Предания сохранили описания подвигов и славных сражений, а кроме того – предметов, с которыми все это было напрямую связано. Уже само перечисление валлийских сокровищ погружает в мир богов и героев, в мир, где правят волшебные силы, древний, но по-прежнему захватывающий и вдохновляющий.
Сокровища, о которых поведали мифы полуторатысячелетней давности
Валлийские мифы, а точнее, манускрипты донесли до наших дней перечень тринадцати волшебных артефактов, получивших название «Тринадцати сокровищ Британии». Местонахождение этих магических предметов определялось родиной народа, их описавшего. То были валлийцы – кельты, населявшие Уэльс, территорию на юго-западе Великобритании.
Сокровищами, что перечислены в повестях валлийцев, якобы владели короли на заре истории Британии, короли реальные и легендарные, включая и самого известного персонажа кельтской мифологии – короля Артура. За каждым из артефактов охотился и волшебник Мерлин, и, по одной из легенд, на закате жизни ему таки удалось заполучить их все. Связывают появление сокровищ и с друидами – таинственным сословием древних мудрецов.
Магические, волшебные предметы появлялись в старинных сказках тогда, когда герою повествования давалось какое-либо невыполнимое задание, например, чтобы иметь формальную возможность отказать претенденту на руку дочери короля. Есть среди тринадцати сокровищ Британии и оружие, и предметы ежедневного обихода, и одежда, и даже средневековый «транспорт».
Открывает перечень Меч Риддерха Хайла, получивший прозвище «Дирнвин», или «Белая Рукоять». Он будто бы принадлежал королю, правившему бриттами в VII веке. Тот охотно давал оружие в руки всем желающим, но только таких находилось немного: меч, если его брал в руки благородный человек, вспыхивал и горел пламенем, не причиняя владельцу никакого вреда; если же помыслы того были нечисты, сжигал его.
Магические артефакты: накормить, напоить, одеть, довезти и защитить – но только благородного
Корзина, или ларь Гвитно Гаранира, прозванного длинноногим и, по легенде, превратившегося в цаплю, обладала куда более мирными и приятными возможностями. Если в нее клали еду для одного человека, то, вновь открыв, вынимали кушанья уже для сотни. Рог Брана Галеда с Севера, третье сокровище, наполнялся любым напитком, который только можно было пожелать. Говорили, что некогда, в далеком прошлом, Рог принадлежал Гераклу.
Четвертый легендарный артефакт, Колесница Моргана Щедрого, обеспечивала находившемуся в ней человеку по-волшебному быстрое прибытие туда, где он желал оказаться. А Недоуздок Клидно Эйддина (короля города, что сейчас зовется Эдинбургом), прикрепленный к изножью кровати, «работал» так: обладателю волшебной вещи требовалось «загадать», представить себе лошадь, и она появлялась в помещении в этом самом недоуздке.
Шестой артефакт, Нож Ллаувродедда Варчога, мог использоваться во время боя, но у него было магическое мирное амплуа: он одновременно мог служить столовым прибором и резать мясо для двадцати четырех собравшихся за столом мужчин. А Котел великана Дирнуха использовался для того, чтобы определить, храбр человек или труслив. Мясо, положенное в котел смельчаком, в мгновение ока оказывалось сваренным, а если его приготовлением занимался трус, вода не закипала совсем.
Еще одно испытание предлагал Точильный Камень Тиддала Тидглида, восьмое сокровище: если меч затачивал храбрый человек, то для противника любой удар становился смертельным, а вот трусу не удавалось наточить меч или кого-то им ранить. Существовало испытание, определявшее происхождение – благородное или простое; все определял Плащ Падарна Бейсридда: на аристократе он сидел как полагается, а на простолюдина не налезал.
Сколько всего артефактов числится в списке Тринадцати сокровищ
Десятым и одиннадцатым сокровищами считались Горшок и Блюда Ригенида Клирика. Тут все просто, как и в случае с Рогом Брана: какую пищу ни загадай, она тотчас же окажется внутри волшебных артефактов. Двенадцатое место в списке занимала настольная игра, принадлежавшая Гвенддолеу ап Кейдио, что правил Северным Солуэем в VI веке. Поле было сделано из золота, а фигурки – люди – из серебра. Последние обладали умением перемещаться по игровому полю и самостоятельно же играть.
Тринадцатое сокровище хорошо знакомо поклонникам поттерианы – это Мантия, делающая невидимым того, кто ее наденет. Она принадлежала королю Артуру. Эта чертова дюжина волшебных артефактов не была неизменной. В более поздних легендах список сокровищ Британии мог быть другим, например, в него добавлялась Мантия Тегау, определявшая, нарушила ли женщина брачную клятву или честна перед мужем и правилами приличия. В первом случае надетая ею мантия доходила бы лишь до коленей, во втором – касалась бы земли.
Кроме того, в списке порой появлялось Кольцо Невидимости, когда-то принадлежавшее Мерлину и имевшее то же свойство, что и Мантия-невидимка. Если в какой-то легенде к тринадцати сокровищам добавлялись какие-либо другие, общее число магических предметов все равно составляло тринадцать – просто что-то из основного списка убиралось. А в конце концов все они попали, как гласят некоторые из валлийских источников, к тому же Мерлину – тот взял их с собой, покидая этот мир, чтобы обычным смертным ничего из сокровищ не досталось.