Спасо-Преображенский мужской монастырь
Древнейшая иноческая обитель на Руси была основана в Муроме князем Глебом, первым русским святым. Сын князя Владимира, крестившего Русь, он получил Муром в удел и основал княжеский двор выше по Оке, на крутом, поросшем лесами берегу. Здесь он построил храм, а затем и монашескую обитель.
Монастырь упоминается в летописи раньше других построек такого типа на территории России и фигурирует в «Повести временных лет» в связи с гибелью под стенами Мурома князя Изяслава Владимировича.
Жителями монастыря в разное время были многие святые: епископ Рязанский и Муромский Василий, Петр и Феврония. Серафим Саровский посещал здесь святого старца Спасской обители Антония Грошовника.
В 1552 году Иван Грозный перед походом на Казань дал обет: если возьмет город — поставит в Муроме каменный храм. И сдержал слово. По указу царя, в 1555 году был воздвигнут Спасский собор монастыря. В новый храм Иван IV даровал церковную утварь, облачения, иконы и книги.
Во второй половине 17 века был построен второй каменный храм — Покровский.
Главной святыней обители считается икона Божией Матери «Скоропослушница». Она привезена в монастырь в 1878 году с Афона настоятелем архимандритом Антонием. Икона не является оригинальной, это так называемый список, сделанный в монастыре святого Пантелеймона в Греции.
После революции 1917 года поводом к закрытию Спасо-Преображенского монастыря стало обвинение его настоятеля епископа Митрофана (Загорского) в соучастии в восстании в Муроме 8−9 июля 1918 года. С января 1929 года Спасский монастырь заняли военные и НКВД, в это же время началось уничтожение монастырского некрополя, а доступ на его территорию был закрыт.
Весной 1995 года воинская часть № 22165 покинула помещения монастыря, серьезно пострадавшего за годы советской власти. Позднее постройки были реставрированы.
Свято-Юрьев монастырь
Находится в 5 км от Великого Новгорода на берегу реки Волхов вблизи озера Ильмень. Монастырь был основан в 1030 году Ярославом Мудрым. Князь в крещении носил имя Георгий, которое в русском языке обычно имело форму «Юрий», откуда и пошло название обители. Первое летописное упоминание относится к 1119 году. С того времени монастырь считается центром духовной жизни региона.
Строения первоначально были деревянными, как и соборная церковь. В 1119 году повелением князя Мстислава Великого был заложен каменный храм — Георгиевский собор. Он был выстроен мастером Петром — первым русским зодчим, имя которого называют летописи.
В южной части Георгиевского собора под плитами древнего пола находились каменные княжеские гробницы 12 и 13 веков. В западной части постройки в деревянных колодах были обнаружены могилы посадников. В 1233 году здесь погребены князь Фёдор Ярославич, старший брат Александра Невского, а в 1224 году и его мать Феодосия Мстиславна (в монашестве Ефросиния); в 1453 году — Дмитрий Шемяка, претендент на великокняжеский престол.
В 12 веке князь Мстислав наделил Юрьев монастырь значительными земельными владениями. Жалованная грамота, древнейший из сохранившихся русских юридических документов, хранится сегодня в Новгородском музее. Накопленные в следующие столетия богатства во многом были утрачены после секуляризации в 1770-х.
Возрождение обители приходится на начало 19 века и связано с именем архимандрита Фотия, пользовавшегося благосклонностью Александра I и графини Анны Орловой-Чесменской. На средства последней в монастыре проведены обширные работы. За короткое время были построены Западный корпус с церковью Всех Святых, Спасский собор, восточный Орловский корпус с кельями для братии, северный с храмом Воздвижения Креста, южный с больничной церковью Неопалимой Купины. В 1841 году появилась колокольня по проекту архитектора Карла Росси.
В 1921 году было принято решение об экспроприации имущества и ценностей монастыря. К концу десятилетия из шести действовавших церквей остался только Крестовоздвиженский храм. С 1932 года по сентябрь 1941-го в комплексе построек располагался инвалидный дом им. Свердлова.
Во время Великой Отечественной войны здесь располагались немецкие и испанские воинские части. После войны и до конца 1980-х годов на территории монастыря жили люди, размещалась почта, техникум, музей, продовольственный магазин и художественный салон.
25 декабря 1991 года комплекс зданий был передан в ведение Новгородской епархии и была воссоздана монашеская община.
Антониев монастырь в Новгороде
Заложенный в начале 12 века сегодня этот монастырь не действует. Биография основателя обители преподобного Антония Римлянина описана в его житии, составленном через несколько столетий после его смерти. По легенде, святой родился в Риме, а в Новгород приплыл на намоленном камне.
При Антонии был построен каменный собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Согласно первой Новгородской летописи, работы велись всего два года — с 1117-го по 1119-й. Изначально собор был трехнефным, одноглавым, с круглой лестничной башней. Со временем он оброс пристройками, число глав было увеличено до трех. В 1125 году храм был расписан фресками. Их фрагменты сохранились до наших дней.
В 16 веке при архимандрите Геронтии были построены Сретенская церковь с трапезной палатой и церковь «иже под колоколы» в честь Антония Великого. При Анне Иоановне в монастыре учредили семинарию, где постепенно сформировалась фундаментальная библиотека. Учебное заведение было ликвидировано после революции. В его помещениях разместился Новгородский институт народного образования, а позднее педагогический техникум и институты.
В 1920 году был упразднен и сам монастырь, а собор Рождества Богородицы, как и церковь Сретения, оставались действующими до 1932 года. Сегодня монастырские постройки входят в состав новгородского музея-заповедника, на территории располагается несколько факультетов НовГУ.
Борисоглебский мужской монастырь
Основан преподобным Ефремом около 1038 года, почти в одно время с Киево-Печерской лаврой. Название обители возникло от имен князей Бориса и Глеба, в честь которых был заложен первый храм.
Трижды монастырь горел в междоусобных войнах. В 1237 году подвергся нападению ордынцев. От Литвы и поляков обитель страдала дважды: в 1258-м, когда литовцы захватили Торжок, разорили монастырь и разогнали братию, и в 1609-м, когда поляки сожгли деревянную церковь Введения Пресвятой Богородицы.
Расцвет обители приходится на вторую половину 18 века: на месте старого Борисоглебского собора был возведен новый с тем же названием по проекту архитектора Николая Львова. В 1804 году была заложена надвратная церковь-колокольня, проект которой, по мнению некоторых исследователей, также был разработан Львовым. Ее строительство вел архитектор Яков Ананьин.
В 1925 году монастырь был распущен. На его территории сначала находилась тюрьма строгого режима, затем лечебно-трудовой профилакторий и позднее Всероссийский историко-этнографический музей. В 1993 году было принято решение о совместном использовании монастыря музеем и церковью.
Зверин-Покровский женский монастырь
Точная дата возникновения монастыря неизвестна. Первое упоминание о нем относится к 1148 году, когда сгорела от удара молнии деревянная церковь Покрова.
Главная церковь в монастыре называлась Покров Святой Богородицы. Заложенная в 1355-м она является самой старой из сохранившихся до наших дней построек обители. Церковь строилась на собранные новгородцами средства.
Также в монастыре сохранилась церковь Симеона, сооруженная в 1468 году. Ее особенность — в наличие двух этажей: первый, подцерковье, использовался как служебное помещение, второй — для богослужений.
В 1919 году Зверин монастырь был обращен в приходскую церковь, хотя сестры продолжали в нем жить. Они попытались организовать в монастыре сельскохозяйственную молочную артель, но безуспешно. В январе 1930 года решением властей деятельность прихода была прекращена. Покровский собор был возвращен РПЦ в 1989 году.