Эволюция плаката: итальянский футуризм и революционная графика русского конструктивизма
893
просмотров
Истоки этого периода уходят еще во вторую половину 19 века, когда индустриализация и урбанизация коренным образом изменили взгляд человека на окружающий мир.

В искусстве это привело к идее полного разрыва всех связей с классической традицией и академическим каноном. Модернисты ставили перед собой фундаментальную задачу – сформировать новый взгляд на мироустройство и на искусства, в том числе.

Первым всплеском такого настроения стал манифест футуризма 1909 года Филиппо Томмазо Маринетти. Вместе с другими поэтами и художниками они воспевали технический прогресс, динамику и скорость “ревущей машины, более прекрасной, чем статуя Ники Самофракийской”.

Этот динамизм и скорость, в свою очередь, прямо повлияли на видение футуристами литературы и графики. Слова для них постепенно стали терять своё место в тексте, а синтаксис и пунктуация вовсе исчезли с листа бумаги. Вольные рифмы и ураганы символов можно считать изобретением футуристов. Абстрактный язык звуков заменил прошлый понятный для всех слог. Несомненно, это отразилось и на оформлении ими афиш, плакатов, обложек и т.п.

Филиппо Томмазо Маринетти. Поэма Zang Tumb Tuuum, обложка, 1912.
Филиппо Томмазо Маринетти. Поэма Zang Tumb Tuuum, обложка, 1912.

Ещё одним ярким представителем футуризма является Фортунато Деперо, опубликовавший в 1915 году, совместно с итальянским художником, Джакомо Балла, художественный манифест “Реконструкция Вселенной”. Это был новый вызов реальности, ведь чтобы покончить со старыми нормами, футуристы считали необходимым изменить каждую деталь повседневного мира. Фортунато Деперо также занимался изданием книг, разрабатывал дизайн мебели и театральных костюмов, участвовал в художественных выставках и в разработке коммерческой рекламы для ликера “Кампари” и слабительного “Магнезия Сан Пеллегрино”, а также для других многочисленных журналов и брендов.

Фортунато Деперо. Афиша выставки футуристов при содействии Ф.Т. Маринетти в Трентино. 1932 г. S.E. - фондовая биржа Италии.
Фортунато Деперо. Рекламный плакат слабительного лекарства «Магнезия Сан-Пеллегрино». 1928-1930 гг.
Фортунато Деперо. Рекламный плакат слабительного лекарства «Магнезия Сан-Пеллегрино». 1928-1930 гг.
Фортунато Деперо. Рекламный плакат ликера “Campari”.
Фортунато Деперо. Рекламный плакат карандашной фабрики «Matite». 1928 г. Коллаж. Частное собрание.

Аналогичным образом, в это же десятилетие в России зародилось другое направление, имеющее свой иллюстративный стиль и оказавшее значительное влияние на последующее развитие искусства плаката и графики, – конструктивизм. Конструктивизму еще в дореволюционной России предшествовал супрематизм Казимира Малевича, основанный в 1-й половине 1910-х годов и провозглашающий превосходство геометрии и абстрактных форм над цветом. Сам конструктивизм исповедовал коллективистский подход к искусству, в котором личность художника подчинялась интересам группы, а художественное новаторство и марксистская идеология объединялись в единую концепцию искусства революции. Эль Лисицкий, Александр Родченко, Владимир Татлин, Владимир Маяковский – основные представители данного направления. В своих работах они оперировали как особенностями конструктивизма: динамикой линий, техникой коллажа, содержательной нагрузкой, так и приемами супрематизма: символами и геометрией.

Эль Лисицкий. Плакат “Клином красным бей белых!”, 1920.
Эль Лисицкий. Плакат «Центральный парк культуры и отдыха Воробьевы горы».
Эль Лисицкий. Обложка книги Владимира Маяковского «Для голоса». Гос. изд. РСФСР. Берлин, 1923 г.
Александр Родченко. Рекламный плакат “Трехгорное пиво”, 1923.
Александр Родченко. Рекламный плакат резиновых галош производства Резинотреста, поставляющих на экспорт в Европу, 1923.
Александр Родченко. Рекламный плакат Ленинградского государственного издательства (Ленгиз), 1925.
Проект Башни III Интернационала архитектора Владимира Татлина.

Таким образом, мы видим, как символ всеобщих катаклизмов в образе Октябрьской революции, Первой Мировой войны, изобретенного оружия, громких политических заявлений, массового производство повлиял на восприятие мироустройства людьми. Художники стремились создать нечто новое, соответствующие новому миру XX столетия. Доминирование ярких цветовых пятен, скользящие плоскости и абстрактные формы футуристов, комбинация гротескных шрифтов с фотомонтажом в революционной графике конструктивистов и стали этим “новым” в плакате.

Продолжение: Эволюция плаката: что означает Дада?

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится