Незавидная судьба Алены Киш: почему шедевры наивной художницы оказались в хлеву и как «райские ковры» нашли свое место в музеях
417
просмотров
В наше время имя Алены Киш хорошо известно исследователям наивного искусства. Ее называют выдающейся художницей своего времени, ей посвящают выставки, научные статьи и исследования, по мотивам ее работ создают модные аксессуары… Однако при жизни Алена Киш страдала от невозможности раскрыть свой талант, от нищеты и насмешек, а ее шедевры радовали разве что коров – ведь ее расписными «райскими» коврами выстилали полы в хлеву…
Единственное фото Алены Киш и фрагмент ее ковра.

Сведений о художнице сохранилось немного. Нет даже ее прижизненных изображений, кроме одной, мутноватой и выцветшей паспортной фотографии. Она родилась в деревне Романово Слуцкого уезда в последние годы XIX века, в многодетной крестьянской семье. Нельзя сказать, что Алена сильно выделялась среди своих родных – все в семье любили рисовать и слыли хорошими мастерами-ремесленниками. Старший брат Алены, например, был известным плотником и занимался реставрацией росписей Варваринской церкви. А отец Алены всегда был готов побаловать любимую дочь красивым новым платьем, пусть даже это означало, что ему придется трудиться в разы больше и тяжелее – ведь в жизни должно быть место радости и красоте… Однако Алена не просто развлекалась рисованием и не просто любила красивые вещи. У нее был талант, призвание, дар – непонятый и не принятый окружающими. Художница была чистым и добрым человеком, любила петь, знала множество народных песен, любила животных, однако о ней шла слава «юродивой».

В райском саду.

После смерти родителей братья и сестры Киш жили в Слуцке, после войны оказались в деревне Грозово. Алену открыто недолюбливали односельчане – как она может в такое тяжелое время, когда семья голодает, баловаться какими-то рисунками! Нет бы трудиться до седьмого пота. Однако работа в колхозе Алене была не по душе, а ее уже открыто называли нахлебницей… Так Киш и начала скитаться по деревням в поисках пропитания – в обмен на свои расписные ковры, которые в Беларуси называли «маляванками». Расписные ковры были в те годы популярны. Они скрашивали суровый крестьянский быт в нелегкие годы коллективизации, украшали стены и защищали от холода. И художница стучала то в одни двери, то в другие в поисках заказчиков.
Она никогда не брала денег. Немного хлеба или картошки, крыша над головой – хотя бы на одну ночь. Ночь, за которую можно создать шедевр.

Райский сад. Такие ковры в деревнях вешали над кроватью.

Алена была, по-видимому, одной из немногих, если не единственной женщиной, занимавшейся росписью ковров в те годы. Она писала по льняному полотну, часто сшитому из отдельных кусков. Она обрызгивала холст водой, намечала карандашом эскиз и начинала писать. Писала она, по-видимому, дешевыми анилиновыми красками, которые со временем рассыхались и осыпались. Поэтому хозяева и «ссылали» ее ковры куда-нибудь подальше. Сперва их, яркие и радостные, вешали над кроватями – этот обычай до сих пор распространен в деревнях Беларуси, России и Украины.

Райский сад.

Тропические леса, люди, отдыхающие на водах, девушки, пишущие письма возлюбленным среди экзотических цветов и деревьев, невиданные звери и птицы… Образы народного искусства перемешивались с фантастическими, порожденными воображением художницы. Ковры Алены зачаровывали обещанием прекрасного будущего, пусть и посмертного – самым любимым сюжетом и у нее, и у заказчиков, был рай. Некоторые даже считали, что эти ковры приносят в дом счастье, особенно – молодым незамужним девушкам.

Дева на водах.

Однако не только проблемы с красителями омрачили творческий путь Алены. В первую очередь, ей перестали заказывать ковры потому, что в деревни начали завозить гобелены промышленного производства. Они были яркими и пестрыми, не выцветали, не крошились. Новые, «модные», они становились предметом гордости, желанным подарком, ценным приобретением. «Райские ковры» отправлялись на чердаки и в сараи.
Алена Киш ушла из жизни в 1949 году. Говорили, что она просто поскользнулась, гуляя по берегу реки, и не смогла выбраться. Но никто в это не верил, даже сами говорящие. За робким объяснением скрывалась страшная правда: художница утопилась, бросилась в реку от тоски, невостребованности, бедности…

У сказочных ковров Алены Киш непростая судьба...

Но на этом история не заканчивается. В 70-х годах минский художник Владимир Басалыга и его жена Валентина начали собирать по всей Беларуси расписные ковры Алены Киш, а также сведения о ней. Первые ковры в своей коллекции он выпросил у теток в качестве подарка на свадьбу. Тетки хоть и сочли это странным, но привезли любимому племяннику несколько экземпляров. С раннего детства Басалыга был влюблен в работы Алены, а получив художественное образование, сумел по достоинству оценить ее талант. По мере сил Владимир и Валентина пытались их отреставрировать. Это оказалось непростой задачей – от ковров приходилось отскребать навоз, они чаще служили во благо коровам и свиньям, чем ласкали человеческий взор. Да и люди не спешили делиться воспоминаниями о своей землячке…

Расписной ковер Алены Киш.

Как бы то ни было, в 1978 году Басалыга смог продемонстрировать работы Алены Киш на Первой республиканской выставке народных расписных ковров в залах минского Дворца искусств. В эти годы по всему СССР исследователи и художники обращали взгляд на творчество народных мастеров и мастериц, и расписные ковры Киш привлекли внимание многих людей. В дальнейшем ее работы принял Заславский музей – Басалыга наотрез отказался продавать ковры частным коллекционерам, предлагавшим огромные деньги. Наследие Киш должно было остаться в Беларуси, на ее родине.

Расписной ковер Алены Киш. Теперь ее работы - народное достояние.

Вторая волна всплеска популярности Киш началась в 2000-х благодаря социологу и феминистке Елене Гаповой, когда Центр гендерных исследований ЕГУ выпустил календарь о двенадцати художницах из Беларуси. Имя Алены Киш вошло во «Всемирную энциклопедию наивного искусства». Рост так называемых «женских исследований» (изучения роли женщин в искусстве и культуре), популярность наивного искусства и искусства аутсайдеров – все это позволило публике наконец-то осознать ценность «райских ковров» Алены Киш спустя много лет после ее трагического ухода.

Понравился материал? Вы можете поблагодарить автора! Поделитесь этой статьей со своими друзьями.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится