Бытовая магия на Руси: как наши предки использовали металлы и самоцветы
77
просмотров
Наши предки верили, что лечиться можно не только травами и заговорами, но и с помощью камней и металлов. Считалось, что они оберегают от смерти, болезни, старости и бедности, а потому их часто упоминали в заговорах, песнях и сказках, использовали в обрядах и повседневной жизни. Читайте в нашем материале, как платок с золотой вышивкой сохраняет молодость, алмазы защищают от дурного глаза, а магнит проверяет крепость чувств в семье.

Небесная громовая стрела от сильной боли

Небесная громовая стрела от сильной боли Николас Рюкманс. Пророк Илия (фрагмент). По оригиналу Питера де Йоде. 1643

В бытовой магии на Руси часто использовали камни. Как правило, способ применения был связан с их свойствами. Холодные и тяжелые камни, например, клали на грядку: чтобы капуста росла крепкой. Другим известным свойством была неподвижность. Суеверные люди считали, что камни могут останавливать опасности и болезни. Минералы и самоцветы часто становились оберегами. Магические и лечебные качества камней описаны в старинных литературных памятниках — травниках и лечебниках, например в «Благопрохладном вертограде».

Борис Смирнов. Деревенский знахарь (фрагмент). 1904. / Якоб ван Шлей. Гром-камень, найденный на Лахте (фрагмент). По оригиналу Юрия Фельтена. 1770

Часто деревенские знахари лечили больных громовым камнем, его еще называли грозовой, или громовой, стрелой. По поверьям, в него превращалась молния, которая ушла в землю. В народе считали, что гром возникал, когда святой Илия Пророк мчался по небу на огненной колеснице. А молнии он метал в дьявола. Но тот прятался, принимал форму разных предметов, забирался в дерево или человека. Огненная стрела Илии попадала в дьявола, а после уходила в землю, где ее находили спустя несколько лет в виде камня.

Историки полагают, что громовыми стрелами могли становиться древние кремниевые наконечники стрел и копий, которые отыскивали люди, расплавленный молнией песок, окаменевшие остатки белемнитов — древних моллюсков. Этнограф Михаил Чулков писал, что такой камень вымачивали в воде, которой затем обливали человека: считалось, что это облегчает сильные боли. В некоторых регионах знахари обводили камнем болезненные участки на теле.

Крепкий алмаз для защиты и волшебный алатырь для любви

Крепкий алмаз для защиты и волшебный алатырь для любви Вероника Дмитриева. Царь-камень. Алатырь (фрагмент). 2017.

Алмаз в древних лечебниках описывали как камень твердый и крепкий, который не горит в огне и не поддается разрушению. Отмечали, что эти минералы не бывают крупнее лесных орехов, а находят их в арабских странах. Считалось, что алмаз защищает воина от врагов и нечистой силы, носить его следовало на голове или на оружии. Также, по поверьям, он отгонял дурные сны и помогал распознавать яд: если поднести минерал к отравленной пище или напитку, камень изменит цвет или запотеет.

Также в травниках упоминался магнит. Особо отмечалось, что его добывали в Индии. Из-за способности притягивать предметы его применяли в любовной магии. Верили, что, если жена носит магнит при себе, она будет мила мужу. Существовала даже примета, как проверить верность супруги: положить камень жене под подушку. Верная — во сне обнимет мужа, а неверная — упадет с кровати.

Ольга Самосюк. Алатырь-камень (фрагмент). Из серии «Книга Коляды». 2014 / Ольга Самосюк. Каменные люди (фрагмент). Из серии «Книга Коляды». 2014

Еще в фольклоре встречался волшебный алатырь — бел-горюч камень. Его использовали в любовных и приворотных заговорах. По легенде, алатырь находится на острове в центре океана или же лежит на дне морском. Владимир Даль в Толковом словаре писал, что алатырь — это, вероятно, янтарь.

Заговор на любовь

На море на Океане есть бел-горюч (светящийся) камень Алатырь, никем неведомый, под тем камнем сокрыта сила могуча, и силы нет конца. Выпускаю я силу могучу (на такую-то) красную девицу; сажаю я силу могучу во все суставы, полусуставы, во все кости и полукости, во все жилы и полужилы, в ее очи ясны, в ее щеки румяны, в ее белу грудь, в ее ретиво сердце, в утробу, в ее руки и ноги.
Из книги Михаила Забылина «Русский народ его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия»

В народных сказках встречались драгоценные камни и металлы. Сапфиры, изумруды, рубины и жемчуг дополняли сияние золота и серебра, украшали одежду героев, головные уборы, оружие и подчеркивали красоту сказочного быта. Часто с ними сравнивали облик персонажа, например «глаза как изумруды» или «как сапфиры».

Злато, серебро и железо для крепкого здоровья, красоты и богатства

Злато, серебро и железо для крепкого здоровья, красоты и богатства Осмо Бородкин. Ковка золотой девы (фрагмент). Заставка к книге «Калевала». 1948 /

Металлы в народе связывали с потусторонним миром, с лечебной магией, их наделяли силой оберега. Обработка металла, как и выпечка хлеба, считалась сакральным, таинственным делом. Главными в народной культуре считали золото, серебро, железо и медь.

Золото символизировало богатство, красоту, долговечность и удачливость. В фольклоре оно упоминалось часто: в текстах заговоров, в песнях и колядках. Металл соотносили с огнем и светом, что нашло отражение в загадке «Что горит без пламени?». В другой загадке — «Полна коробочка золотых воробышков» — его сравнивают с горячими печными угольками.

В старинных сказках дорогой металл символизировал также иной, потусторонний мир, тридесятое государство, далекую волшебную страну. В ней возвышались золотые дворцы, а герой должен был привезти оттуда золотохвостого оленя или златогривого коня. Жители этой земли имели и другие драгоценные атрибуты иного мира: колесницу, трон, оружие, перо жар-птицы.

Сразу ветер ослаб, и Андрей стал спускаться на море. Глядит — где шумели одни синие волны, появился островок, на островке стоит дворец с золотой крышей, кругом сад прекрасный…
Русская народная сказка «Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что»
Наталия Гончарова. Эскиз декорации 3-го акта оперы-балета Николая Римского-Корсакова «Золотой петушок» (фрагмент). 1914 / Людмила Гацелюк. Перо жар-птицы (фрагмент). 1993

В некоторых районах России девушкам на совершеннолетие дарили платок, украшенный золотной вышивкой — узором из позолоченных нитей. Считалось, что он не только защищает хозяйку, но и продлевает ее молодость, сохраняет здоровье и красоту. В Великий четверг на Страстной неделе «умывались с золота» или «с серебра»: в воду клали золотой предмет или серебряную ложку. Верили, что это тоже помогает сохранить здоровье и цветущий внешний вид, а еще — притягивает богатство.

Благородным металлам принадлежит одна из самых видных ролей в системе языческих верований. Язык и мифы приписали им способность светить и гореть, поставили их в ближайшее соотношение с божествами света и наделили целебною силою. Доставляя человеку много жизненных удобств, металлы эти представлялись ему божественным даром.
Александр Афанасьев. «Поэтические воззрения славян на природу»

Серебро, как и золото, символизировало чистоту, красоту и здоровье — в основном потому, что потемневший металл легко можно было очистить. Также его использовали в обрядах для хорошего урожая и достатка в доме. По предметам из серебра определяли судьбу человека. Собиратель фольклора Александр Афанасьев в книге «Поэтические воззрения славян на природу» описывал народную примету: если серебряный предмет, который принадлежал военному или страннику, потускнел, значит, человек погиб или попал в опасную ситуацию.

Кроме драгоценных металлов в народных заговорах упоминали железо. Его прочность соотносили со здоровьем. Железные иглы, топоры, ножи, подковы и замки с ключами часто служили людям оберегами. Считалось, что железо чуждо колдовству. Потому железными орудиями не выкапывали на Ивана Купалу магические травы, иначе, по легенде, они теряли свойства.

Волшебные свойства металла связывали с потусторонней силой, как и кузнецов, которые с ним работали. Сложное кузнечное дело для селян было подобно колдовству: мастера с помощью огня переводили железо из одного состояния в другое и создавали новые предметы, без которых не обходилось ни одно хозяйство.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится