В чём же секрет этого удивительного фильма, который не теряет своих позиций больше трёх десятилетий? Неизвестные ранее факты далее в обзоре.
Оригинальный сценарий выглядел совсем иначе
Идея фильма родилась в результате сотрудничества Джима Хенсона и Брайана Фрауда. Вместе они как раз тогда работали над «Тёмным кристаллом». Фрауд создал некий концепт-арт, который вместе с новеллой, написанной детским писателем Деннисом Ли, затем был передан Терри Джонсу из Монти Пайтона.
Джонса новелла совсем не впечатлила, а вот рисунки Фрауда очень даже. Именно они вдохновили его на написание сценария. Первый набросок был представлен уже в 1983 году. Следующие два года его бесконечно меняли и вносили изменения почти три десятка разных авторов. В их числе был даже Джордж Лукас.
Несмотря на то, что Терри Джонс значится в качестве сценариста картины, сам он признавал, что окончательная версия сильно отличалась от той, которую он написал изначально. Например, в раннем варианте Джарет появлялся лишь в середине фильма. Потом Джонсу сказали, что королём гоблинов будет Дэвид Боуи или Майкл Джексон. Поэтому ему нужно было не только появиться в самом начале, но и исполнять песни.
Морис Сендак обиделся
Детский писатель был в ярости. Ведь он написал книгу о девятилетней девочке, сестру которой похитили гоблины. Чтобы её вернуть героиня должна была преодолеть некоторые испытания. Сендак даже подал в суд. В конце концов все стороны пришли к мировому соглашению. Фильм продолжили снимать. В титрах было написано: «Джим Хенсон признаёт свой долг работам Мориса Сендака». Также можно увидеть копии книг Сендака на заднем плане комнаты Сары в начале фильма.
На роль Сары пробовались Лаура Дерн и Сара Джессика Паркер, а Джаретом мог стать Стинг или Мик Джаггер
Персонаж Сара - подросток на пороге взрослой жизни. На эту роль прослушивали множество актрис: Ясмин Блит, Лоры Дерн, Мэдди Корман, Элли Шиди и Сару Джессику Паркер. Никто из них не впечатлил режиссёра. Было решено искать реальную девочку подростка. Когда на площадке появилась Дженнифер Коннелли – её игрой были покорены просто все.
Сначала Король гоблинов должен был быть ещё одной куклой. Хенсону же так хотелось снять более светлый фильм после «Тёмного кристалла». Он искал некого харизматичного певца, который изменил бы тон фильма. На роль предлагали Стинга, Принса, Мика Джаггера и Майкла Джексона. В конце концов Джим Хенсон остановился на Боуи. Тот с восторгом принял предложение. Ему понравился сюжет. Его песни, которые были написаны специально для картины до сих пор имеют колоссальный успех.
Семейный бизнес?
Джим Хенсон, Брайан Фрауд и Шерил Макфадден так преданно работали над фильмом, что привлекли даже своих детей. Ребёнок по имени Тоби на самом деле был сыном Брайана Фрауда. Повзрослевший Тоби Фрауд сказал однажды, что он, возможно, описал самого Боуи, когда они впервые встретились.
Лабиринт снимали на студии Elstree Studios в Хартфордшире, Англия. В соседней студии снимали фильм «Легенда». Актёры и съёмочная группа двух фильмов смешивались между дублями. Сын Джима Хенсона Брайан именно там встретил Мию Сару, главную актрису «Легенды». Впоследствии он на ней женился. Теперь у них есть ребёнок.
Доктор Крашер была хореографом
Гейтс Макфадден (в титрах - Шерил Макфадден) была директором по хореографии и кукольным движениям. Она также должна была сыграть мать Сары, но фильм снимался в Великобритании, и законы о труде не позволяли ей это. Поэтому актриса занималась только хореографией. Позже она прославилась ролью Беверли Крашер в сериале «Звёздный путь».
Шерил мелькнула перед камерой в роли одной из танцовщиц в маске на балу. Также хореографа можно увидеть в документальном фильме «Внутри лабиринта», когда она руководит танцорами.
Актёры из «Красного карлика»
В продолжение научно-фантастических связей 1990-х годов: Дэнни Джон-Джулс и Чарльз Аугинс, которые оба были задействованы в «Красном карлике», также снялись и в «Лабиринте». Дэнни Джон-Джулс, более известный как Кот из «Красного карлика», озвучил двух огненных кукол. Чарльз Аугинс был и голосом другого Огненного, и хореографом «Лабиринта».
Боуи булькал, но не жонглировал
Знаменитый эпизод, где Джарет жонглирует хрустальными шарами - это были не руки Боуи. На самом деле они принадлежали хореографу Майклу Мошену. Он спрятался за спиной певца и просунул руки в плащ. Таким образом и была снята эта сцена.
Однако вокальные данные Боуи были особенно полезны в другой области. Младенец, которого принесли булькать под песню «Волшебный танец», не издал ни единого звука. Итак, Боуи записал в песню свои собственные бульканья, чтобы получилось задуманное.
Принц Чарльз и принцесса Диана посетили королевскую премьеру «Лабиринта»
Людо лично появился на королевской премьере «Лабиринта» в Лондоне 1 декабря 1986 года. Также присутствовали принц Чарльз и принцесса Диана. Брайан Фрауд сообщил, что Чарльзу особенно понравилась одна сцена ... та, где изображено Болото вечного зловония. Он нашёл это невероятно смешным!
По словам Фрауда, только принц Чарльз смеялся во время этой глупой истории. Когда в 1988 году эти двое снова пересеклись, принц снова сказал Фрауду, насколько ему понравилась эта сцена.
Дарт Вейдер и Уголёк тоже поучаствовали
Джордж Лукас был исполнительным продюсером «Лабиринта». Он посетил съёмочную площадку в первый день съёмок в сопровождении злодея из «Звездных войн» Дарта Вейдера, который вручил Джиму Хенсону карточку удачи.
Любимый персонаж многих британских детей, Уголёк, был неотъемлемой частью фильма, но за кадром. Когда дело доходило до съёмок сцены, где Тоби сидит на коленях у Джарета, а Король гоблинов что-то шепчет ему, Тоби Фрауд не переставал кричать. У одного из членов команды оказалась перчатка-марионетка Уголёк, которая очаровала Тоби. Итак, сцена была снята с Боуи, управляющим Угольком вне кадра, чтобы Тоби сидел тихо.
По иронии судьбы, Тоби совсем не беспокоили гоблины, толпившиеся вокруг. Поэтому для сцены, где он окружен ими и плачет, съёмочной группе пришлось подождать, пока ребёнок не устанет и не рассердится. Потом они смогли заснять его плачущим.
Хогглу понадобилось пять операторов, а у Людо была камера внутри
Хоггл был, безусловно, самой сложной в управлении марионеткой. Шари Вайзер была внутри его тела. Лицом же управлял Брайан Хенсон и ещё три человека по радио. Хоггл много стонет в фильме, потому что открытый рот был единственным способом, которым Вайзер могла видеть.
Позже в документальном фильме «Внутри лабиринта» Брайан Хенсон скажет каково было управлять одной куклой вчетвером: «По сути, для этого нужно было много репетировать или хотя бы познакомиться друг с другом».
Другой сложной марионеткой был Людо. Тело этой куклы весило 35 килограммов. Из-за этого Рон Муек и Роб Миллс попеременно управляли им, чтобы никто сильно не уставал. Для того чтобы помочь им видеть, что происходит вокруг, в одном из рогов Людо была миниатюрная камера. Она демонстрировала изображение на экран в его животе.
Хенсон узнал, насколько популярным стал его фильм перед самой смертью
«Лабиринт» был последним фильмом режиссёра Джима Хенсона. Когда он вышел, то не смог окупить 25 миллионов долларов, которые были потрачены на его создание. Фильм собрал лишь 12 в прокате. Хенсон был просто убит горем. После его смерти сын Брайан рассказал, что отец перед кончиной узнал насколько высоко ценят его фильм, что он стал воистину культовым. Это утешило режиссёра.
Если вас интересует искусство большого экрана, прочтите нашу статью о Квентине Тарантино и его любимых фильмах: От «Бойцовского клуба» до «Неуязвимого»