"Смерть комиссара"
Одной из самых известных картин советских художников является живописное произведение Кузьмы Петрова-Водкина "Смерть комиссара", написанное в 1928 году. Сюжет полотна демонстрирует частную трагедию на фоне гражданской войны. Молодой комиссар умирает на руках своего помощника - офицера. Он не выпускает из рук винтовку и с горечью смотрит вслед уходящему отряду, будто еще надеясь встать и продолжить борьбу.
Художник работал над одним из главных полотен в своей живописной карьере на протяжении года, сделав его в стиле так называемого "трехцветия" - метода письма с использованием всего трех основных цветов. В настоящее время картину можно увидеть в Государственном Русском музее Санкт-Петербурга.
"Опять двойка"
А это полотно наиболее известно потому, что его репродукция на протяжении полувека фигурирует в учебниках, представляя собой материал для сочинения. Картину "Опять двойка" художник Федор Решетников написал в 1952 году, явив подлинный образец жанра бытовой живописи в середине прошлого века.
Не многие знают, что "двойка" является вторым произведением в художественной трилогии Федора Павловича. Ей предшествует яркое предновогоднее полотно "Прибыл на каникулы" 1948 года - ее "репродукцию" можно заметить в данной картине, слева от дверного проема над отрывным календарем. Третья часть - "Переэкзаменовка" была закончена в 1954 году, и в ней можно заметить "репродукцию" предшествующего полотна над рабочим столом главного героя.
"Опять двойка" находится в Третьяковской галерее Москвы.
"Ленин на трибуне"
Представить историю советской живописи без этого монументального полотна Александра Герасимова просто невозможно. Яркие цвета, эффект движения и мощный идеологический подтекст делают это изображение Владимира Ильича Ленина одним из самых узнаваемых и выдающихся. Написать "Ленина на трибуне" Герасимов задумал еще в 1920 году, однако на создание картины у художника ушло целых десять лет.
Несмотря на то, что картина написана в излюбленном Герасимовым стиле, приближенном к импрессионизму, ее обычно относят к жанру соц. реализма. Поза и движение красных флагов, напоминающих языки пламени, придают фигуре Ленина почти мифологический образ - он словно летит вперед, окрыленный своей горящей идеей. Грозовое небо символизирует грядущую революционную бурю.
Увидеть монументальное полотно можно в Государственном Историческом музее на Красной площади Москвы.
"Голубая весна"
В том же 1930 году была создана и еще одна узнаваемая картина советского периода - произведение Василия Бакшеева "Голубая весна". Но насколько отличаются два этих произведения! Полотно Бакшеева по всем признакам напоминает работы старых дореволюционных мастеров, и его настроение, как и композиционное решение, находится вне времени. Такая "Голубая весна" могла быть написана за столетия до смены режима, и в период СССР, и даже сегодня в березовом лесу можно лицезреть подобный умиротворенный пейзаж.
В настоящее время произведение хранится в Третьяковской галерее Москвы.
"Утро"
Еще одним ярким представителем произведений советского бытового реализма является картина, также знакомая всем нам по урокам русского языка и написанию сочинений. Художница Татьяна Яблонская написала "Утро" в 1954 году и создала себе этим незамысловатым произведением бессмертную славу.
В картине заключено настоящее утреннее волшебство, понятное каждому: яркий солнечный свет, ощущаемый поток свежего воздуха, врывающийся с распахнутого балкона, простой завтрак на столе и девочка-подросток, "летящая" навстречу новому дню в своей физкультурной позе.
Помимо учебников, знаменитую картину можно увидеть в московской Третьяковской галерее.
"Оборона Петрограда"
Художник Александр Дейнека писал эту картину, имеющую культовое значение для всей советской живописи первой половины 20-го века, дважды - первый раз в 1928 году, второй - в 1954-м. Оба варианта находятся в Москве и практически не отличаются - оригинал хранится в Музее Вооруженных Сил СССР, а авторская репродукция в Третьяковской галерее.
В жанре символического соц. реализма на картине изображено два отряда защитников города во время Гражданской войны. Особая мощь, заложенная в сюжете, проявляется в движении отступающих раненых солдат, в то время как решительно настроенные добровольцы, среди которых есть и женщины, в ногу шагают вперед, готовые отстаивать свой город, идеалы и общую цель.
Любопытно, что все типажи для героев своей картины Дейнека писал с заводских рабочих, которые на самом деле принимали участие в Гражданской войне.
"Новая Москва"
Эту картину художника Пименова многие ассоциируют с 60-ми годами прошлого века, хотя она написана еще в 1937 году. Но яркость красок, прогрессивная женщина за рулем авто и общая цветовая гамма картины делает ее слишком похожей на кадр из фильма времен оттепели.
На самом деле Юрий Пименов и не планировал изображать 37-й год, а как бы заглянул в будущее - и ему это удалось. Именно грядущие светлые годы, схожие с обновлением, которое приносит свежий летний дождь, попытался передать в "Новой Москве" живописец.
Нередко картину называют близкой по духу работам американских художников того времени и предшествующей направлению "гламурной" живописи. Это легко объясняется следующим фактом: картина создавалась специально для участия от советской делегации на Всемирных выставках в Нью-Йорке и Париже, где, к слову, Пименов получил Золотую медаль.
В настоящее время "Новая Москва" находится в Третьяковской галерее.
"Большевик"
Классической и самой популярной картиной первых послереволюционных лет можно смело назвать полотно "Большевик", написанное Борисом Кустодиевым в 1920 году. Попытавшись осмыслить приход новой власти, знаменитый художник решил создать аллегорическую картину, хотя прежде и не прибегал к подобному выразительному средству. Огромный Большевик, символизирующий новую власть, серьезно и целеустремленно шагает над городом, ступая по улицам, наводненным людьми. Ярко-красный флаг окутывает вершины зданий, уходя далеко вглубь полотна.
Любопытно, что сам Кустодиев боялся, что его картину могут понять превратно, а потому не стал отправлять "Большевика" на выставку. Однако страхи не оправдались и полотно не только приобрело огромную популярность, но еще и стало своеобразным символом революции.
Увидеть это полотно Кустодиева можно в московской Третьяковской галерее.
"В. И. Ленин в Разливе в 1917 году"
Это полотно 1934 года считается не только наиболее выдающимся среди работ живописца Аркадия Рылова, но еще и одним из самых значительных изображений Владимира Ленина в период его пребывания в Разливе накануне Октябрьской революции. Удивительное сочетание пейзажа, монументализма и исторического портрета в свое время сделали картину "В. И. Ленин в Разливе в 1917 году" не только предметом культа, но еще и изучаемой на уроках русского языка в обязательном порядке.
Увидеть произведение искусства можно в Русском музее Санкт-Петербурга.
"Иней"
А вот еще одно полотно В. Н. Бакшеева - "Иней", такая же одухотворенная и вневременная картина, как и "Голубая весна". Стоит заметить, что и к данной работе применим эпитет "голубая", так как сияние морозного неба буквально отражается в свежем снегу, придавая всей картине мечтательный и волшебный оттенок.
Посмотреть вживую на это прекрасное полотно 1900 года можно в Москве, в Третьяковской галерее.
"После дождя (Мокрая терраса)"
В отличие от "Ленина на трибуне", эта картина Герасимова, созданная в 1935 году гораздо ближе к его излюбленному стилю и импрессионистскому настроению. И, наравне с "Двойкой" и "Утром", "После дождя" знакома всем по школьному курсу и обязательному сочинению на ее основе.
Уникальной и запоминающейся картину делает удивительно точно переданное Александром Михайловичем ощущение свежести после дождя - несмотря на то, что пейзаж выполнен вне жанра реализм, создается иллюзия запаха от намокших листвы, цветов, стола и террасы.
Стоит заметить, что, наравне с "Новой Москвой" Пименова, полотно "После дождя" тоже было представлено на Всемирной выставке в Париже, где удостоилось Гран-при. В настоящее время картина находится в Москве и выставляется в Третьяковской галерее.
"Первый снег"
Запоминающейся и очень трогательной является картина советского художника Аркадия Пластова. Она была написана в 1946 году и в настоящее время находится в городе Тверь, в Областной картинной галерее.
Первый год после войны, реальный пейзаж и дом в деревне Прислониха и два ребенка - мальчик и девочка, написанные сразу с нескольких разных детей, живших там же и по очереди позировавших художнику. Простая и искренняя радость от первого снега, непосредственное счастье от возвращения к мирной жизни - дети не забыли ужасы войны, но она не позволила их сердцу зачерстветь и разучиться видеть поводы для улыбок.
Дети - излюбленные герои полотен Аркадия Александровича, но именно эта работа удостоилась самого большого внимания и признания: не только от советских деятелей искусств и представителей власти, но и на международных выставках и конкурсах.
"Василий Теркин"
Иллюстрации занимают огромное место в истории советской живописи, а потому обойти вниманием этот культурный пласт, вспоминая лучшие и наиболее известные картины просто невозможно. Самым ярким примером, пожалуй, является иллюстрация главного героя поэмы Твардовского "Василий Теркин", принадлежащая кисти Ореста Верейского.
Этот точный и жизнерадостный образ наравне с литературным оригиналом стал настоящим олицетворением советского солдата, красноармейца, и во много предопределил классическую внешность рядового героя войны не только для последующих иллюстраций, но и для кинематографа.
В настоящее время эта иллюстрация, наравне с большинством других работ художника, хранится и выставляется в Краеведческом музее имени Докучаева, поселок Новодугино, Смоленская область.
"Мороз и солнце"
Советские художники-пейзажисты и их картины занимают не такую большую область в искусстве прошлого века, какую занимали они еще в 18-19-м веках. Гораздо чаще писались, и были более востребованы произведения в жанрах исторического портрета, соц. реализма или бытового реализма. Вот и художник Виктор Цыплаков предпочитал работать именно в этих жанрах. Но по иронии судьбы самой лучшей из его работ признавали и до сих пор признают именно редкий для его портфолио пейзаж, а именно картину "Мороз и солнце", названную по известной строчке из стихотворения Пушкина "Зимнее утро".
Ее мы тоже помним из курса школьных сочинений. И как можно не восхищаться свежести и живости данного полотна? Вживую полюбоваться картиной "Мороз и солнце" можно в Третьяковской галерее.
"Свадьба на завтрашней улице"
Завершает список самых известных картин советских художников еще одно полотно Юрия Пименова, только написанное гораздо позже "Новой Москвы" - в 1962 году. И если ранее описанное произведение только напоминало оттепель, то в "Свадьбе на завтрашней улице" отражено все торжество этого периода.
Работа художника Пименова уникальна тем, что он сделал нечто невозможное и невообразимое - соединил гламурную живопись, все с тем же легким налетом нью-йоркского лоска, и самый что ни на есть соц. реализм. И получилась не нелепица, а искренняя и захватывающее от радости сердце картина. Показать первопроходцами на стройке новой улицы молодоженов - это лучшая аллегория на строительство нового мира и будущей жизни, о которой тогда мечтали все жители советской страны.
В настоящее время произведение можно увидеть в московской Третьяковской галерее.