Джузеппе Кастильоне, Ши Тао и др: живопись эпохи Цин
540
просмотров
В 1644 г. власть в Китае захватил чжурчжэньский клан Айсиньгьоро из Манчжурии: страна вновь оказалась под влиянием чужеземцев, образовалась империя Цин (1644-1912 гг.). На этом фоне раскол между академической живописной школой и неофициальным искусством продолжал усиливаться. Интеллигенция считала академическую школу оплотом чужеземного правящего дома, в то время как неофициальное искусство хранило подлинные национальные ценности страны.

Несмотря на раскол, в целом и академическая, и неофициальная живопись двигались в одном направлении. Обеим была присуща тенденция поворота к «древности»: официальным властям это обеспечивало предотвращение проникновения в искусство свободомыслия, а неофициальные художники считали это единственным способом сохранить национальную самобытность и культурное наследие. Однако идейные ориентиры и образцы для подражания у двух школ заметно отличались.

Четыре Вана 四王

Главными представителями академической живописной школы начала империи Цин стали художники, вошедшие историю как «четыре Вана»: Ван Шиминь, Ван Цзянь, Ван Хуэй и Ван Юньци, а также работавшие вместе с ними Юнь Шоупин и У Ли.

Ван Шиминь 王時敏 (1592-1680 гг.)

Ван Шиминь был лидером «Четырех Ванов». Он вырос в творческой, научной среде, закончил Академию живописи Сюаньдэ и поступил туда же на службу. Рисовал преимущественно пейзажи шаньшуэй в «южном стиле», но старался оживить их за счёт интересных колористических решений, а также исследовал и копировал стили древних мастеров.

Ван Шиминь, «Дорожка у ручьев в осеннем лесу»

Его учениками в Академии и стали три живописца по фамилии Ван, которые, как и их наставник, рисовали преимущественно в пейзажном стиле, но в качестве образцов выбирали разные стили и разных мастеров.

Ван Цзянь 王鉴 (1598-1677 гг.)

Родом из интеллигентного семейства. Талантливый художник умел писать в разных техниках и легко копировал разные манеры письма. В своём творчестве Ван Цзянь подражал манере Дун Юаня — живописца эпохи Мин (1368-1644 гг.), одного из основоположников южного пейзажа.

Особенность пейзажей Ван Цзяня — соотношение «пустого» и заполненного изображениями фона. Вместо того, чтобы прорисовывать сугробы или облака (для этого обычно использовалась техника размывов туши), он просто оставлял соответствующие места на свитке пустыми, создавая контраст между ними и густыми, насыщенными красками в изображении деревьев и гор.

Ван Цзянь, «Пейзаж в стиле Цзюй Жэня»

Ван Хуэй 王翚 (1532-1717 гг.)

Происходил из семьи потомственных художников, поэтому начал рисовать уже в детстве. Во время учебы у Ван Шиминя Ван Хуэй чаще всего писал картины, подражающие стилям известных мастеров эпох Сун и Юань. Сейчас известно около двухсот работ художника, абсолютно разных по стилям и форматам: он писал и камерные композиции, и монументальные пейзажи.

Помимо пейзажа, Ван Хуэй писал и в бытовом жанре. Наиболее известная его работа в этом жанре — «Инспекторская поездка императора Канси на Юг». В 1689 г. император Канси (1654-1722 гг.) совершил грандиозное путешествие, чтобы утвердить свою власть в южном Китае. Ван Хуэю было поручено проиллюстрировать его. В итоге художник создал 12 свитков. Например, на третьем свитке изображен поход императора на гору Тайшань — по преданию, место обитания даосских святых. Изображение этого эпизода подчеркивает благородные намерения чужеземного правителя в отношении китайского народа.

Ван Хуэй, «Инспекторская поездка императора Канси на юг», третий свиток

Ван Юаньци 王原祁 (1642-1715 гг.)

Внук Ван Шиминя, основателя группы «Четырех Ванов». Ван Юаньминь был самым младшим, но при этом самым ярким из четырёх. В его работах объединились черты сунских и юаньских пейзажей. Он получил учёную степень цзиньши, занял видное место при дворе императора Канси и даже стал куратором императорской коллекции. На его стиль и технику повлияла живопись Хуан Гунвана (1279-1368 гг.), творившего в эпоху Юань (1271-1368 гг.).

Так, в стиле Хуан Гунвана выполнена картина «Пейзаж для Чжантина». Однако вместо детальной прорисовки фигур Ван Юаньци сводит их к изгибающимся геометрическим фигурам, что приводит весь горный пейзаж в движение.

Ван Юаньци, «Пейзаж для Чжантина»

Юнь Шоупин 恽寿平 (1633-1690 гг.)

Родился в семье чиновника. Стал учеником Ван Шиминя и примкнул к группе «Четырех Ванов», поступил на службу в Академию живописи. Когда ему исполнилось 50 лет, он подал в отставку и начал противопоставлять себя академической школе. Юнь известен преимущественно как мастер жанра «цветы и птицы» (хуа-няо).

Его главная заслуга в том, что он начал использовать «бескосную технику», плотные цветовые размывки в полихромной живописи (раньше она применялась только в монохромной). Благодаря этому работы Юнь Шоупина отличаются мягкостью, насыщенностью и выразительностью.

Юнь Шоупин, «Пионы»

У Ли 吴历 (1632-1718 гг.)

У Ли — еще один ученик Ван Шиминя. Он родился в Цзянсу — одном из центров католического миссионерства того времени в Китае. Он, как и Юнь Шоупин, после 50-летнего юбилея отошел от придворной жизни, оборвал все прежние связи и принял христианство. Он был одним из первых художников, освоивших европейскую технику живописи и пытавшихся соединить в творчестве китайскую и западную традиции. Особенно его привлекали западные способы передачи перспективы.

У Ли, «Озеро, небо и весенние краски»

Джузеппе Кастильоне (1688-1766 гг.)

Монах-иезуит Джузеппе Кастильоне родился в Милане, а в 27 лет отправился миссионером в Китай под именем Лан Шинин (郎世宁). Император Канси был так поражен его живописным талантом, что назначал его придворным художником. Кастильоне умело сочетал западные техники – использование светотени, линейной перспективы, – и китайскую традиционную манеру письма. Чаще всего писал в жанре «цветы и птицы», портреты и пейзажи. Любопытно, на портретах императора художник не изображал тень, так как считалось, что это «очерняет» правителя.

Джузеппе Кастильоне, «Император Цяньлун в церемониальных доспехах на коне»

Ши Тао 石涛 (1642-1708 гг.)

Ши Тао происходил из знатной семьи. Его отец, возглавлявший область Гуйлинь, погиб в бою, оказывая сопротивление маньчжурским войскам. В то время Ши Тао был ещё ребенком и, чтобы спасти его, слуги спрятали его в буддийском монастыре. Достигнув совершеннолетия, Ши Тао покинул монастырь и много лет провел в странствиях по Китаю. Куда бы он ни приезжал, он всегда оказывался в центре творческой интеллигенции, хотя и не принадлежал к академическим кругам. Наибольшую известность Ши Тао приобрёл как пейзажист. В отличие от многих китайских художников, он предпочитал писать пейзажи с натуры.

Ши Тао, «Пейзаж, написанный на праздник Двойной Девятки»

Одна из самых интересных работ Ши Тао — «Десять тысяч безобразных пятен». Эта уникальная работа бросает вызов общепринятым стандартам красоты: по мере продвижения слева направо, тщательно прорисованный пейзаж превращается в брызги в стиле Поллока. Только потому, что их называют «уродливыми», чернильные точки начинают приобретать некую абстрактную красоту.

Ши Тао, «Десять тысяч безобразных пятен»

Чжу Да 朱耷 (1626-1705 гг.)

Чжу Да по прозвищу Бада Шаньжэнь (八大山人) был дальним родственником минского правящего дома, а потому не скрывал свою ненависть к маньчжурскому правлению. В 18 лет он принял монашество и посвятил свою жизнь исключительно творчеству. Чжу Да часто писал картины в состоянии опьянения, чтобы полностью абстрагироваться от живописных стандартов и канонов. В отличии от творчества Ши Тао, живописные сюжеты Чжу Да довольно единообразны. Особое место в его творчестве занимают композиции с лотосами и птицами. Сейчас его называют китайским основателем минимализма в искусстве.

Чжу Да, «Лотосы и утка»

Восемь чудаков из Янчжоу 楊州八怪

Художники творческого объединения «Восемь чудаков из Янчжоу» — творческие преемники Ши Тао и Чжу Да. В состав объединения входили Ли Фанъин (1655-1755 гг.), Ли Шань (1682/1686-1755/1757), Ван Шишэнь (1686?-1759 гг.), Цзинь Нун (1687-1763 гг.), Хуан Шэнь (1687-1768 гг.), Гао Сян (1687-1744 гг.), Чжэн Се (1693-1765 гг.) и Ло Пинь (1733-1799 гг.). Большинство из них происходили из бедных семей, пришли в живопись уже в зрелом возрасте и жили за счёт финансовой поддержки со стороны местных купцов.

Художников объединял общий взгляд на живопись. Они считали, что творческий акт должен быть спонтанным порывом, отражающим внутреннюю суть вещей, а не их внешнюю оболочку. «Чудаки», вслед за Ши Тао и Чжу Да, стремились воплотить всю эксцентричность и экспериментальность южной живописи. Для этого они часто прибегали к экстравагантным техникам: например, использовали бамбуковую кисть или писали пальцами рук или ног.

Хуан Шэнь, «Петух»

Увы, после того как одни «чудаки» скончались, а другие разошлись, живописная школа в Янчжоу быстро пришла в упадок, неофициальная живописная традиция исчерпала свой революционный потенциал. Китайское живописное искусство вступило в фазу поиска новых путей развития, идей и приёмов.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится