Аленький цветочек, Большой Тылль и другие страшные советские мультфильмы, от которых мурашки даже у взрослых
0
0
1,157
просмотров
Часто можно услышать от представителей старшего поколения критику в адрес современных западных мультипликационных фильмов и сериалов для детей. Одним не нравится работа художников, другим – содержание сюжетов и диалоги персонажей. При этом в качестве примера того, как следует создавать мультипликацию для малышей и подростков, "критики" обычно называют советские фильмы.

Но так ли уж они хороши, эти мультики, сделанные в СССР? Разумеется, оспаривать привлекательность таких шедевров, как «Каникулы в Простоквашино» или «Ну, погоди!» попросту невозможно. Но были в советское время и очень страшные мультфильмы, которые даже сейчас способны вызвать напугать и детей, и взрослых.

«Большой Тылль» - ужасающий эстонский шедевр

«Большой Тылль» - ужасающий эстонский шедевр

Выше вы видите кадр из мультипликационного фильма, вышедшего в свет в 1980 году в Эстонии, на студии «Таллинфильм».

Снял этот «шедевр эстетизма» Рейн Аугустович Раамат. Мультик удостоился международного признания, получив:

  • приз на фестивале в Варне в 1980;
  • премию на Всесоюзном кинофестивале в Вильнюсе в 1981;
  • награду на Международном фестивале мультипликационных фильмов в Оттаве в 1982-м.

В основе его сюжета лежит эстонский народный эпос, сценарий написан по мотивам сказаний о Большом Тылле, великане-земледельце, жившем на острове Сааремаа. В Эстонии установлено немало памятников этому сказочному персонажу, и многие верят в то, что он когда-то действительно жил.

Однако, невзирая на хороший и интересный сюжет, международное признание и бесконечные похвалы критиков, детей этот мультик пугал до икоты и доводил до слез. Это и неудивительно, мрачная, гнетущая атмосфера фильма даже сегодня вызывает жуткие ассоциации. В принципе, мультик нужно снабдить отметкой «18+» и рекомендовать к просмотру любителям «ужастиков».

Баба-Яга, Кикимора, гусенок без крыльев и белые цапли

«Белая цапля» - кукольный мультфильм, снятый в 1987 году двумя режиссерами - Иосифом Доукшей и Майей Бузиновой. В основе сюжета лежит одноименная сказка В. Телешева. Мультик выпустило творческое объединение «Экран», а роли в нем озвучивали:

  • Валентин Гафт;
  • Лия Ахеджакова;
  • Альберт Филозов.

На первый взгляд в фильме нет ничего пугающего. Даже его сюжет не особо уникален, он напоминает обычную европейскую сказку. Однако от каждого кадра веет такой безнадежностью, что вместо сочувствия к цаплям и порицания пристрастий героини дети попросту начинали плакать или же уходили от телевизора.

Фильм «Бескрылый гусенок» создали на Свердловской киностудии в 1987 году. В основе сюжета – народная чукотская сказка. Что хотела сказать своим творением режиссер Оксана Черкасова, совершенно непонятно. Претензия на эстетизм, возможно, ей и удалась.

Однако у скольких детей и подростков начались кошмары после просмотра шедевра, повествующего о погребении заживо, похищениях детей и блуждании по подземельям? При этом цветовая гамма и стиль рисунка способны оставить далеко позади современные западные мультики.

«Глаша и кикимора» - продукт студии «Союзмультфильм», вышедший в свет в 1992 году. Режиссер Александр Мазаев, экранизируя сказки Алексея Николаевича Толстого, немного переусердствовал.

Кикимора в большинстве кадров обладает гипертрофированно большими размерами, в сравнении с крошечным ребенком, конечно. Мультик вполне способен испугать малышей и заставить их бояться темноты.

«Два клена» - фильм, созданный Анатолием Солиным по мотивам одноименной пьесы Е. Шварца. Выпущен он был творческим объединением «Экран» в 1977 году.

Это яркий пример того, как в погоне за самовыражением режиссер может испортить замечательную сказку, спектакли, поставленные по которой, дети с радостью смотрят в кукольных театрах. Почему мультфильм, адресованный маленьким зрителям, выдержан в сине-зеленых тонах? У художников закончились краски? Сама манера рисунков тоже вызывает недоумение. Кадры напоминают резьбу по дереву, причем ее стиль, принятый на Севере. Редкий ребенок выдержит просмотр этого мультика, несмотря на то что сама сказка весьма поучительна и интересна.

Женщина-курица, голова на щупальцах, лицо на ножках и военная история

«Его жена курица» - мультик, изначально адресованный взрослому зрителю. Поэтому вроде бы рассуждать о его пугающих образах и не следует. Однако создан он был режиссером Игорем Ковалевым на студии «Пилот» в 1990 году. Редко в какой советской семье в это время у подростков не было возможности посмотреть телевизор в поздние вечерние часы.

Сюжет фильма поставит в тупик любого западного создателя фантасмагорий и «ужастиков». Женщина с головой курицы и бесформенной массой, которая, вероятно, является фигурой, готовит еду и заботится о чем-то, более всего напоминающем гусеницу с человеческим лицом. Эти персонажи, как и интерьер квартиры, вырисованы блеклым серо-желтоватым цветом. Мужчина – ярко-синего цвета. Он валяется на кровати в пижаме, общается с кем-то в костюме, позвонившим в дверь, и играет моделью автобуса, катая его по грампластинке.

Этот шедевр отечественной мультипликации не пугает, он вызывает желание оплатить автору курс психотерапии.

«Амба» - фантастический двухсерийный мультипликационный фильм, вышедший в 1994-1995 годах. Режиссер Вячеслав Котеночкин и сценарист, а также художник, Геннадий Тищенко собирались снять целую сагу о марсианских экспериментах земных ученых.

Но хотя сюжет и кажется интересным, у подростков он не нашел отклика. Любители фантастики ждали, когда покажут мультфильм про Алису, Громозеку и других, а «Амбу» смотреть не желали. Возможно, это связано с излишней загруженностью сюжета. А может быть, все дело в голове на щупальцах, невероятно похожей на Никиту Михалкова.

«Свирепый Бамбр», «По следам Бамбра», «Ловушка для Бамбра» - достаточно забавные кукольные мультфильмы, созданные в период с 1988 по 1991 годы на студии «Союзмультфильм» режиссером Натальей Дабижей по мотивам произведений Эдуарда Успенского и Александра Тимофеевского. Этот же режиссер создала и цикл фильмов о приключениях мартышки, попугая и удава.

Мультик очень светлый и хороший, однако некоторые кадры, к примеру, те, в которых в Бамре одерживает верх злое начало, сопровождаются жуткими вращениями кукольных глаз. А ведь фильм адресован малышам, соответственно, от таких кадров стоило все-таки воздержаться.

Мультфильм «Воспоминание» - это серьезное произведение, в котором режиссер Владимир Арбеков рассказывает о трагичной судьбе детей в военные годы.

Фильм не способен испугать, но он заставляет задуматься о многих серьезных вопросах. Однако никакой разъясняющей содержание, аннотацией на студии «Союзмультфильм» его не снабдили.

«Аленький цветочек» - самая страшная сказка?

Режиссер Лев Атаманов создал потрясающий многосерийный мультфильм. Выйдя впервые на экраны в 1952 году, этот мультик и по сей день остается одним из самых любимых детьми.

В 2012 году фильму присвоили статус «6+». Психологи посчитали, что чудовище из этого мультика способно нанести вред психике самых маленьких зрителей. Некоторые из специалистов весьма агрессивно высказались об этом произведении «Союзмультфильма», назвав его «самым пугающим». Вероятно, психологи не видели остальных советских мультиков. Впрочем, в том же 2012 году пытались запретить показ «Ну, погоди!» из-за того, что Волк курит. Специалисты усмотрели в этих кадрах пропаганду курения.

Так это или нет, сказать сложно. Но впечатление монстр из «Аленького цветочка» на детей действительно производит. Однако он вызывает в основном не страх, а жалость и сочувствие. Но в ограничении по возрасту есть смысл, ведь совсем маленьким зрителям попросту непонятно, о чем идет речь в сказке.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится