Эдвард Хоппер (Edward Hopper; родился 22 июля 1882 — умер 15 мая 1967) — известный американский художник-реалист и урбанист XX века. Творчество Эдварда Хоппера, написавшего за свою биографию 366 картин маслом, называют «поэтикой пустых пространств», а его самого — «поэтом эпохи». Он часто изображал на своих картинах пустые улицы, отдельностоящие здания и городские пейзажи, словно лишенные жизни.
Эдвард Хоппер изобрел собственный жанр в живописи, получивший название «портрет дома». Даже если на картине присутствуют люди, они кажутся погруженными в себя статистами. Практически все его работы рассказывают об одиночестве. Еще одна характерная черта картин мастера может быть обозначена как саспенс. Его улицы и дома выглядят застывшими на пороге каких-то малоприятных событий. Некоторые усматривают в шедеврах живописца нечто хичкоковское. А один из самых знаковых режиссеров современности, мастер намеков и любитель пустых шоссе, снявший таинственный «Твин Пикс» Дэвид Линч (David Keith Lynch), признается, что обожает работы Хоппера.
Биография Эдварда Хоппера
Эдвард Хоппер был рожден в семье торговца 22 июля 1882-го. Местом его рождения стал портовый американский городок Найак (Наяк). Будущего гения воспитывали в строгих баптистских традициях и с детства его образованию уделялось пристальное внимание.
С пятилетнего возраста талантливый мальчик проявил интерес к рисованию. Родители поощряли страсть юного дарования — у того всегда были в достатке учебники живописи, журналы и материалы для занятий. В 1899 Эдвард Хоппер начал учебу в заочной художественной школе. Далее он продолжил образование в Нью-Йоркской школе искусства, где обучали и будущих художников-рекламистов. Преподавателями живописца стали великие Уильям Чейз (William Merritt Chase) и Роберт Генри (Robert Henri).
Интересно, что в старших классах школы Эдвард мечтал заниматься корабельным делом. Родители же его настаивали, чтобы юноша посвятил свою жизнь коммерческой живописи.
В 1905-м живописец получил первую работу — стал оформителем рекламных обложек. Год спустя, в 1906-м, Хоппер начал путешествовать, и первым пунктом назначения для него стал Париж. За три года ему удалось побывать не только во Франции. В Европе Эдвард внимательно изучал творчество других художников. Европейский авангардизм не произвел на мастера сильного впечатления. Интерес вызвали лишь шедевры импрессионистов. Но, по словам Хоппера, более всего его поразил «Ночной дозор» Рембрандта.
Окончательно вернувшись на родину в 1910-м, художник принялся искать свой стиль. Параллельно ему приходилось работать в рекламе — живопись не приносила существенных денег. По этой же причине мастер занялся офортами. Именно они и принесли Эдварду Хопперу первую славу и достойные заработки.
Художник без устали работает до 1965-го, но поздние годы жизни омрачены тяжелыми недугами. В 1966-ом Эдвард Хоппер пишет последний шедевр — «Два комедианта». Великий американский живописец умер 15 мая 1967 года в своей студии. Десять месяцев спустя его супруга Джозефина последовала за мужем.
Самые известные картины Эдварда Хоппера
Мастер был не слишком плодовит — за долгую жизнь он написал менее четырех сотен работ. Многие его произведения сегодня хранятся в лучших американских и европейских музеях. Среди наиболее известных картин Эдварда Хоппера:
- «Полуночники» (1942) — самый авторитетный шедевр мастера. На картине изображено одно из ночных заведений города, где можно было выпить кофе или даже перекусить. Присутствуют все атрибуты стиля живописца: пустая ночная улица, темные окна домов, застывшие за стойкой фигуры людей. Интересно, что отчасти шедевр обязан появлением одному из рассказов Хемингуэя — «Убийцы».
- «Автомат» (1927). На картине видим девушку, сидящую за столиком кафе. Она кажется бесконечно одинокой и потерянной. Интересна аллегория: «автоматами» в те времена называли рестораны, где раздача происходила автоматически, при помощи механизмов.
- «Ночные окна» (1928). Произведение лишено привычной геометрии — взгляд художника словно минует рамы и стены, оказываясь прямо в комнате и, в то же время, оставаясь снаружи в позиции подглядывающего.
- «Нью-йоркский офис» (1962). Женщина читает письмо перед панорамным окном, словно рассказывает историю о невозможности уединиться, отсутствии личного пространства у современного человека. Это мир, где каждый тоскует по одиночеству, но вынужден продолжать жить напоказ.
- «Два комедианта» (1966). Последняя работа мастера, на которой, предположительно, изображен он сам и его супруга Джозефина.