Герцогиня XIII
Среди известных художников, творчество которых содержит и элементы старых стилей, и нового времени, особенно выделяется Франсиско Гойя. А достичь вершины своей творческой карьеры помогла художнику герцогиня Каэтана Альба. Ее характер и звания были такими же претенциозными, как и их отношения сложные с мастером.
Ее полное имя Мария дель Пилар Тереза Каэтана де Сильва Альварес де Толедо. Каэтана де Альба была интеллектуально любопытной, умной и артистически авантюрной девушкой. Ее дедушка лично преподавал ей философию и иностранные языки, а не отправлял (как многие в то время) в монастырскую школу. Качественное домашнее образование оказало влияние на то, что девушка очень избирательно относилась к своему окружению. Круг герцогини составляли художники и ученые.
После брака с герцогом Хосе Альваресом де Толедо в 1776 году она стала 13-й герцогиней Альбы. Пара считалась самой богатой в Королевстве Испания. Помимо огромного богатства, постоянному интересу к ее жизни и личности способствовали загадочные отношения с прославленным испанским художником Франсиско Гойей.
Знакомство
Пара познакомилась, когда герцогиня была еще подростком. Гойя множество раз посещал ее великолепные дворцы, чтобы написать ее портреты. В 1739 году ее муж умер в возрасте 39 лет. Это событие сделало Каэтану Альбу самой богатой женщиной в Испании. Вдова с роскошным наследством и завидная невеста. 34-летняя Альба, сияющая красотой и высоким статусом, переехала в родовое поместье в Санлукар-де-Баррамеда, недалеко от Кадиса, куда и пригласила Гойю. А вот Гойя был не столь успешен в этот период. Франсиско Гойе было уже 50, он был глух, так и не смог излечиться от изнурительной болезни 1792 года. Гойю разбил паралич, но точно диагностировать болезнь художника сейчас не удаётся. В любом случае, неизлечимая глухота Гойи стала следствием перенесённого недуга. К тому же, художник находился в глубоком личном кризисе, его полотна превратились в хронику его кошмаров (всем известные «черная живопись» Гойи). А еще он был женат, что, к удивлению многих, не помешало художнику оставаться в доме герцогини полгода.
Сопровождение Гойей недавно овдовевшей герцогини в сочетании с некоторыми намеками в ее портретах, усугубили слухи об их непрофессиональных отношениях. Это было существенное социальное неравенство, которое Гойя пытался преодолеть, но как художник, а не влюбленный (как считают биографы Гойи). В свою очередь герцогиня относилась к Гойе как к другим членам своего двора, библиотекарю, врачу или дворецкому. Есть мнение, что на первом позировании Альба попросила художника нанести ей макияж. Гойя написал в письме: «Ко мне вчера пришла в студию женщина Альба. Она хотела, чтобы я нарисовал ее лицо, и она добилась своего. Я, безусловно, наслаждаюсь этим больше, чем рисую на холсте».
Знакомство длилось недолго. Герцогиня умерла при очень загадочных обстоятельствах в июле 1802 года в возрасте 40 лет. Хотя и говорили, что женщина умерла вследствие перенесенного туберкулеза и лихорадки, на протяжении многих лет выдвигались более любопытные сценарии произошедшего, среди которых были версии и об отравлении.
Но самая любопытная мистическая история, связанная с Гойей и Каэтаной Альба, произошла в 1945 г., спустя много лет после их смерти. Мадридское кладбище Сан Исидро, на котором похоронен Гойя, реставрировалось, обновлялись памятники и надписи на них, переносились могилы, ремонтные работы длились больше года. В результате реставрации могила герцогини Альба оказалась напротив пантеона Гойи. Они любили друг друга при жизни и оказались рядом после смерти.
Портреты с герцогиней
Каэтану Альбу мы видим на многих полотнах Франсиско Гойи. Прежде всего, художник создал два величественных официальных портрета герцогини: один в белом, другой в черном.
Белый портрет отражает девушку с высокой имперской талией и изящной простотой (оказала влияние мода на античность в конце XVIII века). Платье украшено ярко-красным широким поясом и бантом, дополнено коралловым ожерельем. Банты в тон платью вкраплены и в волосы героини, а также украшают собачку. Выражение герцогини на полотне - это самообладание и твердость. Она кажется естественной и непринужденной, не демонстрируя ни одного из очевидных атрибутов социального статуса.
А вот на черном портрете есть одна любопытная деталь: на руке девушки заметны два кольца с именами Альба и Гойя. Кроме того, рука указывает на подпись, в которой находится то, что официальные документы доказать не могут. Это, вполне вероятно, аргумент об истинных отношениях модели и художника – «solo Goya» (только Гойя). Подобные панегирики (хвалебные слова), восхваляющие мастерство живописцев, часто появлялись на картинах того времени, но в этом случае эта фраза может иметь другое, скрытое значение.
Не можем не заметить изысканный наряд в духе конца XVIII века (картина была написана в 1797 году). Это черное кружевное платье, с красным поясом и золотыми элементами (украшения на запястьях, подклад платья и туфли). Черная тонкая вуаль ниспадает на ее роскошные, угольно-черные и густые волосы. Гойя изобразил свою возлюбленную утонченной испанской красавицей.
Особую (во многом скандальную) известность героини подарили два знаменитых полотна Гойи, которые считаются шедеврами испанского искусства - «Маха обнаженная» и «Маха одетая».