Эволюция мастера происходила в переломный момент развития национального искусства, на живописца серьезное влияние оказывали идеология и эстетические вкусы различных слоев общества. Народ ценил картины Мурильо за жизнерадостность и лиричность, а у знати художник был популярен по причине виртуозного владения цветом и светотенью, придававшим удивительную силу его образам.
Биография Эстебана Мурильо
Эстебан Мурильо был крещен в одной из церквей города Севильи в первый день января 1618 года. Точная дата рождения живописца неизвестна, но предполагают, что мальчик появился на свет в самом конце декабря, так как в семнадцатом веке младенцев старались окрестить как можно быстрее. Остаются неясными причины, почему художник предпочел материнскую фамилию Мурильо, но факт подтвержден старинными документами, которые до наших дней не сохранились. Когда ребенку исполнилось десять лет, умер его отец, работавший простым цирюльником, а год спустя за главой семьи последовала и мать.
Эстебана Мурильо взяла на воспитание тетка, бывшая замужем за обеспеченным хирургом. Родственники заботились о мальчике и рано заметили его способности к живописи. Историки предполагают, что первым учителем маленького художника стал прославленный в те времена мастер барокко Хуан дель Кастильо (Juan del Castillo). Мурильо был совсем юным, когда учитель в поисках заработков покинул город. С 1639 года молодой художник стал работать в одиночку. Он писал картины с религиозными сюжетами и торговал работами на местной ярмарке.
Год спустя живописец переехал в Мадрид, где ему удалось познакомиться с самим Веласкесом (Diego Rodríguez de Silva y Velázquez). По его протекции Эстебан Мурильо получил доступ в королевские запасники живописи, где делал копии работ Рубенса (Pieter Paul Rubens) и Тициана (Tiziano Vecellio). Два года спустя Эстебан получил первый крупный заказ на цикл картин для монастыря францисканцев в Севилье, что говорит об уже сложившейся репутации юного мастера. Впрочем, сведения о первой половине жизни гения не подтверждены историческими документами и больше похожи легенду.
Расцвет творчества художника пришелся на 1650-е годы, до этого он успел жениться и пережить эпидемию бубонной чумы, несколько лет подряд бушевавшую в Испании. Спустя шесть лет он написал одну из своих самых известных работ — «Видение св. Антония Падуанского» и получил за картину неслыханную по тем временам сумму в десять тысяч реалов. После 1658 года жизнь мастера уже хорошо документирована — известно, что в это время он переехал в Мадрид, будучи уже весьма состоятельным человеком.
В 1660 году Эстебан Мурильо занял почетное место одного из директоров только что основанной в Севилье Академии живописи. Вершиной карьеры мастера стало предложение занять должность придворного художника вместо скончавшегося Веласкеса. Но он отказался от заманчивых перспектив и предпочел спокойную и обеспеченную жизнь в родном городе. Смерть супруги при родах сильно повлияла на характер художника. В 1664 году он оставил роскошный особняк и перебрался жить в братство капуцинов, а большую часть своих огромных доходов раздавал бедным.
Мастер всего один раз согласился надолго покинуть родной город, и это решение имело роковые последствия. В 1682 году он взял заказ на роспись монастыря капуцинов и уехал в Кадис. Работа шла на лесах, с которых он по неосторожности сорвался. Серьезно травмированного Эстебана Мурильо привезли в Севилью, но от последствий падения он уже не оправился и 3 апреля 1682 года скончался.
Известные картины Эстебана Мурильо
Картины раннего Эстебана Мурильо разноплановы, что объясняется поиском признания у широкой публики. Некоторая незавершенность композиции и недостаточная проработка колористики вызвана большим объемом работ, которыми художник зарабатывал на жизнь. После 1650 года картины живописца приобрели грациозность и свежесть, а виртуозная «воздушная» техника до сих пор вызывает восхищение у современных исследователей. Работы, написанные после смерти супруги, отличаются трагизмом и эмоциональной напряженностью, хотя иногда Мурильо удавалось отвлекаться от печальных событий своей жизни.
Знаменитые работы художника:
- «Кухня ангелов» (1646) — одна из самых известных картин цикла, написанного для францисканского монастыря. Пафосный сюжет проникнут тайным юмором. Кабальеро и монах в ужасе от увиденного чуда, а образ молящегося проникнут подлинным молитвенным экстазом.
- «Святое семейство с птичкой» (ок. 1650) — сценка наполнена радостью семейного счастья, а над головами персонажей нет обычных нимбов. Предполагают, что художник изобразил на холсте картину из собственной жизни.
- «Богоматерь Розария» (ок. 1650-1655) — образ Мадонны понятен и близок зрителю, перед которым предстает молодая жительница Андалузии с затаенной грустью в глазах, прижимающая к себе дитя.
- «Продавщица фруктов» (1670-1675) — относится к картинам бытового жанра, за которые художника обожал простой народ. Девочка подсчитывает заработанные за день монетки, которых ей явно не хватит на жизнь.
- «Непорочное зачатие» (1680) — одна из поздних работ Мурильо, где образ Мадонны уже отрешен от всего земного, но не теряет теплоты и выразительности.
Мурильо как представитель «золотого века» испанского изобразительного искусства стал известен в Европе еще при жизни, а после смерти его биография обросла вымышленными фактами, порой противоречащими друг другу. Дело художника продолжили многочисленные ученики и последователи, а его творчество оказало значительное влияние на последующее развитие национальной живописи.