Эволюция плаката: что означает Дада?
712
просмотров
Движение, зародившееся в славном местечке в Цюрихе под названием «Кабаре Вольтер», где в феврале 1916 года группа художников, литераторов и просто богемной публики собралась читать художественные произведения и выступать с музыкальными номерами, оказало значительное влияние не только на последующее развитие искусства, но, в частности, на эволюцию плаката и графики.
Кабаре Вольтер, 1916 г.

Приверженники Дада жёстко отвергали все формы буржуазного искусства, стремились разрушить сложившиеся принципы функционирования искусства и устоявшиеся категории прекрасного, произведения и авторства.

Данные мысли развивались в трёх городах одновременно. Это был Цюрих в лице Хуго Балля и его спутницы Эмми Хэннингс, Тристана Тцара и Ричарда Хюльзенбека, Нью-Йорк, где блистали Франсис Пикабиа и Марсель Дюшан и Париж с Ман Рейем и Андре Брессоном. После окончания Первой Мировой войны многие из этих фигур вернулись к себе на родину в Германию, в Берлин, и продолжали деятельность дадаизма уже там.

Если говорить о графическом стиле этого течения, то он складывался из комбинации таких приемов, как кубистское «колле» (от фр. kolle - склееный) и «слов на свободе» итальянских футуристов, совмещенных с максимальной экономией технических средств. Коллаж как синтез этих техник занял особое место в кругу дадаистов.

Пример дадаисткого коллажа
Пример дадаисткого коллажа

Внутри дадаизма можно выделить три ветви развития коллажа: цюрихский беспорядочный коллаж, берлинский манифестационный коллаж и кёльнский поэтический коллаж.

Цюрихский беспорядочный коллаж

В то время в Цюрихе помимо организации вечеров в “Кабаре Вольтер" дадаисты также занимались выпуском журнала “Дада”. Ответственным за это был Тристан Тцара.

В данном контексте “журнал” – это очень простое издание, несколько страниц формата А4. Журнал “Дада” отличала беспорядочная верстка, которая основывалась на контрасте плотно набранной полосы и полосы с единственным словом, напечатанным через весь лист, или же на выделении нескольких слов в текстовом массиве, как в дешевом рекламном листке. Тристан Тцара предлагал разрезать газету на слова и вслепую доставать их из сумки, чтобы составить стихотворение. Все эти приемы были призваны как можно дальше вынести произведения дадаистов за пределы воображаемого и хорошего вкуса.

Обложка журнала «Дада»
Выставки Дада в Нью-Йорке

Берлинский манифестационный коллаж

Для многочисленных берлинских изданий дадаистов была характерна раскидистая и хаотичная типографика. Отличительным элементом немецких журналов был фотомонтаж. Первым и наиболее активным носителем этого метода был Джон Хартфилд, арт-директор издательства «Малик» и его соучредитель (вместе с Гроссом и Херцфельдом).

Со страниц своих журналов Гросс, Хартфилд и Херцфельд выступали с критикой элитарного искусства, равнодушного к проблемам и нуждам рабочего класса. В начале 1920-х годов, после развала дадаистского движения, издательство «Малик» продолжало выпускать книги, а его арт-директор Хартфилд оттачивал мастерство фотомонтажа в оформлении обложек.

Различные афиши, обложки журналов руки Джона Хартфилда
Различные афиши, обложки журналов руки Джона Хартфилда
Различные афиши, обложки журналов руки Джона Хартфилда
Различные афиши, обложки журналов руки Джона Хартфилда

Кёльнский поэтический коллаж

Третья ветвь развития коллажа — наделение его свойствами поэтического произведения — реализуется в кёльнских произведениях Макса Эрнста.

Для Эрнста коллаж был одним из способов реакции на мировую ситуацию в 1919 году: “Я пытался увидеть в нём [коллаже] разработку случайной встречи двух отдалённых реальностей на неподходящем плане (это если обобщить и перефразировать известную фразу французского прозаика и поэта Лотреамона: “Прекрасен как случайная встреча на анатомическом столе зонтика и швейной машинки...”).

Эрнст, как и его коллеги по цеху, давал своим работам замысловатые названия — от описаний до абсурдных стихов на немецком и французском.

Афиша к выставке Макса Эрнста. Max Ernst. Au-delà de la peinture, Cahiers d’art, 6-7, 1937.

Подводя итог, нужно отметить, что методы дадаистов и их революционное отношение к искусству значительно повлияли на технику графики. Плакат обязан дадаизму, как минимум, популяризацией использования коллажа, метода аппликаций и фотомонтажа, которые до этого не были так распространены и востребованы в контексте графики и иллюстрации.

Начало: Эволюция плаката: итальянский футуризм и революционная графика русского конструктивизма

Продолжение: Эволюция плаката: Баухаус

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится