Священный отряд из Фив: успехи на поле боя и гибель под натиском македонян
1,026
просмотров
История знаменитого подразделения IV века до н.э.

В 480 году до н.э. три сотни спартанцев, расставшись с жизнью в Фермопильском проходе, вступили в бессмертие. Однако был в античной Греции ещё один отряд подобной численности, который участвовал во многих сражениях, одержал немало побед, в том числе над спартанцами, и в полном составе погиб в своей последней битве. Это был Священный отряд из Фив.

Возникновение отряда

В Элладе элитные отряды небольшой численности вели свою историю от дружин гомеровских героев-вождей. Самым прославленным был отряд царских телохранителей в Спарте. Фиванский отряд из 300 гоплитов впервые упомянул Геродот, описывая битву при Платеях в 479 году до н.э. Отец истории называл этих воинов «первыми и лучшими». Они сражались на стороне персов против афинян и были полностью ими уничтожены. Другой отряд из 300 фиванских отборных гоплитов принял участие в Платейском инциденте 431 года до н.э., который вместе с другими локальными конфликтами привёл к Пелопоннесской войне. Следует, однако, заметить, что число 300 приводит Диодор, а вот современник событий Фукидид обозначает численность фиванцев как «немногим более 300 человек», что несколько нарушает стройную гипотезу. Позднее отряд из 300 отборных гоплитов — Диодор в данном случае использует архаичное выражение «колесничих и их слуг» — встал в первых рядах фиванцев в битве при Делии в 424 году до н.э.

Руины Кадмеи — цитадели античных Фи

Время появления Священного отряда в точности неизвестно, но большинство исследователей относят его к 379 году до н.э., когда между Фивами и Спартой разгорелась Беотийская война. Инициатором создания постоянного воинского формирования в Фивах был беотарх Горгид. Он отобрал 300 опытных воинов, содержание которых было возложено на город. Местом дислокации отряда стала фиванская цитадель Кадмея, поэтому его часто называли городским отрядом. Значительную часть времени воины посвящали тренировкам, причём не только физическим, но и строевым, и свои умения наглядно продемонстрировали уже в первом бою.

Подобный фиванскому отряд из 300 воинов существовал примерно в то же время и в Элее, о чём сообщает Ксенофонт, описывая события войны между Элеей и Аркадским союзом.

Священный отряд и гомосексуальность в Греции

О солдатах Священного отряда часто говорится, что они были сплошь гомосексуалистами, и это пикантное обстоятельство тиражируют различного рода «жёлтые» издания. В основе лежит описание Плутарха, которое стоит привести полностью:

«Некоторые утверждают, что отряд был составлен из любовников и возлюбленных. Сохранилось шутливое изречение Паммена, который говорил, что гомеровский Нестор показал себя неискусным полководцем, требуя, чтобы греки соединялись для боя по коленам и племенам:

Пусть помогает колену колено и племени племя, —

вместо того, чтобы поставить любовника рядом с возлюбленным. Ведь родичи и единоплеменники мало тревожатся друг о друге в беде, тогда как строй, сплочённый взаимной любовью, нерасторжим и несокрушим, поскольку любящие, стыдясь обнаружить свою трусость, в случае опасности неизменно остаются друг подле друга. И это не удивительно, если вспомнить, что такие люди даже перед отсутствующим любимым страшатся опозориться в большей мере, нежели перед чужим человеком, находящимся рядом, — как, например, тот раненый воин, который, видя, что враг готов его добить, молил: «Рази в грудь, чтобы моему возлюбленному не пришлось краснеть, видя меня убитым ударом в спину». Говорят, что Иолай, возлюбленный Геракла, помогал ему в трудах и битвах. Аристотель сообщает, что даже в его время влюблённые перед могилой Иолая приносили друг другу клятву в верности. Вполне возможно, что отряд получил наименование «священного» по той же причине, по какой Платон зовёт любовника «боговдохновенным другом».

Современная статуя, изображающая двух воинов Священного отряда. Скульптор Малькольм Лидбери.

Отметим, что сексуальный аспект хотя и был присущ отношениям между воинами в Элладе, но вовсе не был доминирующим. Более важной здесь выступала воспитательная роль. Старший товарищ был наставником, своим примером он вдохновлял младшего на правильные поступки. Исключительно же гомосексуальные отношения не вызывали одобрения в обществе. Также следует обратить внимание на оговорку Плутарха «некоторые утверждают», то есть сам историк не мог назвать точного информатора и, возможно, просто пересказал слухи.

Первый бой

Впервые в военных действиях Священный отряд принял участие летом 378 года до н.э. В Беотию вторглось спартанское войско под командованием Агесилая. Фиванцы, заключившие союз с афинянами, выступили навстречу врагу. Афинян возглавлял стратег Хабрий, а фиванцев вёл в бой Горгид. Союзники заняли довольно сильную позицию на пологой возвышенности. Афиняне разместились на левом фланге построения, а фиванцы — на правом. В их первых рядах стояли гоплиты из Священного отряда.

Агесилай не спешил начинать бой. Сперва он попытался провести своеобразную разведку боем, используя силы лёгкой пехоты. Однако союзники без труда отразили эту атаку при помощи всё той же лёгкой пехоты и, возможно, кавалерии. После этого Агесилаю не оставалось ничего иного как использовать фалангу гоплитов. Наступая вверх по склону, спартанский царь рассчитывал видом своих грозных воинов устрашить противника и, как это не раз бывало, заставить его отступить ещё до непосредственного столкновения. Однако в этот раз произошло нечто необычное. Когда расстояние между войсками сократилось до 200 м, по сигналу Хабрия первые шеренги афинян в едином порыве выставили вперёд щиты, оперев их о колено и направив при этом копьё в сторону врага. Манёвр повторили и воины Священного отряда.

Херонейский лев — памятник Священному отряду, сооружённый на месте его гибели.

После этого манёвра заколебались спартанцы и их союзники. Решимость афинян и фиванцев вкупе с их сильной позицией остановила Агесилая. Прикинув возможные потери в случае столкновения, он приказал отступать. Так Священный отряд одержал свою первую — бескровную — победу.

После ухода Агесилая война для фиванцев не закончилась. Полководец оставил в союзном Спарте беотийском городе Феспии гармоста Фебида, который, используя войско из пельтастов, продолжал разорять окрестности. Горгид выступил против Фебида и ложным отступлением выманил его на широкую равнину, удобную для действий фиванской конницы. В последовавшем сражении пельтасты Фебида были разгромлены, а сам гармост погиб. Ни один из источников не сообщает об участии в этом бою Священного отряда, но большинство исследователей допускают его присутствие на поле боя.

Громкая слава

Настоящая слава пришла к Священному отряду после битвы при Тегирах в 375 году до н.э. К этому времени его воины представляли собой отдельную, действовавшую самостоятельно боевую единицу. Имя Горгида больше не упоминается в исторических источниках. Вместо него главой отряда стал другой выдающийся фиванец — Пелопид. Узнав от лазутчиков, что две моры спартанцев, составлявших гарнизон города Орхомен, покинули его, отправившись в Локриду, Пелопид решил воспользоваться случаем и захватить город. В поход он выступил с двумя сотнями всадников и Священным отрядом.

Битва при Тегирах, 375 год до н.э. Гоплит Священного отряда добивает спартиата.

Поход оказался неудачным: спартанцев сменили союзные части, и город не открыл ворота. По дороге домой фиванцев ожидала ещё большая неприятность: они наткнулись на возвращавшихся из Локриды спартанцев. Дорога к Фивам была перекрыта, причём численное превосходство было на стороне лакедемонян. Как сообщал Плутарх:

«В спартанском отряде было две моры, а мора — это пятьсот воинов, как утверждает Эфор, или семьсот, по мнению Каллисфена, или даже — по словам других авторов, в том числе и Полибия — девятьсот».

Фиванцы заколебались, но Пелопид сумел ободрить людей. Плутарх рассказывал:

«Кто-то подбежал к Пелопиду и крикнул: «Мы наткнулись на противника!». «Что ты, — ответил тот, — скорее противник на нас».

После этого фиванский военачальник отдал приказ шедшей в арьергарде коннице выдвинуться вперёд и атаковать спартанцев.

Конная атака на сплочённую фалангу выглядит делом бессмысленным, но цель Пелопида состояла, вероятно, в том, чтобы замедлить перегруппировку спартанских войск из походного порядка в боевой. После этого, приняв боевое построение, гоплиты Священного отряда сами атаковали врага. Удар был направлен в то место, где находились спартанские командиры (полемархи). Спартанцы бросились навстречу фиванцам, и произошло решающее столкновение. Священный отряд показал, что его выучка не только не уступает спартанской, но и превосходит её: фаланга противника была прорвана, а полемархи убиты. Растерявшиеся лакедемоняне расступились, открыв фиванцам дорогу, но Пелопиду этого было мало. Он развернул своих гоплитов и с фланга начал добивать противника. Непобедимые спартанцы бежали. Впервые армия Спарты потерпела поражение в открытом бою, имея численное превосходство над врагом.

Опасаясь подхода спартанских союзников из Орхомена, фиванцы почти не преследовали бегущих и поспешили вернуться в Фивы. Перед этим они воздвигли на месте боя трофей, снеся туда вооружение погибших спартанцев.

Битва при Левктрах

Свою славу воины Священного отряда преумножили спустя четыре года, сыграв одну из важнейших ролей в разгроме спартанского войска под Левктрами. Лакедемоняне выступили во главе с царём Клеомбротом, и совместно с союзниками их насчитывалось около 11 000 воинов, при этом четыре моры составили спартанцы. Войско вторглось в Беотию. Фиванцы под командованием Эпаминонда преградили ему путь возле Левктр. Их было около 7000 человек, и численно они уступали противнику, но были готовы вступить в бой. При построении Эпаминонд сосредоточил наиболее сильных солдат на левом фланге фаланги (а не на правом, как было заведено в Элладе), увеличив к тому же в том месте количество рядов, доведя их до 50. Там же в первых рядах расположился и Священный отряд Пелопида. Некоторые исследователи высказывают мнение, что воины находились на крайнем левом фланге и, имея свободу манёвра, должны были окружить спартанскую фалангу. Однако источники не подтверждают это смелое предположение.

Построение противоборствующих войск в битве под Левктрами.

Бой кавалерии закончился победой беотийцев, отбросивших вражескую конницу. Затем началась атака фиванской фаланги. Наступление фактически происходило косым строем: левый фланг во время движения выдвинулся далеко вперёд, а правый отставал. Спартанцы в это время начали перестраивать свой правый фланг — Клеомброт, увидев надвигающиеся на него силы, решил то ли усилить построение, то ли удлинить правый фланг, чтобы окружить ударный отряд фиванцев, а возможно, фаланга временно потеряла сплочённость из-за конницы, которая при отступлении смешала ряды пехоты. Гипотез у историков много, но факт заключается в том, что в тот момент, когда перестроение ещё не закончилось, Священный отряд ворвался в ряды спартанцев, что обернулось для них катастрофой. В первые же минуты боя был смертельно ранен Клеомброт и погибло несколько спартиатов-командиров. Спартанцы отбили тело полководца, но через некоторое время были вынуждены обратиться в бегство. Из 700 полноправных спартиатов, участвовавших в бою, пало 400. Их жизни забрали преимущественно воины Священного отряда. Вслед за спартанцами обратились в бегство и их союзники, а большая часть беотийцев так и не вступила в бой.

Судьба Священного отряда в последующие несколько десятков лет историкам неизвестна. Можно предположить, что он продолжил существовать в качестве постоянного городского гарнизона, участвовал в вторжениях беотийцев под командованием Эпаминонда в Пелопоннес и сражался в битве при Мантинее в 362 году до н.э, где, вероятно, стоял на острие прорыва спартанской фаланги, будучи наиболее боеспособной частью.

Битва при Левктрах, 371 год до н.э. Священный отряд прорывает ряды спартанской фаланги. На переднем плане спартанцы пытаются унести умирающего царя Клеомброта.

Последний бой

Последнее упоминание о действиях Священного отряда относится к событиям 338 года до н.э., когда в битве при Херонее греческие полисы распрощались со своей свободой. В этом сражении Афины, Фивы и ряд примкнувших к ним союзников пытались дать отпор македонскому царю Филиппу II. Филипп, проведший юность в Фивах в качестве заложника, не только воспользовался многими идеями Эпаминонда, но и внёс ряд собственных новшеств, создав грозную македонскую армию, в которой мощь фаланги, вооружённой длинными копьями-сариссами, комбинировалась с разящим ударом кавалерии гетайров.

Накануне сражения фиванцы заняли правый фланг построения, афиняне расположились слева, а в центре встали остальные союзники. Ложной атакой с отступлением на выгодную позицию Филипп вынудил афинян атаковать. Всё союзное войско стало смещаться вслед за ними влево — кроме Священного отряда, который остался на своей позиции. В образовавшийся разрыв устремилась конница гетайров под командованием царского сына Александра (в ту пору он ещё не был Великим) и атаковала фиванцев с фланга, в то время как с фронта на них нажимала македонская пехота с сариссами. Это были последние минуты существования Священного отряда — мерной поступью под грохот битвы он ушёл в историю. На месте гибели воинов фиванцы поставили статую сидящего льва. Под ним были захоронены 254 тела — всё, что осталось от Священного отряда.

Битва при Херонее, 388 год до н.э. Последний бой Священного отряда. Фиванцы гибнут под сариссами македонян, которых ведёт в бой Александр, сын царя Филиппа.

С гибелью подразделения пришёл конец и Фивам. В Кадмее расположился македонский гарнизон. Попытка фиванцев добиться свободы в 335 году до н.э. завершилась полным разрушением города, а 30 000 его жителей были проданы в рабство.

Завершая историю фиванского Священного отряда, с которым было неразрывно связано временное возвышение Фив, уместно в очередной раз процитировать Плутарха, который приводит слова Филиппа II, сказанные им у тел гоплитов в ночь после Херонейской битвы:

«Да погибнут злою смертью подозревающие их в том, что они были виновниками или соучастниками чего бы то ни было позорного».

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится