![Жорж де Латур: почему крупнейшего караваджиста считают самым загадочным художником XVII века](https://homsk.com/upload/media/posts/2020-11/09/zhorzh-de-latur-pochemu-krupneyshego-karavadzhista-schitayut-samym-zagadochnym-hudozhnikom-xvii-veka_1604947955-b.jpg)
Караваджисты
Караваджо оставил за собой не только вихрь ненормативной лексики, скавндалов и большого искусства, но и след новоиспеченных художников эпохи барокко. Каждый хотел быть Караваджо, и было почти невозможно не поддаться влиянию его смелого нового стиля. Яркие цвета, глубокие тени и изысканная человеческая форма.
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2020-11/09/28654-entry-1-1604947955.jpg)
Возникло так много подражателей, что они стали известны как караваджисты. Первые новообращенные были из Италии, в том числе Джованни Бальоне, Орацио Джентилески и его дочь Артемизия Джентилески, но вскоре движение распространилось на Францию. Там караваджизм встретил своего главного французского представителя – молодого художника по имени Жорж де Латур.
Первый французский караваджист – де Латур
Жоржу де Латуру (1593–1652) было 17 лет, когда Караваджо умер в результате убийства или отравления (версии все еще разнятся). Но работа мастера продолжалась в творчестве молодого француза и развивалась удивительным образом. Нет данных о том, где он проходил обучение де Латур. И это только предположение, что он путешествовал по Италии в поисках вдохновения. Но известно, что де Латур жил со своей женой в тихом городке Люневиль во Франции, постепенно завоевывая репутацию художника, изображающего необычайные религиозные сцены. Впоследствии сам Людовик XIII назвал его «Художником короля».
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2020-11/09/28654-entry-4-1604947955.jpg)
Короля молодой де Латур удивил своей нестандартной версией библейского сюжета, а именной картиной «Мученичество святого Себастьяна». Это, безусловно, самый необычный из когда-либо написанных вариантов сюжета и в первую очередь потому, что сцена происходит ночью. На картине святой откинувшись назад, настолько расслаблен, словно свет свечи усыпил его. Святой даже не чувствует боли. Прекрасная Ирина заботится о нем. Свеча мерцает в своем стеклянном фонаре, освещая небольшой участок сюжета - кончики пальцев святого и святой, а также кончик стрелы. Зритель может почувствовать, как магическое освещение де Латура словно успокаивает ногу святого, как бальзам. Ирина восхищена и, возможно, влюблена.
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2020-11/09/28654-entry-6-1604947955.jpg)
Полотно восхитило короля. Легенда донесла, что один из придворных во дворце сказал: «Картина была настолько прекрасна, что король приказал вынести все остальные картины из своей комнаты, чтобы оставить только эту». Правда ли это – останется навсегда загадкой. Главным инструментом для передачи столь сильного эффекта послужил тенебризм.
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2020-11/09/28654-entry-8-1604947955.jpg)
Свет и творчество
Жорж де Латур часто использовал стиль «тенебризм» в своих произведениях. Термин тенебризм происходит от итальянского слова tenebroso, означающего темный или мрачный. Образно оно может быть переведено как «таинственный» и используется для описания темной тональности в произведении искусства. Тенебризм добавлял в творчество художников драматичности за счет эффекта прожектора. Произведения тенебристов впервые появились в Риме около 1600 года.
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2020-11/09/28654-entry-10-1604947955.jpg)
Самые известные произведения были созданы Караваджо. Темный фон его работ и тени, отбрасываемые на предметы, полностью контрастируют с небольшими участками света. Так и Жорж де Латур был мастером этого стиля живописи. В некотором смысле его тенебристский стиль немного отличался от стиля Караваджо, поскольку он часто использовал видимый источник света в своих картинах.
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2020-11/09/28654-entry-12-1604947955.jpg)
Дневные сцены де Латура поражают зрителя магической передачей света, в котором белизна бросает свой свет на очертания всех объектов. А ночные картины, погруженные в темноту, освещаются светом свечей или факелов, отблески которых придают сияние изображенным объектам. Таким образом, изображение света стало самой подписью живописного творчества де Латура.
В чем таинственность де Латура и его исключительность как караваджиста
Так почему же о де Латуре говорят как о загадочном художнике? Подобно книгам на его картинах, требующим прочтения, картины де Латура требуют не только того, чтобы их воспринимали как визуальные изображения, но и расшифровывали как сложные ребусы. Изображая веру как духовную страсть и озарение, картины де Латура передают то, что в конечном счете невозможно показать: слова, слух, время, движение, ритмы сердца.
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2020-11/09/28654-entry-15-1604947955.jpg)
Многие художники переняли стиль Караваджо, но только де Латур развил его. Вся работа Караваджо - это освещение. Зритель становится центром внимания фигур в темной комнате, запечатлевая момент с четкостью вспышки фотоаппарата. А вот де Латур уменьшил эффектный источник света до размера булавки - единственной свечи, освещающей лица и главные акценты сюжета. Там, где свет Караваджо разоблачает насилие, свечи де Латура освещают сокровенные сцены созерцания.