При рождении ей дали имя Пегги Энн Дониель (именно через «о»; в некоторых источниках – Доньяле) Арагония Пьюго Луна. Ее отец – смешанного происхождения, афроамериканец с индейскими корнями – работал на заводе Ford, а мать была секретаршей в женской христианской ассоциации. Семья не шиковала, но и не бедствовала. Правда, родители разводились и воссоединялись вновь четыре раза – по словам Луны, «из-за упрямства», хотя дальнейшие события показали, что причиной было семейное насилие. Дониель росла активной и любознательной – изучала журналистику, языки, искусство, актерское мастерство, пела в хоре… Сестры – старшая и младшая – считали Дониель странной. Уже в подростковом возрасте она сильно отличалась от других. Сформировала особую манеру говорить, больше напоминавшую пение, придумывала странные вещи о своем «космическом» происхождении, одевалась в черное с головы до ног, презирала обувь и любила болтаться по городу... В 1963 году Луну заметил фотограф Дэвид Маккейб. Потрясенный ее необычной внешностью, он сделал несколько снимков и с ее согласия разослал во все модельные агентства, с которыми смог связаться. Так к Дониель начали поступать первые предложения.
Вскоре девушка покинула родной дом и отправилась в Нью-Йорк – практически без вещей, будто ехала на день, а не на годы. Когда в 1965 году мать Луны застрелила ее отца, Дониель практически не отреагировала на это событие. Год спустя она сказала лишь: «Моя мать зря пыталась защитить нас. Мы уже пострадали».
Дониель стала первой темнокожей моделью, которая, несмотря на расистские настроения в модной индустрии, очень быстро оказалась на самых громких показах и на обложках всех ведущих модных изданий. И причиной стала не только внешность, но и творческий подход к показам. Луна разработала уникальный стиль демонстрации одежды – кралась, как пантера, резко вышагивала и замирала, как робот, которому чужда человеческая пластика, ползала на четвереньках, перекатывалась по подиуму… Экстравагантные перфомансы принесли ей славу. Андре Курреж, Пако Рабан, Мэри Куант часто просили Луну «вытворить что-нибудь эдакое», а публика взрывалась аплодисментами после каждого ее выхода-танца. Она не любила собственные фотографии («Увидь я такое в детстве – умерла бы от страха!»), но каждую из них, позируя, превращала в настоящее произведение искусства.
Ее актерским талантам нашлось применение не только на подиуме. Она начала играть в театре в 60-е, в основном в авангардных, шокирующих постановках, снималась в короткометражных экспериментальных лентах Энди Уорхола. В массовом кинематографе тех лет актриса с ее цветом кожи могла сыграть разве что горничную, но прогрессивные режиссеры видели в ней потенциал. В фильме великого Федерико Феллини «Сатирикон» она сыграла страстную ведьму Эноти. Появлялась в нескольких документальных фильмах – о жизни «модного» Лондона, о Сальвадоре Дали и о Rolling Stones. Единственный мейнстримный фильм с участием Луны – «Скиду», где она предстала в образе любовницы криминального авторитета. Последней актерской работой Луны была главная роль в итальянском фильме 1972 года «Саломе», поставленном Кармело Бене.
Внешность Дониель была достаточно конвенциональной для консервативного модного мира и одновременно с этим экзотичной (хотя на фото ее нещадно «осветляли»). Многих профессионалов модной индустрии она подвигла на новаторские проекты. Например, на основе черт лица и фигуры модели были разработаны первые «черные» манекены для модных магазинов.
Она шлифовала свой имидж, становясь с каждым годом все эпатажнее. Любила ходить босиком – по песку ли, по раскаленному асфальту, по подиуму… За ней всюду следовала толпа поклонников и поклонниц, а когда Луна на вечеринке или на прогулке присаживалась отдохнуть, свита опускалась к ее ногам. Иногда она принималась описывать свои «пророческие видения» - говорила о «великом разделении», когда люди станут умирать оттого, что опустошены, не знают, как им жить, кем быть в этом мире… Не ощущала ли она приближение эпидемии депрессии, охватившей сегодня весь мир?
Как бы то ни было, неудивительно, что перед гипнотическими чарами модели не устоял сам король сюрреалистов – Сальвадор Дали. Их познакомил американский фотограф Уильям Клэкстон, пригласивший Дониель в Кадакес. Дали воспылал к ней настоящей страстью – в художественном смысле. Он называл Луну реинкарнацией царицы Нефертити, рисовал узоры на ее теле, укладывал на кучу свежевыловленной рыбы...
И все же культовая модель, актриса и муза нескольких гениев регулярно сталкивалась с проявлениями расизма. Ее могли выгнать из ресторана, мотивировав это «нарушением дресс-кода» (хотя она была одета соответствующим образом). Дизайнера Пако Рабана, выведшего ее на подиум, попросту оплевали. В Риме ее постоянно останавливала полиция…
Гламурная жизнь Дониель вовсе не была похожа на сказку. Виной тому стали предрассудки и тяжелый семейный опыт. Она много лет боялась заводить длительные отношения, хотя дважды побывала замужем и успела стать матерью. Попытки убежать от воспоминаний и окружающей ненависти привели к наркотической зависимости. Утром 17 мая 1979 году Дониель Луна скончалась от передозировки героина в возрасте тридцати трех лет…
Дониель Луна была той, кто изменила представление о роли черных женщин в современной культуре, путеводной звездой, слишком рано упавшей с небосвода. Сегодня женщины с черной кожей, работающие в модной индустрии, называют ее своей вдохновительницей.