«Маха обнаженная» и «Маха одетая»: тайны двух шедевров Франсиско Гойи
0
2
5
4,129
просмотров
Один из первых и наиболее известных художников эпохи Романтизма, Франсиско Гойя, в начале XIX века создал два весьма схожих портрета махи (модницы из простонародья) с одной отличительной особенностью: на одном изображена одетая, а на другом абсолютно голая женщина.

Произведения получили известность, как «Маха обнаженная и одетая» и в настоящее время считаются классикой изобразительного искусства.

Но так было далеко не всегда.

«Маха обнажённая». Франсиско Гойя, 1797—1800 год.

Принято считать, что первоначально был создан обнаженный портрет.

Большинство исследователей сходятся во мнении, что работа была заказана министром Испании Мануэлем Годоем, для его весьма откровенной коллекции (под которую был выделен отдельный кабинет, скрывающий обнаженные изображения от любопытных взглядов).

Законченное около 1797—1800 года произведение стало для министра одним из самых любимых.

Создание «Одетой махи» относится к 1800-1805 году (немного поздней обнаженной версии).

«Маха одетая». Франсиско Гойя, 1800—1805 год.

Достоверно известно, что в качестве заказчика выступил все тот же министр Испании. Изначально одетая версия висела в его кабинете и прикрывала обнаженную, доступ к которой осуществлялся с помощью специально сконструированного натяжного механизма.

Несмотря на то, что обе версии картины весьма похожи и даже имеют одинаковый размер, одетая женская фигура занимает несколько большую долю живописного пространства.

По словам искусствоведа Яниса Томлинсона, женщина «смело прижимается к рамке», что делает ее более «наглой» по сравнению со сравнительно «робким» обнаженным портретом.

Годой хранил у себя картины в течение шести лет, прежде чем они были обнаружены испанской инквизицией в 1808 году.

Шедевр был изъят наряду с другими «сомнительными изображениями».

Испанский министр и хранитель его коллекции, дон Франсиско де Гаривай, предстали перед трибуналом и были вынуждены раскрыть художников, стоявших за созданием конфискованных произведений искусства, которые были «столь неприличны и вредны для общественного блага».

Несмотря на то, что Гойя был обвинен в безнравственности, ни какое наказание его так и не постигло так как инквизиция к началу XIX века была уже не столь влиятельна как в Средневековье и могла не более чем выявлять «опасное и небогугодное» искусство.

Но кто же стал моделью для столь откровенных портретов?

Сравнение фрагментов картин.

По наиболее вероятной версии, обе картины изображают герцогиню Марию де Сильву, состоявшую с Гойей в продолжительных и вероятно весьма близких отношениях.

Мария де Сильва. Портрет Франсиско Гойи, 1795 год.

Примечательно, что в 1945 году, родственники герцогини, в попытке опровергнуть непристойные слухи о своем предке, даже вскрыли ее могилу, чтобы измерить скелет и доказать что пропорции герцогини не соответствуют изображенным на портретах.

Однако опровергнуть популярную версию им так и не удалось.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится