Абстрактный экспрессионизм: движение в живописи, сделавшее Нью-Йорк влиятельнейшим центром мирового искусства
883
просмотров
Абстрактный экспрессионизм (от латинских слов abstractio — «отвлечение» и expressio — «выражение») — движение в изобразительном искусстве середины ХХ века, для которого характерно спонтанное отображение художником в картинах собственного внутреннего мира и эмоциональных переживаний. Приверженцы абстрактного экспрессионизма в своих работах полностью полагались на бессознательное, свободное от законов логики и контроля разума творчество, полностью отказавшись от изображения объектов реального мира
Абстрактный экспрессионизм. Джеймс Брукс. Картина «Благо», 1957

Абстрактный экспрессионизм нельзя назвать однородным художественным течением. Напротив, это направление объединяет множество разнообразных стилей, методов и техник, которые его сторонники использовали для написания произведений.

Абстрактный экспрессионизм. Альберт Котин. Картина «Без названия», 1944

История абстрактного экспрессионизма

Абстрактный экспрессионизм в качестве полностью сформированного направления в живописи появился лишь в 40-х годах ХХ века, но его истоки в мировой культуре можно обнаружить гораздо раньше.

Абстрактный экспрессионизм. Аршил Горки. Картина «Печень как петушиный гребень», 1944

Впервые термин «абстрактный экспрессионизм» был представлен на суд широкой публики на страницах журнала Der Sturm для обозначения художественного стиля немецких экспрессионистов еще в 1919 году. А спустя 10 лет, первый директор Нью-Йоркского Музея Современного искусства Альфред Барр (Alfred Barr) применил этот термин по отношении к творчеству основателя абстракционизма Василия Кандинского. Но тогда название так и не прижилось в кругах искусства.

Абстрактный экспрессионизм. Барнетт Ньюман. Картина «Муж героический и возвышенный», 1951

У абстрактного экспрессионизма можно обнаружить множество стилистических совпадений с разными авангардными течениями начала ХХ века. По эмоциональной напряженности произведений он близок немецкому экспрессионизму, футуризму и синтетическому кубизму. Из сюрреализма движение заимствовало стремление к спонтанному отображению в картинах глубин подсознания.

Абстрактный экспрессионизм. Виллем де Куннинг. Картина «Дверь к реке», 1960

В начале 1940-х гг. в США возникли очевидные предпосылки для появления нового художественного движения. В те времена, спасаясь от преследований нацистов, в Америке поселились многие видные европейские художники-авангардисты, которые оказали заметное влияние на мировоззрение местных мастеров живописи.

Абстрактный экспрессионизм. Ганс Гофман. Картина «Шипение», 1942

Начало Второй мировой войны привело к кризису традиционных человеческих ценностей, в том числе, в сфере изобразительного искусства. Это неизбежно отразилось на творческих личностях, многие из которых начали искать новые, революционные способы самовыражения.

Абстрактный экспрессионизм. Джексон Поллок. Картина «Номер 5», 1948

Колыбелью нового художественного движения стал Нью-Йорк, где жили и работали большинство будущих основоположников абстрактного экспрессионизма. В 1948 году 15 живописцев-единомышленников, объединившись, устроили бойкот выставке в Музее Современного Искусства. Журналисты издания Life назвали бунтарей The Irascibles — «Раздраженные», а критики — абстрактными экспрессионистами.

Абстрактный экспрессионизм. Дэвид Смит. Скульптура «Cubi VI», 1963

С момента возникновения новое движение было весьма разнородным. Джексон Поллок (Jackson Pollock) стал основоположником «Живописи действия», Виллем де Кунинг (Willem de Kooning) предпочитал работать в манере гротескного фигуративизма, а Марк Ротко (Mark Rothko) изобрел «Живопись цветового поля». Эти художественные техники значительно отличаются между собой с эстетической точки зрения, но их объединяют общие цели и идеи, а также предельная непосредственность самовыражения автора.

Абстрактный экспрессионизм. Жан-Поль Риопель. Картина «Без названия», 1951

Именно благодаря абстрактному экспрессионизму Нью-Йорк со временем превратился в один из самых влиятельных центров мирового изобразительного искусства. У движения появилось множество последователей в странах Европы, но большинство его сторонников жили и работали в США.

Абстрактный экспрессионизм. Клиффорд Стилл. Картина «Номер 1», 1957

Абстрактный экспрессионизм, как и подобает ультрасовременному художественному движению, недолго оставался в центре внимания мировой публики. Уже к концу 1950-х интерес к нему быстро исчез, а работы сторонников перестали привлекать критиков. Но он оказал огромное влияние на последующие поколения художников и стал надежным фундаментом современного американского искусства.

Абстрактный экспрессионизм. Марк Ротко. Картина «Черное на коричневом», 1958

Отличительные особенности абстрактного экспрессионизма

К основным отличительным особенностям абстрактного экспрессионизма можно отнести:

  • Полное отсутствие на картинах предметов реального мира.
  • Сильная эмоциональная напряженность произведений.
  • Отказ автора от четко структурированной, состоящей из отдельных элементов композиции в пользу единого фонового поля картины.
  • Огромные размеры большинства произведений.
Абстрактный экспрессионизм. Моррис Луис. Картина «VAV», 1960

Знаменитые художники — абстрактные экспрессионисты

Среди наиболее известных художников — абстрактных экспрессионистов особо выделяются:

  • Джексон Поллок — основоположник оригинальной художественной техники «Живописи действия». Поллок создавал свои картины путем разбрызгивания краски на горизонтально расположенный холст. Гениальный художник погиб в возрасте 44 лет в автомобильной катастрофе.
  • Виллем де Кунинг — художник голландского происхождения, прославившийся фигуративными абстракциями. Для его манеры характерно использование резких широких мазков и светлой палитры красок. Вместе с Дэвидом Хокни (David Hockney) в 1988 году де Куннинг стал первым лауреатом престижной Императорской премии Японской Ассоциации искусств.
  • Марк Ротко — изобретатель живописи цветового поля, автор знаменитой серии «мультиформ». Ротко отказывался признавать свои картины абстракциями и принципиально не присваивал своим произведениям оригинальные названия.
  • Барнетт Ньюман (Barnett Newman) — художник, получивший широкое признание только к 60 годам, собственноручно уничтоживший все свои ранние работы. Создатель оригинальных хроматических абстракций и высоко духовный человек, черпавший вдохновение в еврейском мистицизме.
  • Аршил Горки (Arshile Gorky) — великий мастер живописи, чудом спасшийся в детстве от смерти во время геноцида армян в Османской империи. Он эмигрировал в США еще четырехлетним ребенком и покончил жизнь самоубийством в 1948 году.
Абстрактный экспрессионизм. Элен Гамильтон. Картина «48 х 28», 1950

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится