Борис Эйфман начал свой танцевальный путь во дворце пионеров в советском Кишиневе, а сегодня он - создатель и художественный руководитель собственного театра балета, а также президент академии танца имени себя самого.
Путь из провинциального театра в Ленинград
Эйфман родился в 1946 году в небольшом городе Рубцовск в Алтайском крае, куда его семья была эвакуирована во время Второй Мировой войны. Вскоре они переехали в Молдавскую ССР, где пятилетний Эйфман и начал свой творческий путь. Сначала в танцевальном кружке во дворце пионеров Кишинева, а затем на хореографическом отделении Кишиневского музыкального училища.
Окончив обучение, Эйфман стал и сам преподавать в пионерской студии, одновременно работая артистом в Молдавском театре оперы и балета. Богатая творческая энергия подстегнула создать свой язык танца. Так юный Борис поехал в Ленинград, где была одна из лучших балетных школ страны. Эйфман отучился на балетмейстера в консерватории, и в 1972 году стал преподавать в культовом Ленинградском хореографическом училище (ныне - Академия русского балета имени А.Я. Вагановой).
Уже дипломные его работы были показаны на сцене Мариинского театра. Хореограф выбирал для постановок необычные композиции и композиторов.
В 1977 году Эйфману предложили поработать с танцевальным коллективом при организации «Ленконцерт», которая занималась проведением концертов классической и эстрадной музыки. На его основе Эйфман и создал свой «Новый балет», который после развала СССР стал называться Санкт-Петербургским государственным академическим Театром балета под руководством Бориса Эйфмана, или попросту Театром балета Бориса Эйфмана.
Для первых постановок он пригласил ведущих артистов Мариинского театра - Аллу Осипенко, Джона Марковского, Валерия Михайловского. Одним из первых знаковых спектаклей стал «Идиот» 1980 года, поставленный на музыку Петра Чайковского.
Новый взгляд на русский балет
Спектакли Эйфмана только на первый взгляд похожи на классические постановки, к которым нас приучил бренд «русский балет». Но критики по всему миру отмечают, что хореография мэтра невероятно сложная и изобилует совершенно новаторскими, ни на что не похожими элементами.
Отличаются его балеты и неожиданными сценическими решениями, а также неординарным выбором литературной основы. Например, балет «Up & Down» поставлен по роману «Ночь нежна» Фрэнсиса Скотта Фицджеральда - на сцене воспроизведен блистательный американский Век Джаза.
С восторгом по всему миру встретили эйфмановский взгляд на классический балет «Жизель». Его «Красная Жизель» посвящена драматичной биографии балерины Ольги Спесивцевой, некогда блиставшей по всей Европе в «Русских Сезонах» Сергея Дягилева (в том числе исполнившая главную роль в «Жизели»). После революции 1917 года она вынуждена были эмигрировать в США, у нее развилась психическая болезнь.
В репертуаре театра Эйфмана вы не увидите привычного «Лебединого озера», но в балете «Чайковский. PRO et CONTRA» он попытался осмыслить биографию и творчество своего любимого, гениального композитора, к которому не раз обращался.
«Мне хотелось создать произведение, в котором я мог бы глубже погрузиться в стихию творческих мук Чайковского», – говорит Эйфман про балет «Чайковский. PRO et CONTRA». Перед зрителем появляются и лебеди в своих легендарных белых пачках, и узнаваемые сцены из «Щелкунчика», а также танцевальные фантазии на тему знаменитых опер композитора «Евгений Онегин» и «Пиковая дама».
Эйфман предложил также отдельно свою современную версию пушкинского «Евгения Онегина» - соединил классическую музыку из одноименной оперы Чайковского и рок-композиции Александра Ситковецкого.
Самое важное для хореографа и режиссера - раскрыть психологическую глубину характеров и сюжетов. Его интересует не только и не столько техническая часть танца, сколько именно театр, драматургия, энергия, которую он своими постановками передает зрителю.
«Я вижу свое главное предназначение в том, чтобы открыть какие-то новые возможности балетного искусства, как познание внутреннего мира человека», - говорит хореограф.
Одним из самых мощных по эмоциональному накалу получился у Эйфмана балет «Анна Каренина», в котором он сфокусировался на главном любовном треугольнике романа Льва Толстого - Анны Карениной, ее мужа и Вронского.
Маэстро признается, что его хореография строится и придумывается именно как его собственная эмоциональная реакция на музыку.
«Я создаю другой балет, где самовыражение становится содержанием, в котором есть драматизм, философия, характеры, идея. И я уверен, что это балет будущего», - говорит Эйфман.
К годовщине освобождения Ленинграда от блокады, в 2014 году Эйфман поставил удивительную по накалу и драматизму балет «Реквием». Название отсылает одновременно к поэме Анны Ахматовой «Реквием» и к композиции Моцарта, которая звучит в балете, вместе с симфонией «Памяти жертв фашизма и войны» Дмитрия Шостаковича.
В 2011 году Эйфман создал свою инновационную балетную школу. «Академия танца Бориса Эйфмана» работает с детьми от 10 лет, и как утверждает Эйфман - ее цель «подготовить универсальных балетных танцовщиков», владеющих одновременно и классическим, и современным танцем.
Сегодня Борис Эйфман - обладатель множества театральных премии и даже самых разных государственных наград, в том числе кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством». Да и просто один из самых известных балетмейстеров мира. (В 1998 году The New York Times и вовсе называет его главным мировым хореографом).
А его театр - одна из визитных карточек русского балета, который выступает с гастролями на главных площадках по всему миру, а также на сцене Большого театра в Москве.