5 картин русских художников, которые скрывают романтические истории
101
просмотров
Многие картины отечественных художников на первый взгляд никак не связаны с романтическими историями, но на самом деле хранят тайны о сильных чувствах. Рассказываем, в каких полотнах отразились любовные переживания известных мастеров и их заказчиков.

Федор Рокотов. «Портрет неизвестного в треуголке»

Федор Рокотов. «Портрет неизвестного в треуголке» Федор Рокотов. Портрет неизвестного в треуголке (фрагмент). 1770-е.

В Государственной Третьяковской галерее хранится портрет неизвестного, написанный Федором Рокотовым. Раньше исследователи предполагали, что художник изобразил Алексея Бобринского — сына императрицы Екатерины II и Григория Орлова. Но когда полотно изучили с помощью рентгена, выяснилось, что сначала Рокотов написал не мужской образ, а женский.

Современные искусствоведы склоняются к версии, что изначально Федор Рокотов запечатлел первую жену помещика Николая Струйского — Олимпиаду. Она умерла от тяжелых родов, и Струйский хотел сохранить память о ней так, чтобы не ранить чувства своей второй супруги, Александры. Поэтому помещик попросил Рокотова преобразить женский портрет в мужской, не меняя черты лица.

Михаил Врубель. «Мадонна с младенцем». Икона для Кирилловской церкви в Киеве

Михаил Врубель. «Мадонна с младенцем». Икона для Кирилловской церкви в Киеве Михаил Врубель. Мадонна с младенцем (фрагмент). 1884–1885. Кирилловская церковь (церковь Святых Кирилла и Афанасия Александрийских), Киев, Украина

В 1880-х годах искусствовед и богослов Адриан Прахов пригласил Михаила Врубеля в Киев и предложил ему написать иконы в византийском стиле для Кирилловской церкви. В то время студенты Академии художеств в основном изучали античность и мало что знали о культуре Византии. Чтобы вникнуть в суть духовного искусства, молодой Врубель подолгу гостил в семье наставника. Он рассматривал зарисовки мозаик и фресок старинных соборов и слушал лекции Прахова о древних памятниках.

Тогда же художник, как считают исследователи, влюбился в супругу учителя — Эмилию Прахову. Прямых доказательств его чувств не сохранилось, но Врубель часто ее рисовал, а также признавался в письмах и беседах с близкими, что в то время он «любил женщину, она меня не любила». Искусствоведы полагают, что свое чувство мастер воплотил в образе Богоматери для Кирилловской церкви. Когда Врубель представил икону публике, современники безошибочно узнали в чертах Девы Марии Эмилию Прахову. Например, художник Николай Мурашко рассказывал: «Тип Богоматери он взял с общей знакомой нам госпожи в России. Это было ярко выражено, и я не мог этого не заметить».

Михаил Нестеров. «Образ святой Варвары» для Владимирского собора в Киеве

Михаил Нестеров. «Образ святой Варвары» для Владимирского собора в Киеве Михаил Нестеров. Святая Варвара (фрагмент). 1894.

Женщины семьи Праховых разбили сердце не только Михаилу Врубелю. Под их обаяние подпал и Михаил Нестеров: он был очарован Еленой — дочерью Адриана Прахова. Художник даже сватался к ней, но свадьба не состоялась. Именно с Елены Праховой он написал святую Варвару для Владимирского собора.

Сходство мученицы и девушки было таким очевидным, что в Киеве разразился скандал: одна из высокопоставленных дам заявила, что не согласна «молиться на Лелю Прахову». Нестерову пришлось изменить позу и лицо святой, из-за чего он сильно сокрушался.

Михаил Нестеров. Чудо (фрагмент). 1924.

Но от важной для него идеи живописец не отказался: он создал картину «Чудо» с образом святой Варвары, где черты лица Лели Праховой вновь стали узнаваемы. Однако итоговая работа Нестерову не понравилась, и он разрезал холст, но часть с изображением головы сохранилась.

Иван Горохов. «У постели выздоравливающей»

Иван Горохов. «У постели выздоравливающей» Иван Горохов. У постели выздоравливающей (фрагмент). 1886.

Эта картина была дипломной работой Ивана Горохова. Он изобразил двух подруг: выздоравливающая девушка лежит в постели, а вторая читает ей книгу. В этом обыденном сюжете отразилось теплое чувство самого художника: обеих героинь Горохов написал с одной и той же девушки — своей невесты. В дневнике он ласково называл ее Верочкой.

В годы учебы мастер жил у матери Верочки и диплом решил писать в домашней обстановке. Он попросил хозяйку квартиры выделить ему самую большую комнату. Там Горохов поставил кровать, разместил табурет со склянками и даже несколько раз переклеил обои. Верочка же взялась позировать для обеих героинь: она подолгу сидела на стуле в светлом платье, а затем ложилась на подушки, притворяясь заболевшей. Так с помощью любимой девушки Горохов создал работу, которая принесла ему Большую серебряную медаль.

Исаак Левитан. «Над вечным покоем»

Исаак Левитан. «Над вечным покоем» Исаак Левитан. Над вечным покоем (фрагмент). 1894.

Одна из самых известных работ Исаака Левитана на самом деле связана с классической музыкой и чувством влюбленности. Художник написал ее в период отношений с Софьей Кувшинниковой. Их роман начался вопреки ее замужеству и продлился восемь лет. Именно вместе с Кувшинниковой Левитан увидел небольшой город Плес, с ней же обнаружил и вид под Вышним Волочком из картины «Над вечным покоем».

Пока художник работал над полотном, девушка играла ему Бетховена на фортепиано. Сохранились ее воспоминания об этих днях: «Местность и весь мотив целиком был взят с натуры во время одной из наших поездок верхом. Только церковь была в натуре другая, некрасивая, и Левитан заменил ее уютной церквушкой из Плеса. Сделав небольшой набросок, Левитан сейчас же принялся и за большую картину. Писал он ее с большим увлечением, всегда настаивая, чтобы я играла ему Бетховена, и чаще всего симфонию heroique Marche funebre».

Федор Рокотов. Портрет неизвестного в треуголке. 1770-е. Государственная Третьяковская галерея, Москва Михаил Врубель. Мадонна с младенцем. 1884–1885. Кирилловская церковь (церковь Святых Кирилла и Афанасия Александрийских), Киев, Украина Михаил Нестеров. Святая Варвара. 1894. Музей-квартира Н.С. Голованова, Москва Михаил Нестеров. Чудо. 1924. Частное собрание Иван Горохов. У постели выздоравливающей. 1886. Национальный музей Республики Бурятия, Улан-Удэ Исаак Левитан. Над вечным покоем. 1894. Государственная Третьяковская галерея, Москва Федор Рокотов. Портрет неизвестного в треуголке. 1770-е. Государственная Третьяковская галерея, Москва Михаил Врубель. Мадонна с младенцем. 1884–1885. Кирилловская церковь (церковь Святых Кирилла и Афанасия Александрийских), Киев, Украина Михаил Нестеров. Святая Варвара. 1894. Музей-квартира Н.С. Голованова, Москва Михаил Нестеров. Чудо. 1924. Частное собрание Иван Горохов. У постели выздоравливающей. 1886. Национальный музей Республики Бурятия, Улан-
Федор Рокотов. Портрет неизвестного в треуголке. 1770-е. Государственная Третьяковская галерея, Москва Михаил Врубель. Мадонна с младенцем. 1884–1885. Кирилловская церковь (церковь Святых Кирилла и Афанасия Александрийских), Киев, Украина Михаил Нестеров. Святая Варвара. 1894. Музей-квартира Н.С. Голованова, Москва Михаил Нестеров. Чудо. 1924. Частное собрание Иван Горохов. У постели выздоравливающей. 1886. Национальный музей Республики Бурятия, Улан-Удэ Исаак Левитан. Над вечным покоем. 1894. Государственная Третьяковская галерея, Москва Федор Рокотов. Портрет неизвестного в треуголке. 1770-е. Государственная Третьяковская галерея, Москва Михаил Врубель. Мадонна с младенцем. 1884–1885. Кирилловская церковь (церковь Святых Кирилла и Афанасия Александрийских), Киев, Украина Михаил Нестеров. Святая Варвара. 1894. Музей-квартира Н.С. Голованова, Москва Михаил Нестеров. Чудо. 1924. Частное собрание Иван Горохов. У постели выздоравливающей. 1886. Национальный музей Республики Бурятия, Улан-
Федор Рокотов. Портрет неизвестного в треуголке. 1770-е. Государственная Третьяковская галерея, Москва Михаил Врубель. Мадонна с младенцем. 1884–1885. Кирилловская церковь (церковь Святых Кирилла и Афанасия Александрийских), Киев, Украина Михаил Нестеров. Святая Варвара. 1894. Музей-квартира Н.С. Голованова, Москва Михаил Нестеров. Чудо. 1924. Частное собрание Иван Горохов. У постели выздоравливающей. 1886. Национальный музей Республики Бурятия, Улан-Удэ Исаак Левитан. Над вечным покоем. 1894. Государственная Третьяковская галерея, Москва Федор Рокотов. Портрет неизвестного в треуголке. 1770-е. Государственная Третьяковская галерея, Москва Михаил Врубель. Мадонна с младенцем. 1884–1885. Кирилловская церковь (церковь Святых Кирилла и Афанасия Александрийских), Киев, Украина Михаил Нестеров. Святая Варвара. 1894. Музей-квартира Н.С. Голованова, Москва Михаил Нестеров. Чудо. 1924. Частное собрание Иван Горохов. У постели выздоравливающей. 1886. Национальный музей Республики Бурятия, Улан-
Михаил Нестеров. Чудо. 1924. Частное собрание
Иван Горохов. У постели выздоравливающей. 1886. Национальный музей Республики Бурятия, Улан-Удэ
Исаак Левитан. Над вечным покоем. 1894. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится