Син Саимдан: как средневековую художницу-бунтарку из Кореи прославили арбузы и мыши
979
просмотров
Ее назвали в честь покровительницы беременных и матерей, но всю жизнь Син Саимдан бунтовала против традиционной женской роли. Великолепное образование, не полагавшееся кореянкам в средневековье, негласная роль главы семьи, духовные практики, стихи и картины… В Южной Корее ее считают национальной героиней и украшают ее портретами марки и банкноты. А прославили ее рисунки с изображением… арбузов и мышей.
Рисовать Син начала еще в детстве.

Син Саимдан родилась в XVI веке в старинной и знатной семье Пенсан Син, о которой слагали легенды. Предком этой семьи считался меткий стрелок, угодивший своими охотничьими навыками первому королю Кореи, а потомками, чудесным образом – все корейцы по имени Син. При рождении Син Саимдан нарекли Ин Сон.

О реалистичности работ Син слагали легенды.

Сыновей в семье не было, и бабушка по материнской линии, сама весьма образованная и начитанная женщина, предложила обучать всем наукам, полагающимся наследнику, старшую дочь. В дворянских кругах связи по линии матери ценились, к мнению бабушки прислушался отец Ин Сон… и с радостью согласился. Будучи человеком выдающегося ума, с широким кругозором, истинным интеллектуалом своего времени – аполитичным и свободомыслящим, - он жаждал передать кому-то свой обширный багаж знаний. С боевыми искусствами как-то не срослось, но Ин Сон изучала словесноть, каллиграфию, живопись наряду с «женскими искусствами». Бабушка активно поощряла все ее интересы. Больше всего девочке нравилось рисовать, и о ее рано раскрывшемся таланте ходят легенды – например, птицы пытались склевать насекомых, нарисованных ею. Саимдан – это ее второе имя, данное в честь древней правительницы Китая, которая славилась мудростью и исследовала способы ведения беременности, а еще, как бы сейчас сказали, методы пренатального развития интеллекта у детей.

Вышивка была допустимой техникой для женщин.

В сюжетах, которые Ин Сон выбирала, не было ничего революционного или скандального – насекомые, цветы и птицы… Но нетипичной для женщины была техника исполнения. Для женского творчества приемлемой считалась вышивка, живопись считалась мужским делом.

А вот живописью женщины в средневековой Корее обычно не занимались.

Когда Ин Сон исполнилось девятнадцать, ее выдали замуж за молодого военного из не менее славного рода. С этого времени она начинает использовать в основном свое второе имя – Саимдан. Смена имени была нормальной практикой для высокообразованных дворян того времени. Первые годы супружества были омрачены ссорами между молодоженами и проблемами в семье Саимдан. Поскольку родные видели в ней главу семьи, после смерти отца ей пришлось заниматься хозяйственными делами, принимать решения, заботиться о матери и сестрах.

Работы с изображениями цветов.

Молодой муж (большая разница в возрасте между молодоженами была запрещена), совершенно не понимавший, что за женщина досталась ему в жены, завел наложницу – по закону он имел на это право, и большинство жен, недостаточно угождавших своим мужьям, просто смирялись с положением дел. Но Син Саимдан, оскорбленная изменой, совершила еще один поступок, совершенно неподобающий для женщин средневековой Корё. Она… удалилась в горное отшельничество.

Работы Син Саимдан.

Женщинам были запрещены такие практики, как и одиночное передвижение на значительные расстояния – за это полагалось суровое наказание, которое нередко заканчивалось смертью приговоренной. Но Син Саимдан это не остановило. К счастью, власти не узнали о ее поступке, а муж был потрясен силой воли свой супруги, и поспешил с ней помириться. Через некоторое время Саимдан вернулась домой, и в дальнейшем ее брак служил образцом верности, доверия и… воспитания детей.

Искусство и воспитание детей - Син добилась успеха в обеих этих сферах.

Четверо сыновей Саимдан и трое ее дочерей были воспитаны по канонам царственной тезки. Одна из дочерей и внучка Син также стали знаменитыми художницами, сыновья прославились в военном деле, политике, поэзии. Еще при жизни Син Саимдан почитали как мать, раскрывшую многогранные таланты своих детей. Но, занимаясь обучением наследников, Саимдан не забывала о творчестве. Женщина, успешная в мужском деле – это было странно, даже неприлично. Но несмотря на то, что работы Саимдан современники сперва не оценили, разговоров о ней было много. Скоро ее слава дошла и до королевского двора. И сам король Корё заказал фарфоровый сервиз с ее рисунками.

Современники с трудом понимали творчество Син из-за гендерных сереотипов.
Но ее рисунки заслужили внимание самого короля Кореи.

Известно около сотни ее работ. Син обожала садоводство, выращивала арбузы и баклажаны – и, наблюдая за делом своих рук, стремилась запечатлеть скоротечность жизни. Она с любовью писала садовых птиц, детально воссоздавала образы крошечных насекомых, изгибы ростков и побегов.

Рисунки с огородными растениями.
Работы с изображениями цветов.

В европейской культуре женщины, которым выпала честь «протаптывать дорожку» в искусство для других женщин, нередко оставляли после себя множество автопортретов. Женщинам было непросто найти натурщиц и натурщиков, а саморефлексия в живописи была доступным способом понять свои чувства и стремления. Но автопортретов Син Саимдан не сохранилось – и, скорее всего, их попросту не существовало. Запрет на портретное изображение женщин (кроме жен императоров) в те времена был столь силен, что, возможно, даже сама госпожа Саимдан не смогла его преодолеть. Все ее портреты – позднейший художественный вымысел.

Среди работ Син нет изображений людей.

Занятия литературой для корейских женщин в средневековье тоже считались непристойными и были уделом разве что куртизанок – бесправных и не особенно уважаемых. Однако Саимдан, великолепно знавшая конфуцианскую литературу, нашла способ выражать свои чувства в стихотворной форме. В ее сохранившихся стихах – тоска по умершим родителям, ностальгия по родным местам.

Син Саимдан умерла в возрасте сорока восьми лет. Ее старший сын удалился в горы, мучительно переживая потерю.

Работы Син Саимдан.
Памятник Син Саимдан.

Но настоящая слава пришла к ней… спустя пятьсот лет. Ее портрет был размещен на марках и банкнотах в Южной Корее, в Сеуле художнице установлен памятник, о ее жизни посвящена великолепная костюмированная дорама, где снялись звезды южнокорейских сериалов, а компания Google посвятила ей картинку на стартовой странице в честь пятьсот десятого дня рождения. Син Саимдан считают самой известной женщиной в истории Кореи.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится