«Белые люди» Джорджа Сигала
755
просмотров
Джордж Сигал (George Segal) — удивительный скульптор, творивший из бинтов и гипса. Его шедевры — ода обычному человеку.

Джордж Сигал (George Segal; 26 ноября 1924 — 9 июня 2000) — выдающийся представитель течения поп-арт, великий авангардист-скульптор из США. Джордж Сигал стал основателем новой формы авангардного искусства — энвайронмента (органичное встраивание окружающего пространства в общую композицию), а его творчество было абсолютно инновационным для XX века. Скульптуры и картины маэстро несут на себе отпечаток яркой личности мастера. В некоторых шедеврах нашли отражение и элементы биографии Джорджа Сигала.

Джордж Сигал. Фотопортрет

Джордж Сигал наиболее известен своими белоснежными фигурами из гипса и композициями, объединявшими объект и пространство в одно целое. В своих монументальных произведениях Сигал часто воспроизводил бытовые ситуации: очередь, людей на остановке, ресторан. Композициям присуща некая театральность — многие выглядят как мизансцена. В своей работе мастер часто использовал совершенно необычные предметы и техники. Например, слепки для фигур он делал с тел моделей с помощью полос ткани и обычного медицинского гипса. Сегодня эти скульптуры украшают залы самых именитых музеев.

Джордж Сигал. Скульптура «Человек, сидящий за столом», 1961

Биография Джорджа Сигала. Еврейский мальчик, который стал звездой

Джордж Сигал появился на свет 26 ноября 1924 года в семье евреев, эмигрировавшей, по одним данным из Украины, по другим — из Польши. Родителям мастера принадлежала птицеферма, где мальчик, а затем юноша работал, одновременно постигая азы живописи. Любовь к ней привил будущему скульптору один из преподавателей Stuyvesant High School.

Джордж Сигал. Скульптура «Обед» («Закусочная»), 1964-66

Далее Сигал окончил несколько школ искусства, четыре года отучился в одном из старейших университетов Нью-Джерси — Ратгерском. Затем, с 1947 по 1948 изучал дизайнерскую науку в Бруклине. После этого, в 1949-м он стал бакалавром, а далее и магистром в области искусства уже в Нью-Йоркском университете. Диплом дал ему право вести преподавательскую деятельность. Эта профессия очень пригодилась, когда куриная ферма родителей обанкротилась. С 1955 по 1964 годы Сигал занимался тем, что читал лекции студентам.

Еще во время учебы маэстро успел обзавестись второй половинкой, а также познакомился с выдающим художником Алленом Капроу (Allan Kaprow), пионером перформанса. Это знакомство оказало огромное влияние на творчество мастера. Эдвард Хоппер (Edward Hopper), американский живописец и гравер, также приложил руку к формированию взглядов скульптора на искусство.

Джордж Сигал. Скульптура «Танцоры», 1971

Первая персональная выставка Джорджа Сигала состоялась в 1956 году в нью-йоркской галерее Hansa. С начала 1960-х художник активно работает со скульптурой из гипса и бинтов. Рассказывают, что своего рода толчком к этому послужил эпизод, когда студент наложил ему гипсовую повязку. Маэстро бросил живопись и целиком посвятил себя скульптуре. Первой моделью его стала супруга Хелен. Говорят, он буквально заключил ее в кокон из бинтов.

Джордж Сигал. «Освобождение геев»,1980

Два года ушло у мастера на освоение придуманной им техники и доведение ее до совершенства. Он делает из гипса и бинтов фигуры, стремясь сохранить естественность оригинала и пытаясь передать с их помощью обычную жизнь, типичные ситуации, но при этом усилив их психологическую составляющую.

Сигал практиковался на друзьях и знакомых, используя в работе те же бинты и гипс, которые выбрал за дешевизну и пластичность. Маэстро покрывал модель пропитанными особым составом бинтами, а затем гипсом. На волосы и кожу наносился жирный вазелин — для защиты. После затвердения всей конструкции, Сигал ее раскалывал и аккуратно снимал. Мастер поэтапно делал слепки с разных частей тела, а после завершения процесса складывал их в целую фигуру.

Джордж Сигал. Скульптура «Холокост», 1984

Нужно отметить, что Сигал много экспериментировал с материалами. Он работал с холстиной, проволокой, делал манекены. Но окончательно остановился в выборе на бинтах и гипсе. В 1961 был создан «Человек за столом». Пожалуй, эта композиция и ознаменовала появление энвайронмента.

Именно человек стал осью, главным действующим лицом в шедеврах мэтра. Он не пытался приукрасить людей или придать им неестественные черты. Эти белоснежные скульптуры были призваны показать трагедию и одиночество каждого человека, всю хрупкость и потерянность людей в большом мире. Только в конце жизни мастер отошел от ваяния и сменил амплуа, увлекшись фотографией.

Джордж Сигал Скульптура «Костюмированная вечеринка», 1972

Джордж Сигал умер летом 2000 года в своем нью-йоркском доме, в возрасте 75 лет. «Скульптор белых людей» скончался от рака.

Джордж Сигал. Скульптура «Пригородные пассажиры», 1982

Самые известные работы Джорджа Сигала

Американский художник оставил после себя богатое наследие. Среди самых известных работ Джорджа Сигала:

  • Скульптура «Обед» («Закусочная») (1964-1966) — одна из первых гипсовых композиций мастера, изображающая сценку в закусочной.
  • «Костюмированная вечеринка» (1972) — в этой эпатажной скульптуре появляется цвет. Но он не существует сам по себе — яркие краски призваны лишь подчеркнуть скоротечность времени.
  • «Освобождение геев» (1980) — скульптура появилась в гей-квартале Нью-Йорка на месте, где в 1969 прошли бунты секс-меньшинств, ознаменовавшие начало движения за права ЛГБТ.
  • «Холокост» (1984) — монумент стал памятником трагедии Холокоста. Установлен в Сан-Франциско.
  • «Женщина на скамейке» (1989) — композиция выполнена из бронзы и металла (скамья). Фигура женщины покрыта белым лаком.
  • «Очередь за хлебом во время Депрессии» (1991) — памятник обездоленным людям, стоящим за хлебом во время Великой Депрессии. Представляет собой часть композиции, установленной в Вашингтоне и посвященной окончанию непростой эпохи. Туристы очень любят фотографироваться, встав в эту очередь.
Джордж Сигал. Скульптура «Женщина на скамейке»,1989
Джордж Сигал. Скульптура «Очередь за хлебом во время Депрессии»,1991

Джордж Сигал считается одним из виднейших скульпторов эпохи Поп-арта. А его влияние на творчество других современных мастеров сложно переоценить. Все произведения автора роднит одно — они вызывают у зрителя неуютное ощущение тревоги и мысли о хрупкости человеческой жизни.

Джордж Сигал. Скульптура «Пассажиры в автобусе», 1997

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится