Дорожно-курортный роман Вячеслава Котеночкина: непридуманное счастье создателя «Ну, погоди»
0
1,690
просмотров
Фамилию Вячеслава Котёночкина можно найти в титрах почти 80 советских мультфильмов. Это его рукой нарисованы «Аленький цветочек» и «Золотая антилопа», «Кошкин дом» и «Дикие Лебеди», но в историю отечественной мультипликации он вошёл ещё и как режиссёр-постановщик множества мультипликационных фильмов, в том числе и всеми любимого «Ну, погоди!».

Немногие знают: вдохновительницей всех танцевальных сцен в его творениях выступала супруга Вячеслава Котёночкина балерина Тамара Вишнёва, с которой он прожил вместе почти полвека.

Мультипликация как призвание

Мультипликация как призвание Вячеслав Котёночкин в детстве.

Вячеслав Котёночкин появился на свет в 1927 году в семье бухгалтера и домохозяйки. Он часто бывал в кино с родителями и сестрой Лидой, но обычные фильмы не производили на него такого впечатления, которое он получил, впервые увидев фильмы мультипликационные на новогоднем утреннике в Доме Союзов.

Тогда же 10-летний Вячеслав решил, что обязательно научится рисовать мультфильмы. Тем более, он всегда хорошо рисовал и с удовольствием посещал изостудию в Доме пионеров. Незадолго до начала войны отец будущего мультипликатора скончался от туберкулёза, а в 1942 году мама отдала сына, которому к тому времени исполнилось 15 лет, в артиллерийскую спецшколу.

Вячеслав Котёночкин.

Вячеслав Котёночкин долго привыкал к царящей в школе дисциплине и даже не раз побывал на гауптвахте. И в то тяжёлое время он продолжал рисовать, оформлял школьную стенгазету, рисовал плакаты, но о мультипликации всерьёз не думал. После окончания школы, как и все выпускники, он должен был поступить в артиллерийское училище. Но однажды он увидел мультфильм «Бэмби» Уолта Диснея и снова вспомнил о своей детской мечте.

После окончания школы в артиллерийское училище он не попал: из-за проблем со здоровье Котёночкина комиссовали. А потом он услышал по радио объявление о том, что на студию «Союзмультфильм» набирают художников. И отправился туда, прихватив папку со своими работами.

Вячеслав Котёночкин

В 1947 году Вячеслав Котёночкин окончил курсы мультипликаторов при киностудии «Союзмультфильм» и, наконец, обрёл работу своей мечты. Сначала он только рисовал мультфильмы, после попробовал себя в режиссуре. С момента окончания курсов и до появления «Ну, погоди!» должно было пройти больше 20 лет. А между этими двумя знаменательными событии произошло ещё одно: он встретил женщину, которая сделала Вячеслава Котёночкина счастливым.

Счастье со второй попытки

Счастье со второй попытки Вячеслав Котёночкин и Тамара Вишнёва.

Впервые мультипликатор женился вскоре после войны, но этот брак оказался очень недолговечным, и спасти его не смогла даже появившаяся на свет дочь Наташа. А со своей будущей женой Тамарой Вишнёвой Вячеслав Котёночкин познакомился в 1954 году в поезде по пути на отдых в Мисхор, куда он направлялся в компании своих друзей.

Молодые люди могли бы никогда не встретиться, если бы приятель Вячеслава, высадившийся из поезда в Харькове, не попросил мультипликатора передать привет своей знакомой, ехавшей в другом вагоне вместе с подругами. Котёночкин тут же отправился выполнять поручение друга, и почти мгновенно влюбился в хрупкую девушку, которой и предназначался тот самый «привет».

Тамара Вишнёва.

С момента встречи молодые люди уже не расставались. Они провели замечательный отпуск в Мисхоре, а после возвращения в Москву тут же отправились в ЗАГС. Им не нужно было проверять свои чувства или тянуть время: слишком очевидным было происходящее между ними.

Поселились молодожёны в комнате в коммунальной квартире в доме на улице Горького. Тамара Вишнёва, солистка балета Театра оперетты, выпархивала из подъезда, подобно неземному видению. Она никогда не жаловалась на неудобства, хотя жили они с мужем в комнате, перегороженной шторами на три семьи, и даже говорила о том, что девять метров – это весьма удобно, ибо всё находится под рукой. В этой комнатке она показывала мужу, как танцуют мазурку, и здесь же в 1958 году супруги поставили маленькую кроватку, когда на свет появился их сын Алексей.

Вячеслав Котёночкин с сыном.

Впоследствии супруга не раз демонстрировала Котёночкину разные танцевальные па. По свидетельству коллег мультипликатора, все танцевальные сцены в мультфильмах Вячеславу Михайловичу удавались именно благодаря жене, которая на протяжении всей жизни удивляла мужа своими движениями и умением оживить музыку в танце.

Тамара Вишнёва.

А ещё Тамара Вишнёва стала прототипом Атаманши в мультфильме «Бременские музыканты». Один из художников-мультипликаторов этого фильма увидел одно из зажигательных выступлений балерины в Театре оперетты и затем воспроизвёл характерные черты в героине сказки.

Алексей Котёночкин, сын мультипликатора, вспоминал о том, что наблюдение за танцующими родителями доставляло ему нескрываемое удовольствие. Да и вообще отношения между родителями были очень трогательными. Вячеслав Михайлович на протяжении почти полувека не утратил юношеской пылкости и невероятного уважения к своей жене.

Вячеслав Котёночкин.

А вот отцом мультипликатор был довольно строгим. Пока сын был маленьким, он с удовольствием водил его в зоопарки и музеи, но когда Алексей подрос, то в полной мере смог ощутить на себе «запретительное воспитание» Вячеслава Михайловича. Правда, отец и сын всё же находили общие точки соприкосновения и никогда не конфликтовали. И приходили к консенсусу в ходе долгих бесед.

Алексей Котёночкин.

Однажды отец сделал сыну поистине царский по тем временам подарок. Алексей попросил отца, отправлявшегося в поездку в США в 1975 году, привезти ему одну пластинку. И дал список из восьми групп в надежде, что хотя бы одну пластинку папа всё же привезёт, несмотря на всю свою нелюбовь к року. В списке были «Дип Перпл», «Лед Зеппелин», «Пинк Флойд» и другие весьма популярные в то время группы. В результате Вячеслав Котёночкин привёз огромный пакет, в котором были пластинки (половина из которых двойные) всех групп из списка. Оказалось, что Котёночкин-старший, не зная языка, просто протянул продавщице список и сказал: «Один диск!» Она и принесла ему по одной пластике каждой группы, а гордость не позволила Котёночкину купить только одну.

Вячеслав Котёночкин.

Алексей Котёночкин, когда вырос, окончил Строгановское училище и стал мультипликатором, как и отец. Ему посчастливилось узнать своего гениального папу во всех ипостасях: как отца, коллегу, а впоследствии и друга.

Вячеслав Михайлович очень дорожил мнением своей жены, он даже сценарии будущих мультфильмов всегда читал ей и сыну. Правда, если дело касалось критики автора сценария, Котёночкин относился к этому спокойно, но на замечания в свой собственный адрес очень обижался. Однажды он к наступающему Новому году нарисовал по просьбе жены обезьянку и перестал разговаривать с сыном после того, как тот заметил, будто на рисунке обезьянка получилась не слишком обаятельной. Впрочем, обиды подолгу мультипликатор не хранил и чаще находился в добром расположении духа.

Вячеслав Котёночкин и Тамара Вишнёва.

В последние десять лет жизни Вячеслав Михайлович очень болел. У него был диабет, проблемы с сосудами, а после развилась гангрена… Врачи не смогли его спасти и в 2000 году великого мультипликатора не стало. Тамара Петровна после его ухода очень долго не могла прийти в себя. Только внимание и забота сына смогли вернуть её к жизни.

***

Для большинства современных родителей советские мультики ассоциируются исключительно с теплыми воспоминаниями и вечными ценностями. Многие мамы и папы уверены, что только детский кинематограф, родом из СССР, способен дать детям необходимый багаж моральных ценностей и знаний.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится