Франсуа Жозеф Бозио: потомок корсиканских эмигрантов, ставший великим французским скульптором
395
просмотров
Франсуа Жозеф Бозио — скульптор, по праву заслуживший уважение и признание трех французских монархов. Почему в молодом возрасте ему пришлось уехать в Италию на долгих 15 лет.

Франсуа Жозеф Бозио (François Joseph Bosio; родился 19 марта 1768 г. — умер 29 июля 1845 г.) — известный французский художник первой половины XIX века, яркий представитель неоклассицизма. Франсуа Жозеф Бозио был выдающимся скульптором своей эпохи и пользовался особым покровительством трех королей: Наполеона Бонапарта (Napoléon Bonaparte), Людовика XVIII (Louis XVIII) и Карла X (Charles X). Большинство шедевров творчества мастера относятся к мифологическому жанру, а его биография представляет собой образец успешной карьеры деятеля искусств во времена Первой империи и Реставрации.

Портрет Бозио работы Жюльен-Леопольд Бойи

Франсуа Жозеф Бозио был не единственным представителем семейной династии художников. Помимо него, значительный вклад в изобразительное искусство Франции внесли его старший брат Жан Франсуа (Jean François Bosio) и племянник Астианакс-Севола (Astyanax Scaevola Bosio).

Франсуа Жозеф Бозио. Скульптура «Купидон с луком», 1808

Биография Франсуа Жозефа Бозио

Франсуа Жозеф Бозио родился на территории крохотного княжества Монако 19 марта 1768 года в семье переселенцев из Корсики. Он с детства увлекался рисованием и мечтал стать знаменитым художником. Принц Оноре I вовремя заметил у мальчика способности к искусству и помог ему после окончания средней школы устроиться в мастерскую парижского скульптора Огюстена Пажу (Augustin Pajou).

Франсуа Жозеф Бозио. Скульптура «Вандомская колонна», 1810

В течение пяти лет Франсуа был прилежным учеником, а затем его на год призвали на действительную военную службу в армию. После демобилизации Бозио вернулся к своему наставнику, чтобы продолжить учебу, но вскоре вынужден быть покинуть мастерскую. Причиной послужили нелестные высказывания молодого скульптора о работах своего учителя в присутствии посетителей. Разгневанный Пажу немедленно выгнал 25-летнего ученика и сказал ему, чтобы тот никогда не показывался ему на глаза.

Франсуа Жозеф Бозио. Скульптура «Аристей, бог садов», 1817

Очутившись в центре громкого скандала, Франсуа Жозеф Бозио решил покинуть Францию и уехал в Италию, где прожил последующие 15 лет. На Апеннинском полуострове он, главным образом, занимался созданием скульптур для украшения интерьеров небольших церквей. Здесь он познакомился с творчеством великого Антонио Кановы (Antonio Canova), чьи работы произвели на молодого скульптора огромное впечатление.

Франсуа Жозеф Бозио. Скульптура «Гиацинт», 1817

В 1808 году Бозио наконец смог вернуться во Францию, получив личное приглашение от директора Императорского музея Доминика Вивана (Dominique Vivant Denon). Ему предложили, вместе с двумя десятками других молодых художников, принять участие в изготовлении барельефов для Вандомской колонны, воздвигнутой в честь победы Наполеона под Аустерлицем.

Франсуа Жозеф Бозио. Скульптура «Памятник Людовику XIV», 1822

Франсуа воспользовался предоставленным шансом и блестяще выполнил свою часть работы. Виван оценил талант Бозио и предложил ему сделать несколько скульптурных бюстов императора Наполеона и членов его семьи. И с этой задачей молодой художник справился без проблем, после чего приобрел огромную известность и благосклонность монарха.

Франсуа Жозеф Бозио. Скульптура «Геркулес борется с Ахелоем, принявшим облик змея», 1824

Свержение Наполеона и реставрация власти Бурбонов никак не отразилось на карьере скульптора. Напротив, в 1816 году он стал профессором Национальной школы изящных искусств, а спустя пять лет Людовик XVIII наградил его рыцарским орденом Святого Михаила и назначил придворным скульптором. Взошедший на французский престол в 1824 году Карл Х также уважительно относился к мастеру, даровал ему титул барона и сделал директором Академии изящных искусств.

Франсуа Жозеф Бозио. Квадрига, венчающая Триумфальную арку на площади Каррузель, 1828

В 1830 году к власти пришел Луи-Филипп I (Louis-Philippe I), который лишил скульптора почетных титулов и званий. Но это не помешало Бозио и в дальнейшем оставаться уважаемым и востребованным художником, получая самые престижные заказы на изготовление скульптурных композиций.

Франсуа Жозеф Бозио. Скульптура «Нимфа Салмакида», 1836

К концу жизни великий мастер пользовался огромным авторитетом среди коллег и стал весьма состоятельным человеком. А 29 июля 1845 года Франсуа Жозеф Бозио умер в возрасте 77 лет. Его похоронили на знаменитом парижском кладбище Пер-Лашез, где и сегодня его могилу украшает ничем не примечательный скромный надгробный памятник.

Франсуа Жозеф Бозио. Могила Франсуа Жозефа Бозио на кладбище Пер-Лашез, середина XIX века

Самые известные работы Франсуа Жозефа Бозио

Выдающийся французский скульптор оставил потомкам десятки прекрасных шедевров, созданных из мрамора, бронзы и гипса. И все же, самыми известными работами Франсуа Жозефа Бозио по праву считаются:

  • «Аристей, бог садов» (1817) — выполненная из мрамора скульптура античного героя. Художник изобразил мужественного персонажа полностью обнаженным, в строгом соответствии классическим канонам искусства.
  • «Памятник Людовику XIV» (1822) — величественный монумент, прославляющий знаменитого французского монарха. Бозио изготовил эту скульптуру взамен ранее установленной и уничтоженной в ходе Французской революции работы Мартена Дежардена (Martin Desjardins).
  • Квадрига, венчающая Триумфальную арку на площади Каррузель (1828) — грандиозная скульптурная композиция, созданная мастером взамен установленной в 1808 году, а позже возвращенной в Венецию оригинальной колесницы с четырьмя запряженными конями.
  • «Апофеоз Людовика XVI» (1835) — мраморная скульптура казненного во время революции французского короля. Автор изобразил монарха в парадном облачении, но без короны, рядом с ангелом, поддерживающим его в тяжелые времена.
Франсуа Жозеф Бозио. Скульптура «Апофеоз Людовика XVI», 1835

Франсуа Жозеф Бозио принадлежит к числу величайших скульпторов классического стиля в европейском искусстве XIX столетия. А его лучшие шедевры до сих пор украшают залы музеев и площади родной Франции.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится