Что в античности рассказывали о шапке-невидимке, и Когда ждать появления этого предмета в реальности
565
просмотров
Когда Джоан Роулинг создавала вселенную Гарри Поттера, ей пришлось изучить огромное количество источников, погрузиться не только в английский фольклор, но и вообще в мир сказок. Зато и результат получился таким, что поневоле поверишь и в существование драконов, и в магические свойства мантии-невидимки. Последняя, кстати, была знакома еще древнегреческим любителям волшебных историй или, попросту говоря, мифов. Да и один из крупнейших ученых тоже писал о похожем артефакте.

Кто придумал шапку-невидимку

Можно себе представить, как мечтали люди на протяжении всей истории человечества время от времени становиться невидимыми. Необязательно с нехорошими намерениями, хотя их реализацию невидимость, конечно же, облегчала бы. Впервые о той самой шапке, что потом будет появляться и в русских сказках тоже, заговорили в Древней Греции. Тогда это был «Шлем Аида», изготовленный Циклопом для бога подземного мира мертвых.

Упоминается шлем и в мифе о Персее, этот головной убор герой получил от Афины, чтобы использовать его в борьбе с Медузой. Да и сама Афина с его помощью помогала Диомеду во время Троянской войны, став невидимой. Бог-покровитель торговли Гермес сражался в этом шлеме с великаном Ипполитом. Рассказы о шапке, делающей невидимым своего обладателя, появились и в скандинавской мифологии.

Герои древних эпосов, становясь невидимыми, получали защиту от превосходящих сил или использовали преимущество в корыстных целях.

Шапкой дело не ограничилось, уже в древности были описаны и другие способы стать невидимым. Что мифы – один из таких предметов описан самим Платоном! Кольцо Гига, которое изменило жизнь простого пастуха, упоминается в знаменитом произведении «Государство». Якобы однажды Гиг случайно обнаружил пещеру, а в ней – гробницу, где покоился человек-гигант с кольцом на пальце. Надев кольцо, пастух стал невидимым, и с тех пор с успехом использовал это свое преимущество. Он убил местного правителя, женился на его вдове и сам захватил власть.

Рассказ о кольце Гига у Платона встроен в мысленный эксперимент: способен ли человек удержаться от соблазна убить, украсть и совершить любой другой серьезный проступок, если он уверен, что не будет обнаруженным? В «Государстве» вопрос остался без ответа, но вообще мудрецы античности скорее опровергали верность этого пессимистичного подхода к изучению человеческой натуры. Невидим человек или нет, а действует он исходя из собственных представлений о справедливости.

Кольца, плащи, зелья и прочие инструменты для достижения невидимости

Но истории о кольце, которое дарует невидимость, никуда не делись и впоследствии. Есть такое и в рыцарской поэме «Влюбленный Роланд» (XV век). То кольцо, правда, нужно положить в рот, чтобы стать невидимым, а надетое на палец, оно рассеивает волшебные чары. А уж в XX веке с появлением книг Толкина о волшебном украшении забыть бы никак не удалось: Кольцо Всевластья стало одним из самых упоминаемых любителями фэнтези артефактов.

Что же о мантии, прославленной приключениями Гарри Поттера? Здесь тоже придется вернуться в далекое прошлое. Плащ или накидка со способностью делать обладателя невидимым – часть валлийской и германской мифологии. Мантия-невидимка входит в число Тринадцати сокровищ Британского острова и принадлежала, по легенде, еще королю Артуру. Немецкий фольклор сохранил истории о волшебной мантии благодаря братьям Гримм, которые записали в XIX веке народную сказку «Двенадцать танцующих принцесс».

Становиться невидимыми умеют, по преданию, лепреконы, а еще - обладатели специальных костюмов

В ней отставному солдату, который получил мантию в подарок от старой волшебницы, удается выполнить королевское задание и выяснить, почему у запертых на ночь в спальне принцесс наутро туфли оказываются стоптанными, как будто те провели несколько часов, непрерывно танцуя. Став невидимым, солдат крадется за принцессами, убегающими через тайный ход на бал, и сохраняет для короля нужные улики. Все это, разумеется, не остается без награды, и солдат женится на одной из принцесс – старшей.

Древние скандинавы оставили после себя саги, включая и «Песнь о Нибелунгах», где Зигфриду удается с помощью плаща-невидимки победить Брюнхильду. Мантия-невидимка в японском фольклоре называется какуремино. А в китайской мифологии есть существа, которые безо всяких волшебных предметов могут становиться невидимыми – это драконы Фуцанлун, олицетворяющие богатство и мудрость. В Европе самостоятельно исчезать для зрения окружающих умели, по преданию, лепреконы.

Невидимость как новая технология

Согласно сказкам, есть и другие волшебные способы стать невидимым – например, выпить соответствующее зелье, или произнести заклинание, или быть, в свою очередь, заколдованным какой-нибудь ведьмой. А в католические святцы записано имя святого Айдана из Линдисфарна, который с помощью молитв спас оленя от стаи охотничьих собак, сделав его невидимым.

А что говорят о феномене невидимости наука и современные технологии? С некоторых пор, а именно с конца XIX века, невидимки стали появляться на страницах художественных произведений как персонажи, пользующиеся именно достижениями прогресса. Насколько писатели-фантасты близки к реальности, описывая подобные превращения?

Кольцо, делающее своего владельца невидимым - не изобретение Толкина

Оказывается, не таким уж абсурдным является предположение, что можно быть не видимым человеческому глазу, даже находясь рядом. Конечно, самый простой способ таким образом «исчезнуть» - прибегнуть к камуфляжу, то есть замаскироваться под цвета и оттенки окружающей среды. Но уже сейчас придумывается и другой способ маскировки, и это довольно сильно напоминает плащ-невидимку из старых сказок.

В начале двухтысячных стали появляться первые разработки, в которых волны света таким образом направлялись вокруг медного цилиндра, что сам он оказывался невидимым, оставляя лишь тень на полу. В 2011 году появилась сетка из микроволокон, которые создавали эффект своеобразного зеркала: электромагнитные волны, достигая такого устройства, не поглощаются и не отражаются, что дает возможность видеть и то, что находится за скрытым сеткой предметом. Это может быть серьезным шагом к настоящей «мантии-невидимке», хотя полностью исключить что-либо из области видимого, согласно законам физики, невозможно.

Встретить невидимок в реальности, возможно, не такая уж фантастика

Ограничения, которые накладывает суровая действительность, для авторов научно-фантастических романов никогда не были серьезной преградой, поэтому литературному человеку-невидимке уже больше ста лет. В 1897 году Герберт Уэллс опубликовал свое знаменитое произведение, а за ним, вдохновленный идеей, написал роман «Тайна Вильгельма Шторица» и Жюль Верн. В обоих произведениях – как и во всех последующих – речь идет о технологиях, которые делают человека невидимым, и о нравственном выборе, который ему приходится делать – новый виток рассуждений Платона.

Что касается массовой культуры, то здесь невидимость процветает, а количество фильмов, видео-игр и прочих продуктов индустрии развлечений, в которых есть шапки-невидимки, зелья невидимости и прочее, давно исчисляется сотнями и тысячами. Остается лишь окончательно разобраться – для всех ли невидимки невидимы и как быть с одеждой на исчезающем – требуется ли ее снять, чтобы окончательно пропасть из поля зрения окружающих, или она естественным образом следует за теряющим видимость хозяином.
И не будем забывать перечитывать фантастов-классиков: Рэю Брэдбери еще в середине XX века удалось предсказать ТВ-плазму, банкоматы и не только.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится