Джорджо де Кирико: основатель метафизической живописи и предшественник сюрреализма
0
667
просмотров
Джорджо де Кирико и фантастическая философия метафизической живописи.

Джорджо де Кирико (Giorgio de Chirico; 10 июля 1888 — 20 ноября 1978 гг) — известный итальянский художник, талантливый график и «отец» метафизической живописи. Джорджо де Кирико создавал картины, вдохновляясь античными скульптурами, геометрическими фигурами и немецкой философией. Его выразительное творчество повлияло на появление и развитие самого нестандартного направления в изобразительном искусстве — сюрреализма, а биография мастера, насыщенная интересными событиями, и сегодня привлекает внимание искусствоведов и поклонников живописи.

Джорджо де Кирико. Картина «Автопортрет», 1925

Биография Джорджо де Кирико

Джорджо де Кирико появился на свет 10 июля 1888 года в городе Волос в итальянской семье с высоким социальным статусом. Отец был потомком благородного сицилийского рода, работал в Греции инженером и руководил строительством железной дороги. Приличное материальное положение позволило мальчику, который с детства тяготел к искусству, получить хорошее начальное образование в афинской Высшей художественной школе. Однако учебу пришлось прервать — после ранней смерти главы семейства мать решила вернуться на родину, в Италию.

Джорджо де Кирико. Картина «Загадка часа», 1911

Джорджо де Кирико, все же, продолжил изучать живопись. Он уехал в Мюнхен и поступил в Академию художеств, где увлекся музыкой Вагнера (Wilhelm Richard Wagner), философией Ницше (Friedrich Wilhelm Nietzsche) и Шопенгауэра (Arthur Schopenhauer), а также смелыми идеями своих преподавателей, художников-символистов Арнольда Бёклина (Arnold Böcklin) и Макса Клингера (Max Klinger). Под влиянием новой информации, которая буквально потоком обрушилась на юношу, у него начало формироваться особое мировоззрение.

Джорджо де Кирико. Картина «Гектор и Андромаха», 1912

По окончании академии де Кирико обосновался во Флоренции, где изучает работы старых мастеров и создает удивительные городские пейзажи. В его голове зарождается концепция новаторской живописи, в которой гармонично совмещаются элементы фантастики, античной культуры и современной действительности. На холстах, заполненных ярким светом — безлюдные улицы, колонны и статуи, и лишь изредка в сюжете мелькают миниатюрные фигуры прохожих. Одна из работ того периода, ярко характеризующая состояние метаний, поисков и проб — «Пьяцца де Италия».

Джорджо де Кирико. Картина «Пьяцца де Италия», 1913

После Флоренции Джорджо де Кирико поехал в Париж, где познакомился с акварелистом и постимпрессионистом Пьером Лапрадом (Pierre Laprade), который состоял в жюри Осеннего салона. По-настоящему счастливый случай, ведь благодаря этому знакомству начинающему художнику удалось выставить в Салоне несколько своих работ, и они сразу привлекли внимание публики. Ими заинтересовался сам Пикассо (Pablo Picasso), а затем и арт-дилер Поль Гийом (Paul Guillaume). Первая персональная выставка де Кирико, организованная парижским поэтом Аполлинером (Guillaume Apollinaire), состоялась в 1913 году.

Джорджо де Кирико. Картина «Красная башня», 1913
Джорджо де Кирико. Картина «Песнь любви», 1914

Париж оказался благосклонным к художнику-новатору — манеру исполнения Джорджо де Кирико хвалят критики, его идеями интересуются коллеги по цеху, а модернистская публика с восторгом отзывается о сюжетах картин. С легкой руки Аполлинера, который пишет хвалебные статьи про работы де Кирико, новое направление получило название «метафизическая живопись». А основными элементами метафизики стали:

  • игры с масштабом;
  • искажение форм;
  • сочетание несопоставимых форм и предметов;
  • ломаная перспектива.

Позже к вышеуказанным приемам добавится еще один — манекены, которые окончательно заменят в сюжетах изображения живых людей.

Джорджо де Кирико. Картина «Большой метафизик», 1917
Джорджо де Кирико. Картина «Автопортрет», 1922

Тем временем, война внесла свои коррективы в планы художника, и он снова оказался в Италии. В поисках новых форм Джорджо де Кирико пришел к архитектуре, сочтя ее линии наиболее созвучными с метафизикой. На картинах — площади, колонны, башни, улочки. Среди главных героев нет людей, но есть безликие манекены, иногда с дырами вместо глазниц, с протезами вместо ног и рук.

Джорджо де Кирико. Картина «Две маски», 1926

В 1918-1920 годах живописец необычайно популярен, более того, у него появляются последователи. Принципами метафизики, а именно сочетанием фантастики и действительности, заразились молодые художники, которые со временем сформировали еще одно направление — сюрреализм, среди них Дали (Salvador Dalí) и Магритт (René Magritte).

Джорджо де Кирико. Картина «Супруги», 1926
Джорджо де Кирико. Картина «Семья художника», 1926

А сам основатель метафизики неожиданно развернулся в противоположную сторону. По окончании войны живописец, побывав в крупнейших европейских музеях, переосмыслил свое творчество и начал создавать картины в классической манере, приближенной к Рафаэлю (Raffaello Santi), Рубенсу (Pieter Rubens), Курбе (Gustave Courbet). Он пишет натюрморты, пейзажи, автопортреты, мифологические сюжеты и даже ню. Изменения не одобрили коллеги-сюрреалисты, не приняли критики, не понял зритель, но художника это не волновало. Последующие десятилетия он создает то, что считает важным — иллюстрирует книги, разрабатывает декорации к балету Дягилева «Бал» и «Истории солдата» Стравинского, пишет в стиле Тициана (Tiziano Vecellio), Веласкеса (Diego Velázquez).

Джорджо де Кирико. Картина «Венеция. Остров Сан-Джорджо», 1956
Джорджо де Кирико. Картина «Фрукты и деревья», 1962

К метафизике Джорджо де Кирико вернулся, но это уже было обычное самоцитирование. Он брал за основу старые картины и добавлял в них разные детали, которые, по его мнению, должны были наполнить сюжет новым смыслом. Как пример, холст «Блудный сын», написанный в 1922 году, а потом переосмысленный и переработанный в 1965-ом. Художник прожил долгую жизнь, насыщенную творческими событиями. Он был дважды женат и оба раза выбирал в супруги русских эмигранток. Много читал, часто давал интервью, постоянно что-то писал, а умер 20 ноября 1978 года.

Джорджо де Кирико. Картина «Блудный сын», 1922
Джорджо де Кирико. Картина «Блудный сын», 1965

Самые известные картины Джорджо де Кирико

Богатое наследие живописца включает в себя произведения, написанные в разных художественных стилях — классицизме, неоклассицизме, реализме, академизме, но самой яркой и неординарной так и осталась метафизическая живопись. Давайте еще раз посмотрим на самые известные картины Джорджо де Кирико.

  • «Загадка оракула» (1910) — начало метафизических исканий мастера. На картине собраны все основные элементы — воспоминания о детстве, античная культура, пейзаж современного города.
  • «Портрет Гийома Аполлинера» (1914) — произведение, которое назвали пророческим. На переднем плане автор изобразил бюст поэта Аполлинера в солнечных очках, на заднем плане — тень от профиля, выполненную в виде мишени. Удивительно, что он обвел кругом ту часть головы, в которую через несколько лет попадет осколок снаряда.
  • «Беспокойные музы» (1918) — произведение написано в традиционной для мастера манере — городская архитектура, статуи и манекены, окончательно заменившие людей.
  • «Великая машина» (1925) — поздняя метафизическая работа, приближенная к сюрреализму. Здесь нет понятных символов и простых форм, наоборот, мы видим хаотическое нагромождение элементов.
Джорджо де Кирико. Картина «Загадка оракула», 1910
Джорджо де Кирико. Картина «Портрет Гийома Аполлинера», 1914
Джорджо де Кирико. Картина «Беспокойные музы», 1918
Джорджо де Кирико. Картина «Великая машина», 1925

Джорджо де Кирико был неординарной личностью, оставившей яркий след в культуре XX века. Философ и художник, он оказался еще и талантливым писателем, написав роман «Гебдомерос», в котором четко очертил границы своей метафизической реальности.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится