Красавица-француженка с черкесскими корнями
Моник Чемерзин родилась в Париже, в семье француженки Стефан Финетт и черкесского князя Авенира Чемерзина, эмигрировавшего из России после революции. Отец Моник был человеком выдающимся. Инженер, изобретатель, математик, еще будучи полковником в составе царской армии, он придумал осветительные ракеты и прообраз бронежилета – «панцирь», который с 1906 года использовался полицией Санкт-Петербурга. Оказавшись во Франции, вдали от родины, Чемерзин не пал духом, продолжая заниматься интересными ему делами, в частности, создал каталог средневековой французской поэзии, которой тоже был увлечен.
Моник появилась на свет 10 октября 1924 года, «в окружении муз», как потом напишут о ней. На самом же деле девочка просто перенимала живой интерес своих родителей к искусству и росла в атмосфере любви и творчества. Она рано, в три года, начала танцевать – и уже в десять лет исполняла партию эльфа в балете «Сон в летнюю ночь». Девочка демонстрировала отличные успехи – в том числе и благодаря блестящим мастерам, которые обучали ее танцу. Одной из первых уроки Моник давала Ольга Преображенская, соперничавшая когда-то с самой Матильдой Кшесинской. Потом уже юная балерина училась в школе танца при Парижской опере.
В пятнадцать лет Моник танцевала на сцене «Умирающего лебедя» Сен-Санса. Но пришла война – и после оккупации Парижа немецкими войсками семья Чемерзин уехала на юг, в Монте-Карло.
После смерти в 1929 году великого Сергея Дягилева его балетная труппа распалась; во Франции одна за другой появлялись новые. В одной из них – «Русский балет в Монте-Карло» и танцевала Моник, когда ее заметил артист балета и балетмейстер Серж Лифарь. Вскоре они уже выступали вместе – в балете «Ромео и Джульетта», только на афише уже значилось имя Людмила Черина – такой сценический псевдоним придумал для партнерши Лифарь. В те времена благодаря выдающимся успехам русских балерин, было распространенной практикой выступать под русским же именем – это давало танцевальной карьере некоторый аванс, да и просто было модно.
Черина исполняла главные партии в балетах, поставленных когда-то дягилевской труппой – роли, в которых до нее блистали Анна Павлова и Тамара Карсавина.
Балерина, художница, актриса
Во власть обаяния Чериной и необыкновенного мастерства танцовщицы попадали и зрители, и балетмейстеры, и партнеры по сцене. За одного из них – Эдмона Одрана – Людмила-Моник вышла замуж, ей было тогда девятнадцать лет. Брак был удачным, наполненным не только любовью, но и общей увлеченностью любимым делом – балетом. Но в 1951 году произошло несчастье, разбившее сердце Людмилы – ее муж погиб в автокатастрофе неподалеку от Лиона.
Она ушла из балета – продолжать танцевать без любимого мужа было невыносимо. Но и тратить попусту свое время, свой талант, свою способность чувствовать и созидать прекрасное Черина не могла: она начала рисовать. Главным персонажем ее произведений – месяцы, потом годы – был Эдмон.
Тогда же, в начале пятидесятых, Черина обратилась к кино: она даже отправилась в Лондон подтянуть свой английский и приняла потом предложение о работе в Голливуде. Дальше следуют один за другим фильмы, где красота и драматический талант Чериной раскрываются уже с новой стороны: «Сказки Гофмана», «Дама с камелиями», «Анна Каренина». Одновременно ей приписывают романы с голливудскими знаменитостями – впрочем, слухи остаются слухами. Спустя три года после смерти своего первого мужа Людмила вышла замуж во второй раз – за Раймона Руа. По-видимому, именно он убедил Черину вернуться на сцену в качестве балерины. Черина вновь начала танцевать, и в 1959 году даже создала собственную труппу – «Балет Людмилы Чериной». Костюмы и декорации для выступлений она делала по собственным эскизам. Со вторым мужем Людмила жила и работала больше тридцати лет – вплоть до смерти Раймона в 1987 году.
Писатель и скульптор
Она была в числе первых зарубежных знаменитостей, посетивших СССР, в том же 1959 году Черина танцевала «Жизель» в Большом театре. Людмила долгое время выходила на сцену, а когда пришла пора завершать карьеру балерины, переключилась на другие виды искусства.
Черина написала и несколько книг, а еще – увлеклась скульптурой, а также продолжала сниматься в кино. Казалось бы, это классический образ жизни скучающей звезды, чье время прошло, и остается лишь пользоваться плодами своего успеха. Но удивительным образом у Людмилы Чериной все, за что она бралась, получалось не просто хорошо – она создавала настоящие произведения искусства.
Бронзовая скульптура «Сердце Европы», установленная в 1994 году перед входом в здание Европейского парламента в Страсбурге, была создана по образцу работы Людмилой Чериной. Другая ее работа – Europa Operanda – находится в Евротоннеле, соединяющем под Ла-Маншем Францию и Великобританию.
За свой вклад в искусство, за свою способность видеть и создавать вокруг себя прекрасное, Людмила Черина была удостоена разных наград, в том числе и французского Ордена Почетного легиона. «Она сделала из себя произведение искусства», - говорил о Чериной писатель Морис Дрюон.
До самых последних дней она оставалась прекрасной и вызывала восхищение у французов и у всего мира. «Казалось, над ней не властно время… Черные волосы и прежний очаровательный овал, лицо без единой морщины, высокие каблуки» - писал о 78-летней Чериной обозреватель газеты «Фигаро» Рене Сирвен. Через два года ее не стало.
Моник Чемерзин, в искусстве – Людмила Черина – похоронена в Париже, на кладбище Монмартра. На ее могиле установлена уменьшенная копия скульптуры «Сердце Европы».