«Великая Украинская стена»: кто и зачем построил Змиевы валы
881
просмотров
Песни, былины и народные сказки сохранили память об извечной борьбе наших предков с кочев­никами, в которых черные силы пришельцев выступают в обра­зе свирепого и беспощадного Змия — многоголового огненного «дракона», представителя злого начала и традиционного змее­борства в русском эпосе.

Из глубины веков дошли к нам были­ны о борьбе русских богатырей: Добрыни Никитича со Змеем Горынычем на реке Почайне вблизи Киева и Алеши Поповича с Тугариным Змиевичем; бесчисленные песни и сказания о Егории Храбром — Святом Георгии, которого по традиции изображали воином, сидящим на коне и поражающим копьем Змия (Змея). И не случайно со времен Ярослава Мудрого это изображение встречается на княжеских печатях и монетах, а со времен Дмит­рия Донского Святой Георгий — покровитель Москвы, вокруг ко­торой формируется молодое Русское государство.

Всадник-змееборец впервые появился на гербе Московского княжества при Иване III. Сохранилась печать великого князя Ива­на (1479 год), на которой изображен воин, поражающий копьем маленького крылатого дракона. Вскоре изображение этой сценки стало известно любому жителю России. Копьеносца начали че­канить на самой мелкой монете. Потому, кстати, ее и прозвали в народе «копейка». Позже изображение Святого Георгия, победителя Змия, появляется на гербе Русского государства.

О единоборстве со свирепым Змием повествуют многочис­ленные предания о братьях-кузнецах Кузьме и Демьяне, о Ники­те, или Кирилле, Кожемяке. Никита Кожемяка — герой народной сказки, записанной в нескольких вариантах в разных областях России, Украины и Белоруссии, на сюжет змееборства. Кожемя­ка (иначе — Кирилл, Илья Швец), до убиения Змия и освобож­дения царевны, в доказательство богатырской силы разрывает несколько сложенных вместе бычьих кож. В наиболее полных вариантах (белорусском и украинском) дочь киевского князя, унесенная Змием, узнает, что он боится одного Никиты Кожемя­ки; просит отца отыскать богатыря (художественный образ героя, защищавшего земли Киевской Руси, русский народ от нашествий врагов или от злой нечисти, созданный сказителями в былинах, сказаниях, песнях), которого посыльные князя застают за рабо­той; он от неожиданности разрывает 12 кож. Сначала отказывает­ся, но, тронутый просьбами и плачем детей, присланных князем, обматывается пенькой, обмазывается смолой и — после боя со Змием — освобождает, княжну. В память победы уро­чище близ Киева (на киевском Подоле) долго звалось Коже­мяками.

В северорусском пере­сказе иное окончание. Змий, опрокинутый Никитой Коже­мякой, молит его о пощаде и предлагает разделить с ним землю поровну. Никита сковал соху в 300 пудов, запряг в нее Змия и про­вел борозду от Киева до моря; затем, деля море, он убил Змия и утопил его труп, — с тех пор та борозда называется Змиевыми валами. Свершив святое дело, воротился Никита в Киев, стал опять кожи мять. Борозда Никитина и теперь кое-где по степи видна. Протянулась она на тысячу верст глубоким рвом и валом сажени на две высотою. Кругом мужики пашут, а борозды не рас­пахивают: оставляют ее на память о Никите Кожемяке.

Так рассказывает народ о появлении Змиевых валов, кото­рые на тысячи километров протянулись по всей Украине, от ее восточных границ до западных.

Откуда взялись эти валы, кто их соорудил, для каких конкрет­ные целей?

Существует несколько версий появления этих грандиозных инженерных сооружений, не уступающих, а по некоторым оцен­кам специалистов — превосходящих по своим масштабам строи­тельства и затрате человеческого труда строительство Великой Китайской стены.

Одна из них — скифская — гласит о том, что во II веке до н. э. в северном Причерноморье появились сарматские племена. Для защиты от них скифы-земледельцы построили оборонитель­ные сооружения, в том числе Змиевы, Траяновы и Перекопские валы.

Согласно славянской версии — цели строительства те же, что и в скифской теории, но в качестве строителей указываются праславяне, разнообразие теорий основывается на отсутствии достоверных данных о культурной и этнической принадлежности Зарубинецкой и Черняховской археологических культур.

Готская теория утверждает, что Змиевы и Траяновы валы, названные именем римского императора Марка Ульпия Траяна, были построены северочерноморским Королевством Готов (ко­торое ассоциировалось с Черняховской культурой) для защиты! от кочевников-гуннов. К слову, во время Великой Отечественной войны нацистская Германия использовала эту теорию для обоснования территориальных претензий на Украину и Крым. По политическим причинам после войны официальной советс­кой историей существование Готского государства в северном Причерноморье отрицалось, признавался только факт миграции готских племен через эти территории.

В девятом томе третьего издания Большой Советской Энцик­лопедии на странице 547 отмечено, что «Змиевы валы, народное название древних оборони[тельных] сооружений, проходивших южнее Киева, по обоим берегам Днепра, вдоль его притоков. Название связано с легендой о том, как рус[ские] богатыри, по­бедив Змия, впрягли его в плуг и вспахали огромные борозды. Остатки З[миевых] в[алов] сохранились по рр. Вить, Красная, Стугна, Трубеж, Сула, Рось и др[угих] и достигают местами неск[ольких] десятков км длины и до 10 м высоты. Подобные сооружения известны также на Приднестровье. Время соору­жения З[миевых] в[алов] не установлено. Нек[ото]рые исследо­ватели считают, что они были возведены земледельч[ескими] племенами в І тыс[ячелетии] до н. э. для защиты от скифов. Существует также предположение, что З[миевы] в[алы] со­оружены в Х—ХІ вв. в Киевском гос[ударст]ве при кн[язе] Вла­димире Святославовиче и его преемниках для обороны от печенегов и половцев».

Основной целью валов было задержать кочевников, предуп­редить город об опасности и дать возможность дружине собрать­ся. Вдоль внутренней стороны располагались сторожевые села, а снаружи валы были обнесены глубокими рвами, заполненными водой. В эти рвы время от времени скатывались головы непро­шеных гостей.

Укрепление представляло собой искусственно созданные земляные валы, дополнявшиеся рвами. Отдельные их участки (состояли из нескольких укрепленных линий, представлявших в совокупности значительные по масштабам строительства и про­тяженности сооружения. Общая протяженность валов составля­ла около 1 тыс. км. Создавались они, как правило, уступом в сто­рону степи, фронтом на юг и юго-восток и образовывали единую I систему противоконных заграждений, достигавших 10-12 м в вы­соту при ширине основания в 20 м. Часто валы усиливались на верхних площадках деревянным частоколом (иногда стенами) с бойницами и сторожевыми вышками. Протяженность отдельных валов составляла от 1 до 150 км. Для прочности в валы закла­дывались деревянные конструкции. У подножий валов, обращен­ных в сторону врага, рылись рвы.

Станислав Москвитин. Добрыня Никитич

Исследовано около десятка различных конструкций «змиевых валов», в зависимости от характеристик грунта, рельефа и, гидрографии местности. Отдельные участки валов состояли из нескольких линий укрепленных валов и рвов с эшелонирова­нием на глубину свыше 200 км. Позади валов во многих местах найдены признаки городищ и укреплений, служивших для разме­щения войсковых формирований. На направлениях вероятного движения противника у валов выставлялись стражники, которые в случае опасности разжигали дымные костры, являющиеся сиг­налом для сбора на угрожаемом направлении подкрепления для отражения нападения врага.

Валы воздвигались на территории всей Украины:

  • Змиевы валы на Харьковщине — два мощных редута дли­ной 20 и 25 километров возле Харькова и Змиева соответствен­но;
  • Змиевы валы на Волыни — обобщающее название огром­ного количества небольших по размерам и длине валов, которые помещаются в четырехугольнике Львов — Луцк — Ровно — Тернополь;
  • Змиевы валы на Подолье — название цельного вала, ко­торый тянется от среднего течения реки Буг к районам централь­ной Черкащины и небольшого количества меньших валов этого же района:
  • Змиевы валы на Киевщине — наибольшая в Украине сис­тема укреплений на правом берегу Днепра, которая состоит из валов различной высоты и длины. Ей принадлежит первое место на Украине по общей протяженности;
  • Змиевы валы возле Переяслава — двухваловая система укреплений неподалеку от нынешнего города Переяслав-Хмельницкий Киевской области;
  • Змиевы валы Посулья — название широкого вала, кото­рый тянется по правому берегу реки Сула от ее устья к среднему течению и его ответвлений, которые доходят почти до города Сумы;
  • Змиевы валы Полтавщины — два перерывчатых вала, ко­торые расположены на правых берегах рек Ворксла и Хорол;
  • Крымские валы — трехрядная система укреплений между Азовским и Черным морями на Керченском полуострове.

Кто же все-таки строил гигантские валы, объем которых толь­ко на территории Украины соизмерим с объемом всех египетских пирамид? Киевские князья или их далекие предки?

Энциклопедическая справка не дает ответа. Причин этому несколько. Во-первых, приведенная выдержка является сокра­щенной перепечаткой статьи о валах, помещенной в предыду­щем издании энциклопедии. Во-вторых, некоторые издания попали под влияние сторонников версии «киевских князей», кото­рые, в подтверждение своей гипотезы, предъявляли вырытый из вала топор Х — ХI веков н. э., игнорируя события, датируемые до Владимира Красное Солнышко. В-третьих, вопрос действитель­но непростой и требует еще тщательного исследования и изуче­ния. Поэтому к сведениям, которые приведены в энциклопедии, можно добавить, что в седой древности такие оборонительные сооружения, как рвы и валы, служили довольно распространен­ным средством защиты территорий у самых различных народов.

Первые письменные упоминания о валах можно отнести к середине первого тысячелетия до новой эры. Так, Геродот писал, что для защиты от скифов местное население выкопало широ­кий ров и построило огромный вал от Таврийских гор до самой широкой части Меотийского моря (древние названия Крымских гор и Азовского моря). Это оборонительное сооружение получи­ло название «Киммерийского вала».

Несколько раз валы Среднего Поднепровья упомянуты лето­писью: 1093 годом — два вала южнее низовьев Стугны, правого притока Днепра, за Треполем (современное село Треполье); 1095 и 1149 годами — оба Переяславских вала; 1151 годом — вал юж­нее среднего течения Стугны к югу от Василева (современный г. Васильков). При этом летопись не дает прямого ответа на воп­рос о значении валов как искусственных сооружений. Они упоминаются при описании военных действий как против половцев, так и между древнерусскими князьями, но без определения их конкретной роли в этих действиях: войска «проидоша вал»; «прошедше вал»; «ставшим межи валома»; «пришедше к валови»; «изидоша стрилци из валу»; «ста межи валома»; «иде за вал»; «пришедше к валови и не проходяче валу». В летописи 1223 года говорится о появлении в южнорусских степях орд Чингисхана, которые прошли через половецкие владения и, согласно одному из летописных списков, «придоша близ Руси, идеже зовется вал Половечьский».

А вот, к примеру, в письме к германскому императору Генриху II Брунон сообщал, что Владимир Святославич с дружиной два дня сопровождал его по пути к печенегам до границы своего государства, которое он окружил от бродячего (кочевого) врага очень мощным и очень длинным «ограждением». К сожалению, в литературе нет единого мнения о значении примененного Бруноном латинского термина «sepe» (ограждение). Его переводят и как «засеки, завалы», и как «частокол», и как «изгородь», и как «забор, паркан, деревянное ограждение». Аналогом описанному Бруноном сооружению, по мнению большинства исследовате­лей, может быть только Змиев вал с деревянной стеной наверху.

К такому типу оборонительных сооружений относится и Ве­ликая Китайская стена, строительство которой было начато в третьем веке до новой эры. Однако не везде на всем протяжении она сохранила вид двойной зубчатой стены с башнями через 100 шагов. На многих участках это либо глинобитный вал, либо вал, образованный бесформенной грудой камней.

В Европе в начале новой эры оборонительные валы соору­жали римляне. Для укрепления огромной пограничной линии Римской империи в первом и втором веках новой эры (строитель­ство велось более ста лет) были построены Задунайские и Зарейнские валы, которые носили название «Германской границы».

Валы пересекали всю Германию по диагонали с юго-востока на северо-запад. Незначительные остатки этих валов сохранились и сегодня. В народных легендах они носят название «Чертовых [ стен». 

В начале второго века новой эры император Адриан для за­щиты римской провинции Британии от воинственных шотланд­цев построил оборонительную линию, пересекающую всю Анг­лию с запада на восток от берегов Ирландского моря до берегов Северного моря. Сюда входили ров и стена высотой 6 метров с башнями через каждые 1,5 км, сложенная из крупного камня. Эта 117-километровая оборонительная линия получила название «Адриановых валов».

Позже Марк Аврелий расширяет владения Римской импе­рии, и за Британией оборонительная линия строится на се­верной границе провинции Валенция, получившая название «Валы Антонина».

Подобные фортификационные земляные сооружения возво­дились и у восточных границ Римской империи. На территории современных Венгрии, Болгарии, Румынии и Сербии в различ­ные периоды строились целые системы валов, часть которых 'впоследствии носила название «Римских». Однако до сих пор хронология строительства этих валов специалистами пока не ус­тановлена. Приписывать строительство валов только римлянам безосновательно, потому как, например, на территории Польши, не входившей в состав Римской империи, можно встретить обо­ронительные валы и рвы. Так, на юго-западе Польши они носят название «Валов Храброго», «Шленских», на севере — «Старых окопов». А вот, во многих местах страны — просто валы, без всякого названия.

Но наиболее ярко выраженные и протяженные системы ва­лов расположены на территории Украины и Молдовы, где они известны под самыми распространенными названиями, такими как: «Трояновы», или «Траяновы», и «Змеиные». Однако на отде­льных участках эти же валы носят другие, свойственные только этой местности названия, а именно: «Большой вал», «Малый», «Великий», «Черный», «Атаманский», «Половецкий», «Турецкий», «Турецкая гребля», «Окоп», «Перейма» и т. д. В других местах на­звания «Троянов» и «Змиев вал» дублируют друг друга, а иногда один и тот же вал на одном участке носит название «Змиев вал», а на другом «Троянов».

Наибольшего распространения получила версия о том, что название «Трояновы валы» произошло от имени римского импе­ратора Траяна (53-117 гг.), который вел многочисленные войны на восточных границах Римской империи, присоединяя все но­вые и новые провинции и параллельно укрепляя границы старых провинций на территории современных Болгарии, Сербии, Вен­грии и Румынии. Во времена Траяна было построено множество различных сооружений: гавани, мосты, осушительные системы, общественные здания, дороги и оборонительные валы. Многие из этих сооружений пользовались заслуженной всемирной из­вестностью и служили образцами для последующих поколений. Вершина инженерной мысли — римские водопровод, пантеон, форум с 39-метровой колонной, украшенной рельефными изоб­ражениями сцен из дакийских походов Траяна, мост на Дунае. Этот Траянов мост — самый длинный мост античности, переки­нутый в 103-105 годах по проекту Аполлодора Дамасского через Истр (Дунай) к востоку от Железных ворот.

Это был первый в истории мост через круп­нейшую реку Европы. Некоторые из этих сооружений существуют и служат людям и поныне.

Наиболее известны Трояновы валы, расположенные у черноморского побе­режья Румынии. В этом месте укреплен­ная линия длиной около 60 км пересекает перешеек между Дунаем и Черным морем в районе городов Чернавода и Констанца и состоит из трех валов: двух земляных и одного каменного. Высота этих валов ко­леблется от 3 до 6 метров.

Наибольшая оборонительная линия Трояновых валов расположена в Молдове и на юге Одесской области, где различают Верхний и Нижний Трояновы валы. Верхний Троянов вал начинается на правом берегу Днестра на 12 км южнее города Бендеры и тянется непрерывной стокилометровой линией через низины и водоразделы на запад к городу Леово, расположенному на реке Прут. Отсюда другой вал идет на юг по левому берегу Прута до селения Вадалей- Исаки. Но это еще не Нижний Троянов вал.

Он начинается у реки Прут и ломаной линией соединяет реку с северными оконечностями дунайско-черноморских озер-лима­нов: Ялпуг, Катлабуг, Китай и Сасык.

Другая группа Трояновых валов сохранилась в Поднестровье в Винницкой, Хмельницкой, Тернопольской и Львовской облас­тях.

Общая протяженность Трояновых валов более 400 км.

К сожалению, Трояновы валы, как, впрочем, и все другие валы Украины, изучены слабо. И хотя достаточно большое ко­личество специалистов приписывают строительство этих валов императору Траяну, имеется целый ряд факторов, которые не соответствуют этой гипотезе.

Например, стратегическая схема оборонительных валов всегда предусматривала размещение рва впереди вала так, что­бы нападающий противник сначала был вынужден опускаться в ров и только затем преодолевать вал. В то же время в оборо­нительной линии у Констанцы, состоящей из трех параллельных валов, с южной стороны самого меньшего вала, который счита­ется самым древним, видны остатки рва. Такая схема говорит о том, что защищались не римляне, а от римлян, или этот вал был построен в другое время.

Далее, несколько валов, носящих имя императора, располо­жены почему-то за пределами Римской империи. К тому же нет твердой уверенности в правильном названии валов: «Трояновы валы» или «Траяновы валы». Даже Большая Советская энцик­лопедия (БСЭ, 2-е изд. Т.43., 1956, с. 304) называет их Трояновы валы, тут же оговаривая, что правильнее называть их «Траяно - выми».

Валы на территории Украины

В подтверждение этого фактора можно проследить за тем, что далеко за пределами границ Римской империи, по всей тер­ритории Украины: в Луцкой, Ровенской, Житомирской, Хмель­ницкой, Кировоградской, Полтавской, Донецкой Николаевской и других областях, есть селения с такими названиями, как Трояничи, Троян, Трояны, Трояновка, Троянка, Трояново и др. Только на Украине их наберется около двух десятков, не говоря уже о дру­гих странах. Например, в России в Курской области, под Желез­ногорском, все названия этих селений пишутся и произносятся с четким определением буквы «о».

В Болгарии, которая, казалось бы, была в составе Римской империи на правах провинции и в которой бывал сам император Траян, есть город Троян и Троянский перевал, названия которых тоже пишутся с буквой «о», но никак не «а».

Имя Трояна многократно упоминается в древнерусских лите­ратурных памятниках. Так, в «Слове и откровении Св. Апостола», изданном крупнейшим историком русской литературы профессо­ром Н.С. Тихонравовым по рукописи XVI века, говорится «. мняше боги многы Перуна и Хорса, Дня и Трояна и инии многы.»; в апок­рифе «Хождение Богородицы по мукам» (XII или XIII век): с от камени ту устроя Трояна, Херса, Велеса, Перуна.»; в памятнике XII века — «Слово о полку Игореве» — имя Трояна упоминается четыре раза: «. рища в тропу Трояню .», «. были вечи Трояны .», «. на землю Трояню .», «. на седьмом веце Трояни.». Во всех этих источниках имя Трояна выступает как символ божества вре­мен древнего язычества. И действительно, в древнеславянской мифологии существовало божество, которое входило в ряд сла­вянских божеств вместе с Велесом, Перуном, Хорсом и Дыем и носило имя Триглава, Трояка или Трояна. Очевидно, поклонение Трояну существовало на самых ранних этапах славянского язы­чества, так как сведений о нем дошло к нам значительно мень­ше, чем о других языческих богах, таких как Яровит, Святовит, Дажьбог, Белбог, Дый, Перун, Хорс, Лада, Велес и др. Известно только, что Триглава -Трояна древние почитатели изображали в виде идола с тремя головами на одном туловище. Это был бог- воин, Наездник, атрибутами его святилища были меч и вороной конь, который, как и белый конь бога Святовита, изображаемого с четырьмя головами, считался вещим.

Известный русский филолог Ф.И. Буслаев в своей работе «Исторические очерки русской народной словесности и искус­ства» (Т.1. Спб, 1861) говорит о том, что эти и некоторые другие дошедшие до нас сведения о Трояне дают основания предпола­гать, что Троян был «ратным» богом, представителем доблести и силы, охранителем народа. Подобные и близкие по смыслу рат­ные боги существовали и у других народов. Например, в древ­негреческой мифологии — Арес; в древнеримской — Марс и т. д. Возможно, что в древности оборонительные валы носили имя ратного божества как сооружения, относящиеся к войне. Можно увидеть некоторую аналогию названию «Трояновы валы» в на­звании «Марсово поле» в Париже. И в первом и во втором случа­ях идет речь о названии местности, имеющей непосредственное отношение к военному делу.

Позже о языческом божестве Трояне, очевидно, забыли, а вот выдающаяся во­енная, строительная и политическая де­ятельность императора Траяна надолго осталась в народной памяти.

Есть сооружения, построенные во времена императора, которые получили название «Траяновы». Созвучие «Троян» — «Траян» привело к тому, что через много лет все валы в юго-западной части Укра­ины, в Молдове и на востоке современной Румынии стали называть «Траяновыми».

Но все же это не означает, что импера­тор не строил валов. Наоборот, он восста­навливал и приспосабливал для создания оборонительных линий старые валы и уси­ленно строил новые. Однако всех валов, которые сегодня носят имя Траяна, импе­ратор построить не мог не только теорети­чески, но и физически.

Нечто подобное произошло и при поиске строителей Змиевых валов. В отличие от Трояновых, строительство Змиевых валов приписывается династии Рюриковичей, начиная от Влади­мира Святославовича.

Обосновывая эту версию, авторы исходят из следующих предпосылок:

Во-первых, Змиевы валы — это огромные сооружения, об­щая протяженность которых более 1000 км. Для их строительс­тва необходим был труд сотен тысяч людей в течение достаточно длительного периода, что, по мнению сторонников этой версии, было бы под силу только такому мощному централизованному государству, каким была Киевская Русь.

Во-вторых, при археологических раскопках внутри отдельных валов найдены предметы, датируемые Х-ХII веками новой эры.

В-третьих, древние летописи повествуют, что князь Владимир Красное Солнышко для защиты от кочевников велел строить го­рода вдоль границ своего государства. Кроме этого, упоминание об укреплении границ Киевской Руси сохранилось в письме като­лического миссионера Брунона к императору Генриху II (1008 г.), в котором Брунон описывает сцену прощания с князем Владими­ром на границе Киевского княжества. Прощание происходило у ворот вала, которым, по заявлению католика, Владимир оградил свое княжество.

Конечно, на первый взгляд, предпосылки весомые. Однако каждой из них можно противопоставить другие. Например, рус­ские летописи при описании событий 980, 1093, 1095, 1146, 1149, 1151, 1169, 1223 годов восемь раз упоминают о рвах и валах. Но как?! Валы и рвы указаны только как ориентиры местности, где происходили описываемые в летописях события. И ни слова не сказано ни о времени их строительства, ни об использовании их как оборонительных сооружений.

Змиевы валы на территории юга Руси

Детальные исследования валов проводил известный ки­евский ученый, математик, исследователь Змиевых валов А.С. Бугай, который взял пробы в разрезах у основания валов для радиоуглеродного анализа. Дело в том, что сами валы изна­чально построены как земляная насыпь, на основе деревянного сруба. Причем дерево во избежание гниения обжигалось, что придавало ему также дополнительную твердость. А древесные остатки можно очень точно датировать. В свое время в москов­ском геологическом институте и в институте геохимии и физики минералов Академии Наук Украины для определения возраста этих угольков были выполнены специальные радиоуглеродные анализы. Результаты параллельных анализов совпали и показали, что возраст угольков весьма солидный и определяется для различных образцов, взятых из разных валов, от 2100 до 1200 лет! При этом точность анализа колеблется ±50-70 лет. Радиоуглеродный анализ показал, что из 14 проб, взятых на различных участках валов, самым старым оказался вал длиной 30 км, да­тируемый 150-м годом до новой эры. Большинство же проб (10 из 14) были датированы II-V веками н.э., причем 6 из них было IV века. Еще 2 пробы были отнесены к VI веку.

Это были времена наступления сарматских племен на го­родища готов-земледельцев, пришедших из районов Польши и Прибалтики и ассимилировавшихся на территории Украины, и последующей затем великой миграции хунно-булгарских племен из южно-монгольских и алтайских степей, вперемешку с финно­угорскими племенами, изначально проживавшими в районах реки Волга. Получается, что еще в конце III века (около 280 г.) на­чалось строительство валов между речками Тетерев и Ирпень, а к моменту приближения угрозы гуннского (хуннского) нашествия были брошены дополнительные ресурсы и шло уже параллель­ное строительство средних валов на протяжении всей первой половины IV века. Другими словами, обследованные валы стро­ились в период со II века до новой эры по VII век новой эры, то есть еще задолго до возникновения Киевской Руси.

Таким образом, центральная власть интегрирует все разроз­ненные валы в единый мощный укрепрайон. Выходит, Змиевы валы строились на протяжении десятков лет как антимиграци­онные заграждения, сдерживающие передовые конные отряды переселенцев из степи в богатую лесостепь.

И действительно, Змиевы валы — это огромные сооружения, общая протяженность которых в несколько раз больше Трояновых валов. Змиевы валы можно встретить в любом уголке Укра­ины от Львова до Харькова: в Поднестровье, Побужье, Волыни, Подолии, Киевщине, Полтавщине и Харьковщине. Только на Ки­евщине общая протяженность больших и малых валов превы­шает 800 км. И если возможно предположить, что часть валов на Киевщине была построена киевскими князьями, то в других райо­нах Украины древность Змиевых валов можно доказать доку­ментально. Подтверждением этому могут служить Змиевы валы, расположенные в центре Харьковской области. Здесь, между верховьями рек Коломак и Мож, сохранились древние валы.

Они пересекали так называемый Муравский шлях — древ­нейший путь от Крыма в глубь русских земель, проходивший по гребню водораздела бассейнов Днепра и Дона. Эти валы настолько стали особенностью данной местности, что при за­селении земель Слободской Украины, в которую входила вся Харьковская область, часть Сумской, Полтавской, Донецкой и Луганской областей Украины и Белгородской, Курской и Воро­нежской областей Российской Федерации, в середине XVII сто­летия населенные пункты, построенные вблизи валов, получили] названия: Валки, Старые Валки, Валковый и Перекоп.

Сохранился любопытный документ — челобитная белгородского воеводы Афа­насия Тургенева, который в 1636 году писал царю Михаилу Федоровичу, что на Муравском шляху есть татарский перелаз в урочище Валки: «А те де Валки, ученены изстари, в крепких местах веден на­сыпной вал чрез Шлях от лесу до лесу, а леса де пришли ровни, большие, и меж-де тех лесов насыпной вал 3 версты, а ве- ден-де те Валки меж вершин польских рек Мжа и Коломака. А едучи-де от Бел­города Муравским шляхом по сакме к тем Валкам, по правую сторону вершины реч­ки Коломак тянет в реку в Ворскол, а по реке Ворсколу и на той реке усть речки Коломака поставлен литовский город Плотавой ниже Валок верст с 50, а по левую сторону речки Мож тянет в Се­верский Донец. Опричь-де того урочища мимо Валок татарского проходу Мурав­ским шляхом иного места нет, и белго- родские-де станичники ездят к урочищу мимо-де тех Валок, а иной-де дороги Муравским шляхом мимо тех Валок нет» (Е. Альбовский. Валки, украинский город Мос­ковского государства. По документам архива министерства юс­тиции, ст. 21І, лл. 37-39).

Выдержка из этого документа доказывает, что строительство валов могло быть только до монгольского нашествия, так как та­таро-монголы в этих краях только грабили и разрушали, ничего не строя. Не могло быть такого строительства и во времена Ки­евской Руси. Святослав Игоревич (942-972гг.) и Владимир Свя­тославович (948-1015 гг.) на рубеже первого тысячелетия новой эры сражались с печенегами буквально на околицах Киева. По­ходы Владимира Мономаха (1053-1125 гг.) и его сына Ярополка (1082-1139 гг.), а затем Игоря Святославовича (1152-1202 гг.) к Северскому Донцу были походами в глубь половецких земель.

После смерти Владимира Мономаха междоусобицы удель­ных князей усилились, и в столетний период накануне татаро­монгольского нашествия под предводительством Батыя (1240 г.) на киевском престоле побывало более 40 князей! Безусловно, в те тяжелые для Киевской Руси времена Змиевы валы, располо­женные вдали от основных княжеских центров (Киев, Чернигов, Переяслав-Русский, Новгород-Северский, Путивль, Курск), не могли строиться, так как ослабленная бесконечными междоусо­бицами и половецкими набегами Русь не располагала достаточ­ными ресурсами для такого масштабного строительства. 

Очевидно, что первостроителей Змиевых валов необходимо искать в более глубоких пластах древнерусской истории. Даже само название «Змиевы валы» призывают к этому. И хотя тема «змееборства» — одна из самых древних и распространенных тем мирового фольклора (индийские Веды, египетский миф о борьбе Гора с Сэтом, Зигфрида в древнегерманском эпосе и др.), на юге Украины она обретает очертания конкретных событий, некогда здесь происходивших.

Многовековая борьба наших предков с царскими скифами, кочевым ираноязычным народом, отпечаталась в полусказоч­ном сюжете, приведенном Геродотом в четвертой книге его «Ис­тории». Царские скифы, вернувшись в Мидию из многолетнего похода, продолжают воевать со «своими рабами», которыми они считали все окружающие их племена и только делили их на уже завоеванных и еще не завоеванных. Из утверждений царских скифов, эти рабы «оградили свою землю, выкопав широкий ров от Таврийских гор до самой широкой части Меотийского озера». И неспроста для наших предков во все последующие времена образ страшного Змия олицетворял собой не менее страшного завоевателя.

Изображение змеи отражало древнейший культ предков — родоначальников скифов. Змееногая богиня, «полуженщина-полузмея» — мать Скифа, родоначальника скифского племени, часто изображалась на щитах, кочанах и доспехах скифских во­инов и их коней.

Л.Ф. Арриан, выдающийся греческий писатель, историк и географ, живший в начале Н века н. э., писал, что военные эм­блемы скифов представляли собой чучела змей и драконов, из­готовленных из различных цветных лоскутов и насаженных на высокие шесты. При движении эти чучела надувались ветром и извивались как живые существа, издавая при этом резкий свист.

Для земледельческих племен народ со «змеиным стилем» украшений (драконами, грифонами, змеями и змеевидными бо­гинями) был змеиным народом и образно изображался Змием, требующим дани и жертв. Выходит, что для защиты от агрессив­ных соседей пришлось сооружать огромные многокилометровые валы. При этом валы были не только оборонительными сооруже­ниями, но и условной границей своих земель и земель народа-Змия, что, очевидно, и послужило причиной их названия — Змиевые валы.

Помнил о тех временах и город Змиев Харьковской области, более тысячи лет сохранивший свое название. Дьяки Разряд­ного приказа Лихачев и Данилов, составлявшие описание карты Большого Чертежа, первого географического справочника Рос­сии, увидевшего свет в 1667 году, упоминали город Змиев. Еще раньше Змиев упоминался в царском указе 1571 года, где наме­чался путь сторожевых разъездов от Путивля до Можа и вниз до Змиева кургана и городища.

Змиевы валы на Киевщине

В начале VIII века н.э. на месте Змиева была белокаменная крепость, входившая в систему белокаменных крепостей верхо­вьев Северского Донца (Салтовская крепость, Чугуевская, Мохначская и др.). Все эти крепости были построены создателями салтовской культуры на месте древних городищ, обнесенных валами и рвами. Некоторые исследователи называют эти горо­дища скифскими.

Были ли эти городища и валы скифскими или защищали от скифов, или они все же были воздвигнуты готами-земледельцами против великого переселения гуннов, пока неизвестно. На этот вопрос смогут ответить будущие тщательные и всесторон­ние исследования сохранившихся Змиевых валов.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится