Наследство Ирода
Правление Ирода I Великого (40 – 4 годы до н.э.) внесло серьезный раскол в иудейское общество. Он воцарился при поддержке римлян, расправившись с последними представителями династии Хасмонеев и силой подавив оппозицию. Но он же раздвинул границы своего царства, перестроил и украсил Храм в Иерусалиме, возводил великолепные дворцы, привлекал ко двору инженеров, ремесленников и военных, покровительствовал искусствам.
Вместе с тем, подданные ненавидели Ирода и неоднократно поднимали против него восстания. Его власть в стране держалась исключительно силой иностранных наемников. Деньги на монументальные постройки были получены благодаря безжалостной эксплуатации малоземельного крестьянства. Спасаясь от налогового гнёта, массы простонародья бежали в пустыню или становились разбойниками.
Когда в 4 году до н.э. Ирод умер, император Август разделили владения царя между тремя его сыновьями. Старший Архелай получил Иудею, Идумею и Самарию, средний Ирод-Антипа – Галилею и Перею, младший Ирод-Филипп – Батанею, Галантиду, Трахонитиду и Гауран. Царский титул Ирода не унаследовал никто, сыновья вынуждены были довольствоваться более низкими званиями тетрархов.
Дети Ирода не унаследовали государственного ума своего отца, но были столь же жестоки. В 6 году н.э. Август отстранил от власти и отправил в ссылку Архелая, а его владения обратил в провинцию под управлением префектов. После смерти Филиппа в 33 году в состав провинции вошли также и его владения.
В 37 году взбалмошный император Калигула восстановил Иудейское царство, правителем которого назначил своего приятеля Агриппу, внука Ирода. В 39 году Калигула прибавил к ним тетрархию его дяди Ирода-Антипы. Агриппа показал себя на удивление компетентным правителем, однако его владычество оказалось весьма краткосрочным. В 44 году он был отравлен сирийским наместником Гаем Вибием Марсом. Его 17-летний сын Агриппа II получил в управление лишь земли бывшей тетрархии Филиппа. Остальные территории император Клавдий обратил в провинцию, которой управляли назначаемые императором прокураторы.
Оппозиция
Оппозиция Ироду и его наследникам имела преимущественно религиозное звучание. Главными критиками правящего режима являлись фарисеи (ивр. פְּרוּשִׁים, перушим – «отделившиеся»), чья школа сформировалась во второй половине II века до н.э. Фарисеи стремились установить для себя и своих последователей более строгие нормы поведения, чем это предписывалось официальной религией. Они стояли за неукоснительное подчинение Закону, тщательно изучали священные тексты, имели консервативные убеждения, вели праведный образ жизни и пользовались большим влиянием в собраниях в качестве учителей закона и судей. Приверженцами этого учения являлись главным образом представители «среднего класса» – священники, писцы, – но также и значительная часть как иерусалимского Синедриона, так и храмового жречества.
Если фарисеи находились в умеренной оппозиции к власти и при этом оставались частью политического истеблишмента, то выделившиеся в конце I века до н.э. из их среды зелоты (греч. ζηλωτής, – «ревнитель, приверженец») заняли гораздо более радикальную и деятельную позицию. Также, как и фарисеи, зелоты стремились к праведному образу жизни, но связывали его с борьбой за освобождение своей страны из-под власти чужеземцев, под которыми они вначале понимали Ирода и его семейство, а затем римлян. Зелоты учили, что править страной может только мессия – посланный на помощь верующим царь из рода Давида. Мессия должен одержать победу над врагами Израиля и установить царство справедливости, которое зелоты понимали как имущественное равенство. Эти идеи привлекали в их ряды массы последователей из числа простонародья.
Предпосылки восстания
Превращение Иудеи в римскую провинцию значительно обострило и усугубило имевшиеся ранее в стране противоречия. Фарисеи в этой ситуации заняли умеренную позицию, полагая, что иудеи не в силах бороться против Рима и потому должны договариваться, выторговывая себе максимум возможных уступок. В сравнении с радикалами из числа собственных единоплеменников фарисеи считали римскую власть для себя меньшим злом и потому с началом восстания многие из них оказались в лагере перебежчиков. Зелоты, напротив, были убеждены в необходимости вооруженного сопротивления завоевателям, как бы малы ни казались шансы на успех. В ожидании мессии они призывали народ не повиноваться властям и инициировали волнения, в которых порой участвовали тысячи людей.
В 6 году н.э. Иуда Галилеянин захватил со своими сторонниками царский арсенал в Сепфорисе, а затем призывал уклоняться от римской переписи. Восстание было подавлено, а сам Иуда погиб, однако за ним вскоре пришли другие. В 44 году некий Февда звал своих последователей в пустыню, уверяя, что словами заставит расступиться воды Иордана. Прокуратор Куспий Фад выслал против Февды всадников, которые отрубили ему голову, а его сторонников рассеяли. В правление Антония Феликса в 52 – 60 годах появился некий лжепророк из Египта, который собрал 4000 последователей. С ними он разбил лагерь на Елеонской горе близ Иерусалима. Эти волнения также были подавлены римлянами силой, причем зачинщик сумел скрыться, 400 человек погибли, а 200 были захвачены в плен.
Наиболее фанатичные из зелотов составляли особую группу сикариев (лат. sica – «кинжал»). Не имея внятной политической программы, сикарии с оружием в руках нападали на римлян – представителей провинциальной администрации, чиновников и солдат, – а также их союзников из числа местных жителей. Если зелоты вели свою деятельность вполне открыто, то сикарии осуществляли нападения тайно, пряча оружие под одеждой. По этой причине они внушали своим противникам еще больший страх. В их рядах встречались люди разного рода, от идейных революционеров и религиозных фанатиков до настоящих разбойников, живших грабежом своих соплеменников. Простонародье зачастую было благорасположено к террористам, считая их защитниками угнетенных.
Причина восстания
Непосредственной причиной, спровоцировавшей взрыв общего возмущения, послужили действия прокуратора провинции Гессия Флора (64 – 66 годы). Своим назначением на должность он был обязан жене Клеопатре, находившейся в дружбе с императрицей Поппеей. Флор рассматривал свое назначение как способ быстро сколотить состояние и потому не гнушался никакими вымогательствами. Он торговал судебными приговорами, облагал население провинции непосильными поборами, грабил как общественное достояние, так и имущество частных лиц. В 65 году иудеи пожаловались на действия Флора сирийскому наместнику Цестию Галлу, но эта жалоба не привела к каким-либо последствиям.
Весной 66 года Флор вмешался в конфликт между эллинизированным и иудейским населением Цезареи. Иудеи имели в городе синагогу, расположенную на участке, принадлежавшем грекам. Их неоднократные попытки приобрести участок не увенчались успехом. За взятку в 8 талантов Флор обещал решить спор в пользу иудеев. Однако, получив деньги, он устранился от решения конфликта и даже арестовал делегацию из знатных иерусалимских иудеев, явившихся требовать у него исполнения обещания. Эти действия вызвали недовольство Флором среди жителей Иерусалима.
Вскоре после описываемых событий, в середине мая 66 года, Флор самолично прибыл в Иерусалим по делам. Также от имени императора он потребовал у храмового жречества передать ему 17 талантов из храмовой сокровищницы. Это требование оскорбило религиозные чувства иудеев и с негодованием было отвергнуто. Толпы народа на иерусалимских улицах поносили имя прокуратора и призывали к избавлению от его тирании. Городские власти оказались не в состоянии навести порядок.
Тогда рассвирепевший Флор приказал своим солдатам напасть на жителей города с оружием в руках. Во время устроенного им страшного погрома погибло 3600 человек. Иудеи вскоре пришли в себя и стали оказывать солдатам решительное сопротивление. На улицах города разгорелось настоящее сражение. Горожане взбирались на крыши своих домов и оттуда забрасывали солдат камнями. Убедившись, что он не располагает достаточными силами для подавления восстания, Флор предпочел покинуть город, возложив ответственность за восстановление порядка на городские власти. Из Кесарии он написал Цестию Галлу письмо, в котором сообщал об отпадении иудеев от власти Рима.
Контрреволюционный переворот и уличные бои в Иерусалиме
Узнав о волнениях в Иерусалиме, в конце мая или начале июня в город прибыл царь Агриппа II, который безуспешно пытался склонить народ к повиновению властям. Вместе с ним из города уехали многие представители аристократии, не желавшие участвовать в восстании. Власть над городом перешла в руки революционного правительства.
По предложению Элеазара, сына первосвященника Анании, одного из лидеров восставших, в иерусалимском храме было отменено ежедневное жертвоприношение за здравие императора. Этот шаг, равнозначный официальному объявлению войны, бесповоротно расколол правящий класс города. Оставшаяся в Иерусалиме «партия мира», включавшая иерусалимское жречество и часть аристократии, поняв, что события выходят из-под их контроля, обратилась к царю Агриппе за военной помощью. При помощи присланных царем 2000 всадников в начале августа они захватили Верхний город с дворцом Ирода и кварталами знати. Повстанцы в это время контролировали Нижний город и доступ к Храмовой горе.
Между обеими сторонами завязались ожесточенные уличные бои. Солдаты превосходили повстанцев силой и выучкой, однако те были гораздо более многочисленны и решительно настроены. К тому же на помощь им постоянно приходили массы народа из сельской местности. Оказавшись в меньшинстве, солдаты Агриппы начали отступать и укрылись за стенами дворца Ирода. Повстанцы, овладев Верхним городом, подожгли находившиеся здесь дворцы первосвященника Анании и сестры царя Агриппы Береники.
17 августа им удалось захватить примыкавшую к Храму башню Антония и перебить удерживавший ее гарнизон. Утратив всякую надежду на победу, солдаты Агриппы согласились сдать им дворец Ирода при условии предоставления им свободного отступления. Дворец повстанцы сожгли, а найденных здесь первосвященника Ананию и других представителей иерусалимской знати убили. Римляне, на которых условия капитуляции не распространялись, заперлись в трех башнях Цитадели и некоторое время держали здесь оборону. Затем они согласились сдаться также на условиях свободного выхода из города. Когда солдаты сложили оружие, иудеи напали на них и перебили всех до одного.
Избиение сикариев
Вождем революционного правительства, захватившего власть в Иерусалиме летом 66 года, был Элеазар, сын убитого экстремистами первосвященника Анании. Его сторонники в основном принадлежали к аристократической партии, точнее к той ее части, которая выступала за восстание и продолжение борьбы. Теперь, после разгрома «партии мира», к нему также примкнули до сих пор колебавшиеся «умеренные», в том числе фарисеи и храмовое жречество.
Во время уличных боев с солдатами Агриппы и их сторонниками широкую известность и поддержку восставших снискали явившиеся им на помощь радикалы-сикарии. Их вождем был Менахем, сын Иуды Галилеянина, возглавлявшего антиримское восстание шестьюдесятью годами ранее. Сикарии были великолепными бойцами, чей фанатизм поднимал боевой дух остальных участников восстания. Именно Менахем возглавлял атаку на царский дворец. После победы его авторитет в городе чрезвычайно вырос, и это вызвало недовольство аристократов, которые не хотели допускать радикалов к руководству восстанием.
Элеазар и его сторонники решили расправиться со своими противниками неожиданным ударом. Нападение было тщательно спланировано и совершено во время богослужения в храме. Почти все находившиеся здесь сикарии, включая Менахема его военачальников, были захвачены врасплох и перебиты. Лишь немногим из них удалось сбежать в крепость Масаду, где находились их единомышленники.
Битва при Бет-Хороне
В конце октября 66 года наместник Сирии Цестий Галл завершил необходимые приготовления к походу на Иерусалим, который являлся главным очагом и политическим центром восстания. Основу его войск составлял XII Молниеносный легион в полном составе, а также сводный отряд вексилляций других сирийских легионов численностью около 2 000 человек (6 когорт пехоты и 4 кавалерийские алы). К этим силам присоединились вспомогательные войска союзных царей: Антиоха из Коммагены, Соэма из Эмесы и Агриппы, который сам принял участие в походе и сопровождал Цестия на его пути от Антиохии к Птолемаиде. Всего римская армия насчитывала в своих рядах около 30 000 человек.
Продвигаясь через Галилею, римские войска безжалостно разоряли и жгли поселения, а не успевших убежать жителей убивали. Вскоре Цестий разбил лагерь приблизительно в 15 км от Иерусалима. Здесь начались первые схватки с повстанцами. Вопреки ожиданиям военачальника осада города проходила с большими трудностями. Из-за действий партизанских отрядов на путях коммуникаций римляне несли значительные потери в людях и припасах.
Цестий разбил лагерь на горе Скопус на северо-востоке Иерусалима. Несколько дней он стоял на месте, надеясь, что повстанцы сделают первые шаги к примирению. Внутри города продолжались междоусобные распри по вопросу целесообразности продолжения войны. Некоторые знатные лица в это время завязали переписку с римским военачальником, обещая ему открыть ворота города. Когда об этих переговорах узнали повстанцы, они сбросили изменников со стен.
Наконец римляне пошли на штурм. Через недостроенные стены в северной части города им удалось прорваться в Новый город и обратить его в пепел. Затем, однако, их наступление разбилось о мощные укрепления, окружавшие храмовую гору. Попытка штурма северной части укреплений, несмотря на мужество римских солдат, оказалась отражена защитниками города. Придя к заключению, что находящихся в его распоряжении сил недостаточно для овладения столь мощной крепостью, Цестий принял решение отступать. Повстанцы преследовали римлян, забрасывая колонну войск камнями и перехватывая отставших солдат. Возле Бет-Хорона римское войско оказалось в окружении и лишь с большими потерями, бросив обозы, спаслось бегством.
Одержанный успех воодушевил восставших и способствовал дальнейшему разрастанию охваченной восстанием территории. Не только в самой Иудее, но и в городах соседних провинций начались кровопролитные столкновения между эллинизированным населением и иудеями. В один день в Кесарии было перебито около 20 000 живших здесь иудеев; 13 000 человек иудеев погибло в Скифополе, 10 000 в Дамаске и 50 000 в Александрии. В свою очередь, в тех городах, где большинство населения имело иудейское происхождение, погибали массы их противников. Большинство восточных провинций погрузилось в хаос, который зимой 67 года усугубила неожиданная смерть Цестия Галла.
Продолжение следует: Восстание Иудеи: покорение Галилеи.