Жозефина Бейкер: голая праведница.
91
просмотров
Секс-символ эпохи, в ее любовниках были Хемингуэй и Корбюзье. Но героем стала не потому, что томно крутила бедрами, еле прикрытыми связкой бананов. Вне сцены Жозефина Бейкер успешно шпионила для французского Сопротивления и растила 12 приемных детей разных национальностей.
Жозефина Бейкер. Гавана, Куба. 1950

Ее называли Бронзовой Венерой и Черной Пантерой, Жемчужиной и Креольской Богиней – в общем, множеством имен, подчеркивавших изящество ее тела. Яркая и эксцентричная Жозефина Бейкер была воплощением необузданной сексуальности и раскованности первой половины прошлого века. Популярнейшая танцовщица и певица, она могла появиться на сцене почти обнаженной, и все одобряли, ведь «ее стройное и гибкое шоколадное тело не нуждается в дополнительных украшениях». Боа из перьев, нитка жемчуга и знаменитая связка бананов на бедрах, томными движениями которых Бейкер будоражила воображение зала под звуки джаза, – вот неизменные атрибуты ее выступлений.

Жозефина Бейкер в своем знаменитом банановом костюме

Стиль менялся в мгновение: вслед за страстным танцем мог последовать по-настоящему хулиганский, во время которого Бейкер вертелась, прыгала, кувыркалась и гримасничала, покоряя зрителя своей непосредственностью и раскованностью. Никаких комплексов, и плевать, как это выглядит со стороны: Бейкер отдавала свое тело звукам музыки, не в силах устоять на месте. Но добиться феноменального успеха, всемирной известности и стать героем Франции Бейкер удалось, не только крутя бедрами. Незаурядностью отличался и ее внутренний мир: Жозефина без устали помогала всем нуждающимся и активно боролась с любым проявлением расизма или нацизма. В итоге Бейкер приобрела славу одной из самых успешных шпионок французского Сопротивления, борца за права афроамериканцев в Штатах и мамы, воспитавшей 12 приемных детей разных национальностей.

Жозефина Бейкер

Последствия расизма она воочию увидела в 10 лет – оказалась в эпицентре расовых столкновений в американском Сент-Луисе летом 1917-го. Нападения белых американцев на афроамериканцев, прибывавших на север из южных штатов в поисках работы, случались и раньше. Но в июле 17-го несколько белых американцев проехали на машине через черный район, расстреливая всех попадавшихся по пути прохожих. Через час точно такой же автомобиль вновь появился в этой части города. Внутри были несколько полицейских и журналист: они прибыли в восточную часть Сент-Луиса после сообщений о стрельбе. Но лишь завидев похожий автомобиль, разъяренная толпа афроамериканцев открыла по нему ответный огонь.

Тем же вечером многотысячная толпа белых горожан порезала все шланги пожарной станции, а после подожгла черные кварталы и принялась отстреливать всех спасающихся от огня афроамериканцев. Выбирающихся из горящих домов людей добивали арматурой и камнями. Улицы были заполнены расстрелянными, изломанными и растерзанными телами – многие падали замертво прямо на глазах маленькой Жозефины. В тот день погибло 200 местных жителей, более шести тысяч остались без крыши над головой после пожаров. Ночные кошмары этих событий тревожили Бейкер до конца жизни.

Жозефина Бейкер

Фрида Джозефин Макдональд родилась в июне 1906 года в американском Сент-Луисе. Мать ее была прачкой, а отец – музыкант-ударник Эдди Карсон, который предпочел мир богемы воспитанию детей: он оставил семью сразу после рождения брата Жозефины, которой к тому моменту едва исполнился год. Девочка росла в бедности. С семи лет она нанималась в богатые дома, присматривая за детьми и помогая по дому, пока одна из хозяек не сунула руку девочки в кипяток за то, что та взяла конфету со стола. В школу она ходила в вещах матери, что являлось причиной постоянных насмешек и издевательств одноклассников. Ответные комические кривляния на их насмешки позволили девочке без труда устроиться в одно из местных шоу, где она пародировала выступления известных артистов.

Свои выступления она сопровождала танцами, любовь к которым возникла тоже не от хорошей жизни. Денег на отопление дома у семьи не было, и Жозефина признавалась: «Сначала я танцевала, чтобы согреться, а потом поняла, что рождена для танца. Осознала, что жить для меня – значит танцевать». В 1921-м Жозефина второй раз вышла замуж за Вилли Бейкера – первого супруга вдвое старше ее мать выбрала для девушки сама, когда той едва исполнилось 13 лет. С Бейкером Жозефина рассталась еще быстрее, оставив себе лишь его фамилию, которую она прославила впоследствии на весь мир.

Жозефина Бейкер

Совершенствуя свои выступления, в 17 лет Жозефина прошла кастинг в театр Филадельфии, где выступала в группе чернокожих танцовщиц. Белые любители джаза пребывали в восторге от акробатических, а порой и беспардонных номеров гибкой девушки, поражающей зрителя смелостью своих нарядов. В одном из клубов ее заметил в будущем известный, а тогда начинающий джазовый певец и композитор Спенсер Уильямс, уговоривший Жозефину отправиться на гастроли в Европу.

Жозефина Бейкер

В 1925-м Жозефина Бейкер уехала в Париж, который покорила с первого же раза. Она выступала в Фоли-Бержер и как танцовщица, и как певица. Всегда улыбающаяся и обаятельная, то в юбочке из бананов, то в роскошных перьях, она будоражила воображение зрителей формами своего золотисто-шоколадного тела и тембром своего голоса. Вслед за Парижем Жозефина Бейкер стала собирать полные залы в Берлине, Вене и Брюсселе. Интерес к ее персоне подогревали и многочисленные скандалы, связанные то с протестами против ее откровенных плясок, то с ее многочисленными любовными историями. В числе ее любовников были писатели Эрнест Хемингуэй, называвший ее «самой сенсационной женщиной, которую когда-либо видел», и Жорж Сименон, архитекторы Ле Корбюзье и Адольф Лоос, а также художники и поэты, посвящавшие ей картины и стихи.

В 20-е и 30-е годы Бейкер активно снималась в кино: «Женщины Фоли Бержер», «Зу-Зу», «Сирена тропиков», «Ложная тревога» и «Принцесса Там-Там». На гастроли в США она тоже ездила часто, но там ей приходилось непросто: расисты срывали почти все ее выступления. «От одной только мысли об Америке я дрожу и трясусь, и мне снятся кошмары», – не раз говорила Бейкер. И тем не менее она активно боролась за права афроамериканцев. После убийства Мартина Лютера Кинга его вдова, Коретта Скотт Кинг, даже обратилась к Жозефине с предложением стать неофициальным лидером движения. Бейкер долго обдумывала это предложение, но в итоге отказалась со словами: «Мои дети слишком молоды, чтобы потерять свою мать».

Жозефина Бейкер и дети

После Второй мировой, посетив Африку, Израиль, страны Ближнего Востока, ряд европейских и американских государств, Бейкер усыновила 12 сирот разных рас, называя свою семью «Племенем Радуги». Вместе с детьми она проживала в замке Ле Миланде в Перигоре на юге Франции. К слову, поселившись там после обретения французского гражданства в 1937-м, Бейкер оплатила долги за уголь всех жителей близлежащей деревушки и полностью взяла на себя будущие расходы за отопление деревни в зимний период.

Она никогда не выступала в заведениях, отмеченных клеймом расовой сегрегации, и ненавидела фашизм. С началом Второй мировой Бейкер вступила в ряды движения Сопротивления и сама предложила свои услуги французской разведке. Используя свой шарм и обаяние, Жозефина узнавала у дипломатов и высокопоставленных вишистских чиновников важные для разведки сведения. Так, в начале 1941 года Жозефина прибыла в Алжир и много месяцев разъезжала с гастролями по Северной Африке. По вечерам и ночам она пела в кабаре и театрах, а в «свободное время» собирала ценную информацию о береговых укреплениях, размещении войск и общеполитической ситуации. После окончания войны, в освобожденном Париже, две награды – Крест Лотарингии и медаль Сопротивления – ей вручал лично генерал де Голль.

Прощались с Жозефиной Бейкер тоже с воинскими почестями в Париже, с траурной церемонией и залпом из 21 орудия. Последние годы жизни она провела на сцене, гарцуя по ней в свои 70 лет, как и в 20. Нет, с одним отличием – посреди представления она могла остановиться и обратиться к залу с просьбой: «О, мадам, вы смущаете меня. Да, да, вы, с этим маленьким биноклем. Пожалуйста, не смотрите в него. Не лишайтесь ваших иллюзий».

8 апреля 1975-го, отмечая 50-летие своей сценической деятельности, она дала последнее шоу Joséphine. Счастливая и радостная, не переставая повторять, что чувствует себя 17-летней, она заснула и больше не проснулась. Произошло кровоизлияние в мозг, от последствий которого Жозефина Бейкер скончалась 12 апреля 1975 года.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится