«Распутная императрица», 1934 год, режиссёр Джозеф фон Штернберг
Эту картину с Марлен Дитрих в главной роли можно смело назвать кошмарным сном о России. Его трудно назвать историческим, ибо к настоящей истории он имеет весьма опосредованное отношение. Скорее, творение Джозефа фон Штернберга напоминает сборник самых негативных стереотипов. Уже в самом начале показаны кадры массовых казней и издевательств, а после вместо потрясающих дворцов зрителю предстоит увидеть гротескные хоромы, представители высшего света больше всего напоминают каких-то паяцев, а сама Екатерина проходит путь от невинной и наивной принцессы до грозной и весьма неразборчивой в связях владычицы всея Руси. Остаётся загадкой, почему Марлен Дитрих не только считала эту роль своей любимой, но и утверждала, будто у неё русская душа.
«Рокки-4», 1985 год, режиссёр Сильвестр Сталлоне
Конечно, можно не принимать во внимание звучащий в 1985 году перед боем боксёров гимн СССР 1943-1955 годов или несоответствие погонов капитана Драго погонам младшего офицерского состава. Но присутствие на рядовом боксёрском поединке членов Политбюро, множества агентов КГБ и разного рода комиссаров действительно удивляет, а ведь иностранцы именно так и представляли себе Советский Союз в то время.
«Красная жара», 1988 год, режиссёр Уолтер Хилл
На удивление, Арнольд Шварценеггер в фильме Уолтера Хилла предстаёт в роли почти положительной, он играет честного и отважного капитана милиции Иван Данко. Но Советский Союз показан весьма оригинально. Здесь сталевары посещают подпольные бани с девушками лёгкого поведения, обычные люди придерживаются моды 1950-х годов, а по улицам ходят очень странные люди. И да, воровские сходки удобнее всего устраивать где-нибудь в самом центре столицы, а наркотики распространяются едва ли не в промышленных масштабах.
«Полицейская академия 7: Миссия в Москве», 1994 год, режиссёр Алан Меттер
Эту часть популярной франшизы не зря называют самой провальной, ведь у неё невнятная сюжетная линия, отсутствие по-настоящему смешных шуток, поистине странное поведение героев и масса стереотипов в виде водки, бани, карикатурного злодея, рвущегося к власти. Отдельного внимания заслуживает начальник милиции Москвы, за которого становится местами даже стыдно.
«Армагеддон», 1998 год, режиссёр Майкл Бэй
Саму Россию в этом творении американского режиссёра зритель не увидит, но представление о нашей стране можно составить по сцене прибытия шаттла на дозаправку на станцию «Мир». На фоне астронавтов в хрустящих костюмах российский космонавт полковник Лев Андропов в шапке-ушанке и майке с советской звездой выглядит, по меньшей мере, смешно и глупо. Он способен завести любой компьютер ударом разводного ключа и арматуры, правда, не без помощи крепких слов. Выглядит это, конечно, весьма эпично.
«Номер 44», 2015 год, режиссёр Даниэль Эспиноса
Этот фильм в российский прокат так и не вышел, его признали «искажающим исторические факты» и запретили к показу. Правда, это привлекло к нему ещё большее внимание, которого он, кстати, даже не заслуживал. Реальная история о маньяке Чикатило превратилась в какой-то безумный гротеск. По мнению создателей, в СССР не было уголовного розыска, советские люди говорили едва ли не одними лозунгами, в провинции существовали целые сообщества людей нетрадиционной ориентации, а обложка книги с названием «USA» в библиотеке почему-то забрызгана кровью.
«Смерть Сталина», 2017 год, режиссёр Армандо Ианнуччи
И этот фильм, созданный кинематографистами Великобритании, Канады, Бельгии, Франции и США, просто пестрит стереотипами. Без упоминаний о бане, водке, дефицитном лососе и популярной гармошке тут не обошлось. Партийная элита в картине представлена группой лиц с несколько скудными умственными способностями. «Смерть Сталина» заявлена, как комедия, но разве может быть место юмору и сатире в тех сценах, где показана самое страшное время СССР, с расстрелами, репрессиями и ГУЛАГом. У творения Армандо Ианнучии отозвали в России прокатное удостоверение, однако некоторым зрителям удалось его посмотреть в сети. Они сходятся во мнении о том, что по качеству фильм весьма неплох, хотя некоторые его моменты можно назвать, как минимум, неоднозначными.
Возможно, многих киноляпов и неоправданных преувеличений зарубежные создатели фильмов о России и СССР смогли бы избежать. Если бы они внимательно смотрели наши фильмы, хотя бы те, что идут в прокате других стран и пользуются успехом у зрителей.