Пикториальная фотография (от английского слова pictorial — «живописный») — художественное течение в фотоискусстве, в котором снимкам придавалось сходство с живописью или графикой. Расцвет пикториальной фотографии пришелся на конец XIX и начало XX вв. Представители этого направления заимствовали приемы у прерафаэлитов, импрессионистов и символистов. Пикториалисты стремились не просто запечатлеть действительность на пленке — они изменяли фото, чтобы сделать их более красивыми и передать личные эмоции.
История пикториальной фотографии
Пикториальная фотография как идея соединения двух видов искусства возникла сразу после изобретения фототехники. Уильям Генри Фокс Тальбот (William Henry Fox Talbot) считал, что приближение к живописной красоте — главная задача фотоискусства. Об этом он пишет в книге «Карандаш природы», изданной в 1844 году. Важную роль в истории пикториальной фотографии играют и теоретические работы Генри Робинсона (Henry Robinson). Сам термин получил распространение после выхода его книг.
Пикториальная фотография стала особенно востребованной в последней четверти XIX века, когда появилось множество любительских снимков — безликих портретов и пейзажей. Пикториалисты демонстрировали, что фотоснимок — не просто документальное отображение действительности, а фотограф — не обычный техник. Они ставили творческие эксперименты, создавали оригинальные композиции и многозначные образы. Благодаря им фотоизображения стали считаться уважаемой формой искусства.
К XX веку пикториализм получил широкое распространение в Европе и России. С 1903 года начал выходить важный для направления тематический журнал Camera Work. Для придания снимку художественной выразительности фотографы применяли уменьшающие резкость монокли и другую специальную оптику, а также разнообразные растворы, обеспечивающие особые эффекты при проявке негатива. Их эксперименты и достижения способствовали развитию фотографии.
Закат пикториализма приходится на 1930-е годы, когда ведущим направлением стал модернизм. Вместе с другими течениями он вытеснил пикториальную фотографию. Даже в СССР она была признана антинародной и утратила популярность так же, как и в Европе. Интерес возродился лишь в конце 1990-х годов и в начале XXI столетия. Он связан с ростом цен на старинные пикториальные фото и искусство романтизма в целом. Сейчас многие мастера создают снимки, похожие на работы столетней давности.
Особенности пикториальной фотографии
Главная идея пикториализма — создание художественного эффекта вместо документального отображения реальности. Сторонников этого направления интересуют красота, эмоциональность и вневременной смысл, а не социальные проблемы общества или фиксация событий. Для достижения этой цели использовались разные приемы и техники. Наиболее узнаваемая особенность пикториальной фотографии — это мягкость и размытость линий, придающая изображению сходство с картинами импрессионистов. Другая характерная черта — простота композиции и отсутствие лишних деталей.
Современные пикториалисты используют для достижения художественных эффектов специальное оптическое оборудование, в том числе уникальные объективы. Важна постановка света и правильный баланс белого. Другие способы придать изображению стилистику живописного произведения — обработка в фоторедакторах или необычные методы печати. Например, снимки часто печатаются на акварельной бумаге.
Самые известные авторы пикториальной фотографии
Многие знаменитые мастера XIX века были пикториалистами, а фотографы-классики XX столетия нередко начинали карьеру как представители этого течения. Назовем несколько самых известных авторов пикториальной фотографии, внесших наибольший вклад в ее развитие:
- Генри Пич Робинсон (Henry Peach Robinson). Британский фотограф, близкий к течению прерафаэлитов, один из первых изложил принципы пикториализма в своих книгах. Он приглашал для съемок профессиональных актеров и создавал изображения на основе нескольких негативов. Значительный успех пришел к Робинсону после того, как его фотокартину «Угасание» купил принц Альберт.
- Джулия Маргарет Камерон (Julia Margaret Cameron). Когда 48-летняя английская леди переехала из Лондона на остров Уайт, то сильно заскучала. Дочь подарила ей камеру, что стало началом бурной 12-летней карьеры фотографа. Джулия Камерон снимала недолго, но за это время создала более 900 интересных портретов и сцен, основанных на литературных сюжетах.
- Робер Демаши (Robert Demachy). Лидер французских пикториалистов, который пять раз за десятилетие удостаивался персональных выставок. По тем временам это невероятное достижение для фотографа. Автор особенно прославился портретами, тонко передающими характер модели.
- Элвин Лэнгдон Коберн (Alvin Langdon Coburn). Этот английский и американский мастер начал выставляться в 15-летнем возрасте, а в 30 лет открыл собственную студию в Нью-Йорке. Он много путешествовал по Америке, снимал городские и сельские пейзажи. Также известен портретами знаменитостей.
- Алфред Стиглиц (Alfred Stieglitz). Крупнейший представитель пикториализма, создавший и возглавивший группу «Фото-Сецессион». Также он издавал журнал Camera Work и открыл галерею «291» в Нью-Йорке, где фотоснимки выставлялись вместе с произведениями импрессионистов и постимпрессионистов. Много лет сотрудничал с художницей Джорджией О’Кифф (Georgia O'Keeffe), которая стала его женой.
Пикториальная фотография часто вызывает упреки критиков — ее обвиняют в излишней декоративности и стилизации под живопись. Но среди коллекционеров такие снимки пользуются высоким спросом. Отчасти это объясняется тем, что подобным произведениям свойственна высокая степень уникальности. Часто они создавались очень ограниченным тиражом или даже в единственном экземпляре.