонса. В общем, режиссер был «в теме». Позднее он рассказывал, что еще в 14 лет снимал свои первые фильмы именно про Вторую мировую. Он давно хотел сделать военную картину, и когда ему принесли сценарий Родата, он понял — это то, что ему нужно.

Всех актеров, отобранных на роли рэйнджеров, направили в Калифорнию — в специальный лагерь, принадлежащий фирме, которая специализируется на подготовке артистов к исполнению ролей, связанных с военной тематикой. Командует фирмой капитан Корпуса морской пехоты США в отставке Дэйл Дэй, весьма примечательный человек, оставивший в военном кино неизгладимый след. Интересно, что Мэтта Дэймона, который должен был играть Райана, готовили отдельно, поскольку перед Дэем была поставлена задача выработать у «рэйнджеров» командный дух.

Дэйл Дэй, капитан Корпуса морской пехоты (в отставке). Он организовал компанию, которая занимается подготовкой актеров к съемкам в военном кино. Сам Дэй не только снимается в фильмах, которые консультирует. Его облик заимствован для одной из компьютерных игр о Второй мировой

Съемки проходили в течение двух месяцев на территории Ирландии, Великобритании и частично во Франции. После этого прошел сложный период постпродакшн, в ходе которого сятый материал обработали на компьютерах, свели звук и т. д. Наконец 24 июля 1998 года картина, бюджет которой составил 70 миллионов долларов, вышла на экраны.

Начало июня 1944 года в Нормандии выдалось прохладным, так что дохлые коровы не успели бы раздуться до такой степени, как в фильме

Фильм открывается грандиозной сценой высадки американской пехоты на участке «Омаха бич». Не вдаваясь в подробности реальной истории, заметим, что основной задачей рэйнджеров было захватить позицию у Пуант де ля Персе, что позволило бы высадившимся войскам быстро продвинуться вглубь континента. Но все пошло не так, как было задумано. По ряду причин немецкую оборону на плацдарме не смогли подавить. В результате первая волна десанта попала под массированный прицельный огонь немцев и была буквально прижата к песку.

В ходе «раскрутки» фильма в интернете появлялся этот кадр. Очевидно, планировались какие-то эпизоды с танками в сцене высадки. Однако в релизе этих эпизодов не оказалось

Рэйнджеры потеряли половину своего личного состава, но смоли укрыться за скалами. Постепенно они пришли в себя, командиры восстановили управление разрозненными подразделениями, и через пару часов рэйнджеры с пехотинцами смогли забраться на скалы и разрушить несколько немецких узлов сопротивления. Все это показано в фильме, причем сцена высадки поразила зрителей своей жестокостью и натуралистичностью. Тем не менее, кое-чего в ней все-таки не хватает. Например — генерала-бригадира Кота, заместителя командира 29-й пехотной дивизии, который с потухшей сигарой во рту расхаживал по пляжу, пригибаясь под огнем, и беседовал с солдатами. «Сынок, а где твоя винтовка?», обратился он к рэйнджеру, который прятался за камнем. «Я ее уронил вон там, сэр», ответил парень. «Так иди туда и подбери ее», сказал генерал и пошел общаться со следующим бойцом.

Ни один из рэйнджеров, воевавших в Африке и Италии, не высаживался 6 июня 1944 года в Нормандии. Более того, в Нормандии 6 июня 1944 года высаживались рэйнджеры, вообще не имевшие ранее боевого опыта

Кроме того, при внимательном просмотре можно заметить многочисленные монтажные ляпы. Вот герой Тома Хэнкса по пояс в воде, а в следующий момент он уже по горло. Однако, скоростной монтаж, съемки ручной камерой и земля с кровью, летящие в лицо зрителю, все эти ляпы нивелируют. Зато когда стихает грохот выстрелов, можно заметить интереснейшие вещи. Вот, например, бравый сержант набивает французской землей жестянку. А рядом лежат такие же, но с надписями «Африка» и «Италия». Красивый момент, но в реальности в Нормандии высаживались 2-й и 5-й батальоны рэйнджеров. Эти батальоны приняли свой первый бой именно 6 июня 1944 года, состояли на сто процентов из необстрелянного персонала и по этой причине ни в Африке, ни в Италии воевать не могли.

Сценаристы придумали для фильма фантастическую контору, которая печатает похоронки для семей погибших солдат. В реальности семья получала телеграмму из штаба части, в которой служил погибший, за которым следовало письмо от командира части
Телеграмма выглядела вот так

Проходит несколько дней. За это время за океаном происходит важное событие. В некоем учреждении, которое занимается промышленной печатью похоронок (в реальности такой конторы никогда не было), получают информацию о том, что в боях на разных ТВД практически единовременно погибли все родные братья рядового первого класса Райана из 101-й воздушно-десантной дивизии. Начальник штаба армии США генерал Маршалл самолично принимает решение найти солдата и отправить его домой к маме.

На фотографии, стоящей в прихожей, четко видны братья Райаны, сфотографированные в униформе. Поскольку призывали их в разное время и в разные места, такая встреча не могла быть возможна

Кстати сказать, у мамы дома стоит интересная фотография, на которой изображен рядовой Райан, стоящий с братьями в обнимку. Все парни в униформе и стальных шлемах. Несколько позднее Райан будет вспоминать, что братья не собирались вместе ни разу после того, как старший ушел на войну. Кроме всего прочего, совместный снимок в касках говорит о том, что братья фотографировались в зоне боевых действий, где ношение стального шлема — обязательное условие. Учитывая, что два брата Райана погибают в Нормандии, а еще один — на Тихоокеанском ТВД, вероятность такой встречи равна нулю. Решение Маршалла обосновано нежеланием повторить казус братьев Салливан (пятеро братьев, одновременно погибших 13 ноября вместе с легким крейсером «Джуно»), однако случаи единомоментной гибели родных братьев были и позже.

Братья Салливан
Крейсер Juneau, на борту которого братья Салливан погибли в Морской Битве за Гуадалканал 13 ноября 1942 года

Известна, например, история братьев-близнецов пулеметчиков Воун. Они воевали в составе 101-й парашютной дивизии. 11 сентября 1944 года они прикрывали отход своего подразделения и погибли. Позднее братьев наградили «Серебряными Звездами» и «Пурпурными Сердцами». В 90-е годы коробку со всяким хламом, в котором лежали медали, случайно продали на распродаже. Несколько лет потомки Воунов искали награды. Нашли они их только в 2010 году.

Братья Воун и их награды

Как бы то ни было, герои получают невыполнимый и мутный приказ в стиле «иди туда, не знаю куда…» и приступают к его выполнению. Отчего приказ невыполним? Все очень просто. Дело в том, что при выброске десанта все пошло не так. Две воздушно-десантные дивизии не высадились в отведенных им районах, а оказались разбросанными на огромной площади. Вообще, в первые недели после высадки союзников Нормандия напоминала слоеный пирог, а уж парашютисты бродили везде — благо им на всякий случай поставили задачу, если все пойдет не по плану, воевать с немцами в одиночку. Найти конкретного человека в такой обстановке было нереально. Герои об этом догадываются, ссорятся, говорят «за жизнь», но работают над выполнением приказа.

Наконец им удается напасть на след Райана в городке Рамелль. Группа, к которой прибился парашютист, готовится оборонять мост, к которому рвутся танковые части 2-й танковой дивизии войск СС «Дас Райх». Райан отказывается уйти с рэйнджерами и им приходится оставаться с ним, чтобы принять последний бой. Тут стоит заметить, что «Дас Райх» действительно воевала в Нормандии, но оказалась там только в июле, когда все парашютисты уже нашлись — живыми или мертвыми.

Удачно выдать Т-34 за «Тигра» можно только если не показывать ходовую танка…
…особенно — крупным планом
Впервые за многие годы западные кинематографисты всерьез задумались о возможно точном изображении бронетехники Второй мировой

Эсэсовскую пехоту поддерживают «Тигр», сделанный на базе Т-34, а также самоходки, которые должны изображать Marder III. Одна на шасси Pz38(t), а вторая на базе шведского штурмового орудия SAVm/43, которое также было построено на базе Pz38(t). Несмотря на то, что «Тигр» сделан очень хорошо, в один из самых ответственных моментов его фальшивое шасси отлетает и зрители видят колеса родной «тридцатьчетверки».

Смотровая щель «Тигра» была намного уже и вовсе не представляла собой пустую форточку. Внутри было установлено толстое бронестекло, так что воткнуть в щель ствол «Томми-гана» не смог бы даже Шварценеггер. Зато рикошеты от брони получились бы знатные
Вот так она на самом деле выглядит снаружи…
…и изнутри.

Прокат «Спасения» был связан с рядом скандалов. Некоторые зрители из числа ветеранов Второй мировой и Вьетнама покинули зрительный зал сразу после сцены высадки и позднее обратились к психиатрам, жалуясь на обострение посттравматического синдрома. Критика и зрители восприняли фильм положительно, впрочем, были и отрицательные отзывы. Например, актер Джон Тодд, десантник-парашютист, участник захвата Моста Пегаса, позднее сыгравший командира планеристов в «Самом длинном дне», назвал «Спасение рядового Райана» «переборной чепухой». Многие историки считают сам сюжет абсолютно идиотским, поскольку никому в армии США никогда не пришло бы в голову организовывать столь бессмысленную операцию. Между прочим, ходит слух, что сюжет фильма изначально был придуман в СССР для неснятой серии киноэпопеи «Освобождение». Якобы,потерявшегося солдатика должен был играть Олег Видов, но в последний момент советское кинематографическое начальство решило, что все получится слишком глупо. Впрочем, этот слух ничем не подтвержден.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится