Экзотическая живопись и антивоенная графика Макса Пехштейна
537
просмотров
Макс Пехштейн — это известный немецкий художник-экспрессионист XIX-XX веков. Картинам Пехштейна характерны повышенный декоративизм и яркая контрастность. В графическом творчестве он проявлял себя в технике офорта и ксилографии. В 20-х годах прошлого столетия создавал плакаты, изображающие деятельность рабочего движения.
Макс Пехштейн. «Автопортрет с трубкой и шляпой», 1918

Максу Пехштейну свойственны лаконичность и обостренность композиционных решений.

Биография Макса Пехштейна

Макс Пехштейн родился на востоке Германии близ Цвиккау 31 декабря 1881 года в семье мастера текстильного производства. С 1896 года изучал живопись, работая учеником у местного художника-декоратора. В 1900 году переехал в Дрезден, где обучался в художественно-промышленной школе, затем в мастерской Отто Гусмана (Otto Gussmann) при Академии изобразительных искусств.

В 1907 году после знакомства с Эрихом Хеккелем (Erich Heckel) Пехштейн вошёл в группу «Мост», совершил в течение года путешествие в Италию и Францию, затем обосновался в Берлине. Этот период ознаменован поиском естественного образа жизни вдали от разрушительной силы цивилизации.

Макс Пехштейн. «Речной пейзаж», 1907

В 1908 году примкнул к берлинской группе «Сецессион», познакомился с творчеством Анри Матисса (Henri Matisse), которое оказало огромное влияние на мастера. Однако свободная манера письма Макса Пехштейна была лишена символического подтекста.

Макс Пехштейн. «Три женщины на фоне пейзажа», 1911

В 1910 году Пехштейн выступил одним из учредителей «Нового сецессиона». По возвращении в старый «Сецессион» в 1912 году был исключён из группы «Мост». В это время живописец интересовался проблемами изображения архитектурных композиций на гористой местности, искал новые формы членения плоскости.

Макс Пехштейн. «Картезианский монастырь во Флоренции», 1913

Увлечённый цветовыми контрастами и первобытной экзотикой в 1914 году художник уехал в Океанию, на острова Палау.

Макс Пехштейн. «На каноэ с парусом», 1917

Первая мировая война прервала спокойную жизнь, и Макс Пехштейн попал в японский плен. Рискуя жизнью, живописец совершил в 1915 году побег и вернулся в Германию. С 1916 по 1917 год воевал на Западном фронте, участвовал в операции на реке Сомме. В период Ноябрьской революции (1918) являлся активистом «Рабочего совета по делам искусств», создавал антивоенные плакаты.

Макс Пехштейн. «Национальная ассамблея — краеугольный камень Германской социалистической республики», 1919

Опыт войны способствовал социальному прозрению Пехштейна. В 1919 году он писал: «Искусство — не игрушка, но долг перед народом. Оно — общественное служение». Время между двумя мировыми войнами — наиболее продуктивное для Пехштейна. Он иллюстрировал печатные издания, создавал витражи, мозаики, виртуозно выполнял гравюры на дереве. С 1923 года являлся членом Прусской Академии искусств.

С приходом к власти национал-социалистов Пехштейн подвергся гонениям. Нацистская идеология запрещала художнику творить, он потерял право преподавать и к концу войны был призван на принудительные работы. После свержения нацизма Макс Пехштейн получил общественное признание и множество премий. Умер художник в Западном Берлине 29 июня 1955 года.

Макс Пехштейн. «Два рыбака с сетью», 1923

Картины Макса Пехштейна

Картины Макса Пехштейна экспонируются на престижных выставках мира и собирают огромную аудиторию. Знаменитые произведения:

  • «Портрет жены художника» (1910) — шедевр, обнаруженный в Кельне в 2012 году в музее Людвига при замене старой рамы на картине «Женщина с кошкой на зелёном диване».
  • «Женщина с кошкой на зелёном диване» (1910) — на оборотной стороне этой картины помещен портрет жены художника. С целью экономии средств экспрессионисты писали с двух сторон.
  • «Берег озера» (1910) — художественное воплощение гармонии между природой и человеком.
  • «Укротительница львов» (1919) — произведение, отражающее политическую ситуацию в Германии. Центральный сюжет — железная леди, подчиняющая своей воле хищных животных. В это же время мужчины на заднем плане, находясь в безопасном месте, праздно беседуют.
  • «Автопортрет со смертью» (1920) — драматическая реакция на ужасы Первой мировой войны, революций и неприглядного проявления капиталистической цивилизации.
  • «Ирисы в вечернем сумраке» (1925) — необыкновенная по краскам и настроению картина, отобранная из коллекции Альбертины Государственным Эрмитажем для экспозиции венской неоклассики в 2013 году.
Макс Пехштейн. «Портрет жены художника», 1910
Макс Пехштейн. «Женщина с кошкой на зелёном диване», 1910
Макс Пехштейн. «Берег озера», 1910
Макс Пехштейн. «Укротительница львов», 1919
Макс Пехштейн. «Автопортрет со смертью», 1920
Макс Пехштейн. «Ирисы в вечернем сумраке», 1925

Живописный язык Макса Пехштейна является своеобразным каналом для выхода сокровенных переживаний человека.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится