Кения в первой половине ХХ века
Как и другие африканские территории на побережье Индийского океана, Кения относительно поздно попала под контроль европейцев. Земли будущих Уганды, Танзании и Кении поделили между собой Германия и Великобритания. На земли Кении в начале 1900-х гг. стали приглашать фермеров-переселенцев, число которых в 1904 году достигло 342 человек. В основном это были буры из Южной Африки, где незадолго до этого отгремели англо-бурские войны. Приток белых переселенцев возрос после Первой мировой войны, но общая численность колонистов, не считая членов семей, не превышала 5000 человек.
Переселенцы получали от колониальной администрации землю в аренду на 99 лет, при этом около 35 % наиболее плодородной территории было зарезервировано за европейцами. Кроме европейцев, в Кению из-за моря прибывали также индийцы, которые работали, например, на строительстве железных дорог. Между коренными африканцами, европейцами (бурами и англичанами) и индийцами уже тогда возникли трения на расовой почве.
Многие из европейских переселенцев были убежденными сторонниками исключительного положения белых в колонии. Так, даже предоставление избирательных прав женщинам-европейкам произошло потому, что колониальная администрация тем самым пожелала увеличить количество белых избирателей в Законодательный совет колонии. В нём 11 мест отводилось для европейцев, а два, а затем пять — для индийцев.
В 1920-е гг. также постепенно создавалась система местных туземных советов, которые могли доводить необходимые сведения и нужды населения до администрации, а также взимать коммунальные сборы и налоги на образование. В целом, как отмечают исследователи, советы стали неплохим способом, с одной стороны, дать возможность африканцам вести политическую деятельность, а с другой — поставить эту деятельность под контроль колониальной администрации.
Интересно, что Первая мировая война не оставила в колонии глубоких следов, хотя, конечно, белые и черные жители Кении воевали в составе разных подразделений в Африке и на других фронтах. Больше всего изменений, как подчеркивают историки, оставила именно Вторая мировая война. Африканцы воевали наравне с европейцами, а британских офицеров для лучшей коммуникации со своими подчинёнными заставили выучить суахили. Перемены эти, как указывает историк А.Л. Емельянов, были вызваны «отчасти нехваткой людей, но больше всего объяснялись сдвигами в общественном сознании, умонастроениях и политическом климате в большинстве стран мира».
Послевоенные политические изменения также были глубоки, по сравнению с тем, что было, например, еще в начале 1920-х гг. Представительство европейцев, индийцев и африканцев в Законодательном совете по конституции 1948 года было установлено в виде формулы «11–7–4». В 1951 году к четырём африканцам в совете добавились ещё два. Однако, как указывает тот же Емельянов, подобным положением дел не была удовлетворена ни одна из групп населения Кении.
Восстание мау-мау и ход борьбы
Среди автохтонного кенийского населения в течение 1910–1940-х гг. набирало силу антиколониальное движение. К середине 1940-х гг. возникла такая организация, как Союз африканцев Кении (САК). Главой её стал Джон Кениата, старавшийся вести борьбу в русле имевшихся правил. Так, в 1948 году делегация САК была отправлена в Лондон, чтобы передать петицию британскому парламенту, которая, впрочем, не была удовлетворена — там содержались требования об отмене законов, лишавших африканцев земли.
Одновременно в конце 1940-х гг. до колониального руководства и полиции начали доходить слухи о некой организации мау-мау. Она была распознана как некий туземный культ, организованный людьми, не могущими приспособиться к быстрым переменам и прогрессу, исходящему от европейцев. Более того, в 1954 году специальная делегация британского парламента в Кении специально подчеркнула, что мау-мау — движение, имевшее своей целью «увести африканцев Кении с дороги прогресса обратно в джунгли и дикость». Интересно, что тут, по словам историков, постарался даже известный антрополог Луис Лики, хорошо говоривший на языке кикуйю — народа, который наравне с народами эмбу и меру был вовлечён в восстание. В двух своих книгах Лики описал мау-мау как извращённый религиозный культ, практикующийся циничными злобными вождями.
Впрочем, с противоположной стороны шла иная интерпретация восстания. После обретения Кенией независимости бывшие руководители движения описывали его как весьма современное политическое направление, бывшее, прежде всего, националистическим и антиколониальным, возможно с некоторым этническим оттенком и особенностями, продиктованными этнической базой восстания.
Судя по всему, движение мау-мау действительно содержало в себе множество групп, опиравшихся в своих воззрениях как на христианские, так и на местные верования и практиковавшие квазирелигиозные ритуалы для вербовки сторонников. Восставшие также видели своим примером другие антиколониальные движения в британских владениях в Африке и Азии. Сами кенийцы, кстати, подчёркивали, что название «мау-мау» восставшими никогда не использовалось и было изобретением британцев, стремившихся максимально архаизировать и само движение, и его членов, выставив их дикарями.
Как же проходило восстание?
В 1951 году, судя по всему, был образован центральный комитет движения, — по некоторым свидетельствам, оно именовало себя «Кенийская армия земли и свободы» (Kenya Land and Freedom Army — KLFA), — который вступил в переговоры с САК под началом Кениаты. Ядром движения мау-мау стали земли народов кикуйю, эмбу и меру, живших вокруг горы Кения на наиболее хороших в сельскохозяйственном отношении территориях.
Летом 1952 года лидеры движения приняли решение накапливать оружие и боеприпасы, а в конце года по решению комитета начались, как указывают историки, убийства европейцев (фермеров и сотрудников администрации) и тех африканцев, кто сотрудничал с ними. После этого были проведены аресты членов САК и комитета мау-мау, часть из которых сумела скрыться и стать командирами полевых отрядов, насчитывавших подчас тысячи человек. В стране разгорелась партизанская война, в которую оказались вовлечены все имевшиеся в колонии военные части из белых и африканцев.
Наиболее влиятельным командиром повстанцев стал бывший функционер САК Дидан Кимати, под началом которого, как пишут историки, находилось до 20 000 человек. Основной тактикой его отрядов стали нападения на земли, населённые лояльными администрации африканцами, а также фермы европейцев и полицейские участки. Помимо вооружённых действий против европейцев, Кимати озаботился сплочением собственных рядов. По его предложению в 1953 году состоялась встреча 40 полевых командиров мау-мау, образовавших, как пишет А.Л. Емельянов, некий орган под названием «Парламент Кении», просуществовавший в разных составах до 1956 года.
На вооруженную борьбу африканцев британцы ответили сразу по нескольким направлениям. Во-первых, как уже говорилось выше, колониальная администрация постаралась в самом невыгодном свете выставить и само движение, и его лидеров, записав их в религиозные фанатики, противники прогресса и т.д. Лондон и Найроби отрицали какую-либо антиколониальную подоплёку восстания, напирая на то, что это всего лишь архаичный бунт дикарей. Во-вторых, британские войска из метрополии и колониальные части, подчинённые единому Восточноафриканскому командованию, начали последовательно зачищать от восставших один район за другим, применяя испытанную ещё в бурские войны тактику.
Прежде всего были созданы концентрационные лагеря, в которых оказалось от 300 000 до 500 000 человек, подозревавшихся в помощи восставшим. Есть свидетельства, что ещё до начала восстания, в конце 1940-х гг., людей, арестованных за участие в движении мау-мау, подвергали пыткам в тюрьмах. Проверить или отвергнуть многие подобные заявления невозможно, поскольку документация колониальной полиции была уничтожена. В частности, утверждается, что некий Хуссейн Оньянго Обама, будущий дед 44-го президента США Барака Обамы, был искалечен в 1949 году из-за подобного рода подозрений.
Кроме того, множество людей из племён кикуйю, меру и эмбу переселили в специальные деревни под усиленной охраной солдат-лоялистов из этих же народностей. Немедленно в «резерватах» — территориях, за несколько десятилетий до того отведенных для африканцев по специальным соглашениям между колониальной администрацией и племенами, — начались земельные реформы, которые должны были лишить восстание социальной базы.
Летом 1956 года британцам удалось сломить сопротивление мау-мау. Кимати был захвачен в октябре того же года, через год осуждён и повешен. Его сторонники продолжали сопротивление, но очаги восстания быстро сокращались. Десятки тысяч человек попали в тюрьмы и концентрационные лагеря.
Стоит отметить, что параллельно с жестоким подавлением восстания шёл процесс всё большей интеграции африканского большинства страны в политическую жизнь колонии. В 1955–1956 гг. количество африканцев в Законодательном совете было увеличено, а среди автохтонного населения колонии ввели избирательное право, но с установлением цензовых ограничений. С 1957 по 1963 гг. борьба за независимость из лесов и гор Кении переместилась в города и приняла формы более-менее мирной политического соперничества. Африканцев поддерживали индийские и мусульманские политические организации, также выступившие за независимость Кении, которая и была провозглашена 12 декабря 1963 года.
Движение мау-мау, при всех спорах о его истинной природе и методах борьбы, оказало решающее влияние на изменение настроений кенийцев. Одна из последних колониальных войн, которую вела Великобритания, была формально выиграна ею, но остановить процесс распада империи и помочь удержать африканские владения эта победа не смогла.