Основная задача искусства, связанного с обрядами погребения, – увековечивание образов ушедших людей в материальных объектах: скульптуре, портрете или поэтической эпитафии. Таким образом, искусство выполняет роль посредника между физическим и метафизическим. Суеверное избегание темы смерти в обиходе придает ей, как всему непознанному, особую привлекательность. Для большинства людей смерть по-прежнему загадочна, пугающа и притягательна одновременно, потому что философский аспект этой темы до сих пор не раскрыт в полной мере.
Ведьмы
Слово «ведьма» происходит от старославянского «вѣдати» — знать, ведать. Их уважали и боялись, к ним ходили за советом и помощью — излечиться от болезни или же наслать её на врага. Ведьмам приписывались самые разные навыки: полеты на метле, обращение людей в вурдалаков, управление погодой, урожаем, мыслями простых смертных. Ведьм обвиняли в краже младенцев и совращении мужчин. Тех, кого могли счесть ведьмой (а в Средние века к этому приводили и необычные родинки, и рыжие волосы), нередко изгоняли и даже жгли на кострах. Ужасы Святой инквизиции и охота на Салемских ведьм до сих пор будоражат умы художников и режиссеров.
Ведьмы появляются в живописи начиная со Средних веков. Часто это уродливые старухи с безумным, демоническим взглядом — их дьявольские злодеяния со временем проступают на лицах. Иногда же это юные девушки удивительной красоты, дарованной им темными силами. Согласно поверьям тех времен, ведьмой можно было стать, заключив договор с дьяволом: принеся ему в дар младенца, монетку или локон волос, новообращенная получала метку дьявола и дар колдовства.
Шабаш ведьм происходит один раз в год, в Вальпургиеву ночь. В ночь с 30 апреля на 1 мая отмечается праздник весны, восходящий к дохристианским временам, одно из его названий — Бельтайн. В Европе было принято отмечать его разжиганием костров, на которых иногда ритуально горели чучела ведьм.
Во время шабаша ведьмы слетались на метлах и ступах к горе, традиционно являвшейся главным местом их сбора в регионе: Лысая гора у славян, гора Блокен у германцев, гора Блокула в Швеции и т. д. На шабаш являлся и сам Сатана — колдуньи докладывали ему о совершенных ими деяниях, кружились в магических плясках, пили вино из коровьих копыт и лошадиных черепов. Потусторонний праздник нередко заканчивался оргией, а на рассвете ведьмы возвращались домой.
Вампиры
Мало кто из нечисти вызывает такой интерес у художников, писателей и кинематографистов, как вампир. И если сегодня это, в основном, предмет воздыханий подростков, неравнодушных к бледным юношам из литературных саг, то пару веков назад вампиры, упыри и стригои рождали неподдельный ужас в душах простых людей.
Вампирами называли мертвецов, встававших по ночам из могилы, чтобы пить кровь у живых. Они могли обращаться в летучих мышей и насылать кошмары. Вампирами становились самоубийцы, преступники, колдуны и те, кто умер от укуса вампира.
Легенды о кровососущих монстрах есть в большинстве известных культур начиная с древнейших времен. У шумеров существовали поверья об ашкарах — демонических женщинах, охотившихся во тьме на младенцев и беременных женщин. Вампиры существовали и в верованиях Вавилона (демон Лилу), и в Индии (Веталы), и даже в Китае (Чианши — вампир, питавшийся не кровью, но жизненной энергией ци жертвы). В Древнем Риме вампиров называли ламиями, а также верили в существование птицы Стрикс, питавшейся по ночам плотью и кровью людей. От ее имени произошли румынское «стригой» и албанское «стрига».
Призраки
В живописи существуют самые разные трактовки и интерпретации образа привидения. В широком смысле это бесплотный неупокоенный дух, вернувшийся на землю наказать обидчика, подсказать живым что-то важное или же забрать новые души со собой в потусторонний мир.
Призраки существуют в верованиях практически всех народов. Призраки были известны и в античности. Философу-стоику Афинодору однажды явилось привидение старика, опутанного цепями. Приведя Афинодора во двор дома, видение исчезло. Когда же философ произвел раскопки на месте, указанном духом, то нашел скелет и цепи. После захоронения призрак старика больше не являлся.
Со времен романтизма многие художники черпали вдохновение в творчестве Уильяма Шекспира, изображая призраков из его произведений. Таков образ Банко — военачальника, убитого Макбетом. Он олицетворяет собой пробуждение совести главного героя, являясь ему во время пира. Призрак отца Гамлета также часто появляется в живописи. Он является несколько раз, призывает сына к отмщению — призрак требует наказания Клавдия, своего убийцы, обольстившего к тому же его вдову Гертруду. Однако он демонстрирует и великодушие, прощая супругу.
Чрезвычайно распространены изображения призраков и в японской культуре. В кайданах (пугающих историях о встрече со сверхъестественным) часто упоминаются юрэй, призраки умерших, чья отличительная особенность — отсутствие ног. Юрэй становятся погибшие насильственной смертью, те, над кем не совершили обрядов для упокоения души, не завершившие важные дела на земле. Другой персонаж японской мифологии — онрё, обиженный, мстительный дух, вернувшийся ради мести, восстановления справедливости или реализации проклятья. Типичным онрё является женщина, погибшая из-за злого умысла супруга.
Образ онрё хорошо известен в массовой культуре — это распущенные черные волосы, белые погребальные одежды и мертвенная, синеватая бледность.
Демоны
Изначально демоны, сверхъестественные сущности, могли быть как добрыми, так и злыми по отношению к людям. В иудаизме существует легенда, что демоны были созданы Богом перед первой субботой. Ночь наступила раньше, чем он доделал их, а потому демонам не досталось тел. Они обитают между землей и луной, предпочитая пустынные оскверненные места.
Христианская традиция считает бесов и демонов злобными слугами Сатаны, обитающими в аду и появляющимися на земле, чтобы склонить людей к греху. Гримуары, книги ведьм и колдунов, содержат множества описаний демонов, их имена, звания и способности, способы призыва демонов и их возможности.
В живописи прослеживается эволюция образа демона. В Средние века и Ренессанс это, в основном, злобные и пугающие существа, наделенные, хвостами, рогами, складчатыми крыльями и клыкам. В эпоху романтизма же демоны «очеловечиваются», становясь почти трагическими образами падших ангелов, страдающих душ.