1. Если бы его не выкупил NETFLIX, сериал закрылся бы после первого сезона
Сериал был запущен в 2017 году испанским телеканалом. Премьерные эпизоды получили высокую оценку зрителей и критиков, но к концу первого сезона интерес к сериалу начал идти на спад. Всё шло к тому, что второй сезон бы не вышел никогда. Но так случилось, что именно в этот период NЕТFLIX принял решение и популяризации и продвижении неамериканских телешоу. Он выкупил международные права на показ сериала по всему миру. Испанское название «Бумажный дом» сменили для международного показа на «Ограбление». Реакция зрителей удивила не только создателей, но и руководство Netflix: сериал стал самым просматриваемым неанглоязычным сериалом за всю историю (и держал данную пальму первенства вплоть до осени 2021 года, когда «Игра в кальмара» побила рекорд «Бумажного дома» по просмотрам).
2. Название могло быть другим
Испанские телепроизводители изначально планировали назвать сериал «Изгои», чтобы подчеркнуть социальный статус каждого члена банды с именем-городом. Название поменяли тогда, когда определились, что местом ограбления станет Королевский монетный двор Испании, макет которого показали в виде бумажного дома в начале первого сезона.
3. Идею с именами-городами породил забавный случай
У идеи с именами-городами весьма занятное рождение. Однажды шоураннер Алекс Пина во время разработки концепции шоу пришел на работу в рубашке с надписью «Токио». Продюсер Хисус Кольмэнар внезапно решил, что такие имена отлично впишутся в сериал.
4. NETFLIX определил географию съёмок
Все съёмки первого сезона проводились лишь на территории Мадрида, а бюджет шоу был достаточно скромным. Но с приходом Netflix как география сериала, так и его бюджет существенно расширились. И стало возможно снимать его по всему миру в зависимости от требований сюжета.
5. Бессон как вдохновитель образа Токио
Признайтесь честно, было ли у вас ощущение дежа-вю, когда вы впервые увидели Токио? Гуглили ли вы фильмографию актрисы и при этом не находили фильмов, в которых вы видели актрису ранее? Было, верно? А разгадка проста: внешность Токио детально скопирована с Матильды из культового фильма «Леон» Люка Бессона.
6. Маски Дали имеют особый смысл
Маски грабителей получили лицо Сальвадора Дали, и это не просто рандомный выбор телепроизводителей. По мнению создателей сериала, Дали был олицетворением безграничного воображения. А именно им обладает Профессор.
7. Краш Стивена Кинга и Неймара
Шоу полюбилось не только простым зрителям, но и звездам, среди которых писатель Стивен Кинг и известный футболист Неймар. Дорогооплачиваемый футболист даже выпросил для себя эпизодическую роль монаха в третьем сезоне.
8. Нет, в Монетном дворе Испании снимать не разрешили
Руководство Монетного двора Испании не разрешило снимать сериал в своем помещении из соображений безопасности, несмотря на попытки авторов договориться. К счастью, позднее телепроизводители нашли более сговорчивый Национальный исследовательский центр, который в достаточной степени похож на здание Монетного двора.
9. Нет, настоящие станки для печати денег в съёмках не были задействованы
Съемочная команда стремилась к достоверности ВО ВСЁМ. Но, разумеется, настоящий станок для печатания денег им никто не дал. Выход нашли: для шоу использовали оборудование для печати газет.
10. Дождь портил планы во время съёмок третьего сезона
Производственных сложностей сериал не избежал. Во время съемки великолепной сцены денежного дождя из евро над улицами Мадрида погода часто сменялась на дождливую, и команде приходилось высушивать улицы феном, чтобы продолжить работу. Это очень сильно истощило бюджет сериала, но, безусловно, стоило того.
11. Революционный подход к процессу написания сценария
Обычно сценарий всего сезона известен всей съёмочной группе до начала съёмок. Но в случае с «Бумажным домом» всё было не так! Эпизоды снимаются по порядку, а актеры получают сценарии только для конкретной серии незадолго до съемок, поэтому они чаще всего не знают, какая судьба ждет их персонажей дальше. Телепроизводители не прописывают сериал посезонно: сюжет прописывается прямо во время производства, чтобы у сценаристов всегда имелась возможность внедрить новые идеи, которые часто внезапно приходят в голову съемочной группы или даже исполнителей ролей. Так, например, в 1-2 сезонах Берлин предстаёт перед нами бесчувственным социопатом. А вот в 3-5 сезонах мы видим его совершенно другим: он любит, он сочувствует, и даже его ориентация уже отнюдь не столь однозначна.
12. Привлечение профессионалов разных сфер для съёмок сцен под водой
Чтобы снять сцену захвата подводного хранилища золотых слитков, съемочной группе пришлось построить съемочную площадку внутри специального резервуара, расположенного в Великобритании. Но была проблема с золотыми кирпичами, сделанными из пены. Они всплывали. Затем они начали разрушаться под давлением воды. Авторы сценария провели колоссальную работу, чтобы сделать его реалистичным: для устранения технических неполадок они наняли морского инженера, который помог с подводной сценой, а также нескольких металлургов, чтобы изучить самый простой способ расплавить золото и вывезти его из банка.
13. Заимствование приёма из культового фильма Тарантино
«Криминальное чтиво» - один из самых любимых фильмов киноманов от мала до велика. И в этом фильме есть интересный ход - непрямая ретроспектива. Эпизоды там даются не в прямом порядке. Многие персонажи умирают в начале фильма, но в финале мы видим их живыми. Так достигается иллюзия бесконечного хэппи-энда. То же самое делают создатели «Бумажного дома». Персонажи, которые умерли в 1-2 сезонах, будут «всегда живыми» за счёт огромного количества флэшбеков с ними в 3-5 сезонах.