Готфрид Книллер: придворный живописец Британской империи, переживший на своей должности трех монархов
0
385
просмотров
Готфрид Книллер — самый популярный портретист Британской империи на стыке XVII-XVIII столетий. Какую роль жизни в художника сыграли его старший брат и незаконнорожденный сын английского короля Карла II.

Готфрид Книллер (Gottfried Kniller или Godfrey Kneller; 8 августа 1646 — 19 октября 1723 гг.) — знаменитый немецкий художник конца XVII — начала XVIII веков, ведущий портретист Британской империи своей эпохи. Готфрид Книллер был чрезвычайно популярным живописцем в кругу английской знати, за свою карьеру он создал сотни картин с изображениями влиятельных европейских вельмож и лиц королевской крови. Уникальные шедевры творчества живописца хранятся во многих музеях Европы, а его биография представляет собой образец успешной карьеры великого мастера.

Готфрид Книллер. Картина «Автопортрет», 1685

Готфрид Книллер более 40 лет занимал должность придворного художника в период правления сразу трех британских монархов (Карла II, Вильгельма III и Георга I), он написал портреты многих европейских правителей, в том числе русского императора Петра I и французского короля Людовика XIV. А в знак признания выдающихся заслуг перед британским искусством гениальному художнику были дарованы почетное звание рыцаря империи и титул баронета.

Готфрид Книллер. Картина «Портрет Петра Ивановича Потемкина», 1682

Биография Готфрида Книллера

Готфрид Книллер появился на свет 8 августа 1646 года в немецком городе Любеке, расположенном на берегу Балтийского моря. Его отец Захариас (Zacharias Kniller) был весьма популярным портретистом, а мать — дочерью муниципального музыканта. В семье Книллеров родилось четверо сыновей, причем трое из них впоследствии стали видными деятелями европейского искусства. Старший брат Готфрида Иоганн (Johann Zacharias Kniller) выбрал карьеру живописца, а младший Андреас (Andreas Kniller) прославился написанием камерной органной музыки.

Готфрид Книллер. Картина «Портрет Карла II», 1685

Книллер-старший рано обнаружил у двух старших сыновей способности к живописи и обучил их основам рисунка. Но Готфриду, в отличие от Иоганна, показалось недостаточно полученных от отца знаний, и в 17-летнем возрасте он уехал в Голландию, чтобы продолжить учебу. После короткого пребывания в Лейдене юноша перебрался в Амстердам, где устроился подмастерьем в студию великого Рембрандта (Rembrandt), а позже перешел на работу к его ученику Фердинанду Болу (Ferdinand Bol).

Готфрид Книллер. Картина «Новообращенный китаец», 1687

В начале 1670-х годов Готфрид возвратился в Любек, после чего уговорил отца отпустить его вместе с Иоганном в Италию. Получив разрешение родителей, братья отправились сначала в Венецию, а затем в Рим, где в течение нескольких лет работали в мастерской Карло Маратта (Carlo Maratta). Вернувшись из Италии, они поселились в Гамбурге, но этот крупный портовый город оказался лишь временным прибежищем для двух амбициозных молодых художников.

Готфрид Книллер. Картина «Портрет Мэри Скроп» из цикла «Красавицы Хэмптон-Корт», 1691

В 1676 году братья Книллеры отправились в Лондон, причем идея переезда в Англию принадлежала именно Готфриду. В отличие от старшего брата он был настоящим лидером и в определенной мере авантюристом, готовым на решительные поступки. В британской столице им сразу же удалось познакомиться с влиятельным вельможей герцогом Монмутским — внебрачным сыном короля Карла II, который спустя несколько месяцев представил художников своему отцу.

Готфрид Книллер. Картина «Портрет Ральфа Батерста», 1694

Готфрид Книллер молниеносно воспользовался возможностью и написал портрет действующего британского монарха. Королю картина понравилась, и он распорядился выплатить автору солидное денежное вознаграждение. На вырученные средства Готфрид открыл в Лондоне собственную мастерскую, и его карьера стремительно начала набирать обороты. А Иоганн стал первым помощником младшего брата и оставался в его тени до конца жизни.

Готфрид Книллер. Картина «Портрет Петра I», 1698

После смерти Питера Лели (Peter Lely) в 1680 году Готфрид занял престижную должность королевского живописца, и количество портретных заказов от британской знати многократно возросло. Книллер работал очень быстро, причем сам мастер обычно писал только голову героя, а все остальное дорисовывали его помощники во главе с братом. В течение нескольких десятилетий немецкий художник безраздельно господствовал в сфере портретной живописи Англии. Он был очень уважаемым человеком и пользовался особым покровительством трех поколений британских монархов.

Готфрид Книллер. Картина «Портрет Исаака Ньютона», 1702

Личная жизнь художника сложилась не слишком удачно. До 1702 года он жил в Лондоне вместе с братом и не связывал себя узами брака. Но после смерти Иоганна Готфрид наконец женился на вдове Сюзанне Грейв. У супругов не было детей, однако от любовной связи с миссис Восс у Книллера имелась незаконнорожденная дочь Агнес, которая после смерти отца получила часть его наследства.

Готфрид Книллер. Картина «Портрет Уильяма Талбота», 1718

Великий мастер портретной живописи пережил трех королей на британском троне, накопил к концу жизни солидное состояние и пользовался огромным авторитетом в высшем обществе. Находясь на вершине славы, 19 октября 1723 года Готфрид Книллер умер в своем лондонском особняке от лихорадки в возрасте 77 лет. Останки живописца похоронили в церкви Твикенхем, а в Вестминстерском аббатстве ему посвятили эпитафию. Кроме Книллера такой великой чести больше никогда не был удостоен ни один живописец.

Готфрид Книллер. Картина «Портрет сэра Джонатана Трелони», 1720

Самые известные картины Готфрида Книллера

Гениальный немецкий портретист оставил потомкам несколько сотен оригинальных произведений искусства. И все же самыми известными картинами Готфрида Книллера считаются:

  • «Портрет Петра I» (1698) — произведение, созданное автором во время посещения русским царем Западной Европы в рамках Великого посольства. Молодой монарх гордо предстает перед зрителем в рыцарских латах и накинутой на плечо роскошной мантии.
  • Цикл картин «Красавицы Хэмптон-Корт» (около 1700) — серия из восьми работ с изображениями гламурных придворных дам из окружения Вильгельма III. Этот цикл был создан по заказу королевы Марии II для украшения залов старинного дворца Хэмптон-Корт.
  • «Портрет Исаака Ньютона» (1702) — шедевр, прославляющий величие одного из самых выдающихся ученых в истории человечества. Художник написал еще три портрета Ньютона, навсегда сохранив для потомков истинный облик гениального британца.
  • Цикл портретов членов клуба «Кит-Кэт» (конец XVII — начало XVIII веков) — серия работ с изображениями видных деятелей партии вигов. Картины этого цикла имели оглушительный успех у публики, а формат таких портретов по названию одноименного элитного клуба получил название «Кит-Кэт».
Готфрид Книллер. Картина «Портрет сэра Джона Ванбру» из цикла портретов членов клуба «Кит-Кэт», 1710

Готфрид Книллер по праву считается величайшим портретистом Британии своей эпохи, хотя по происхождению он был немцем. А работы знаменитого мастера до сих пор привлекают в музеи миллионы ценителей живописи со всех уголков Земли.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится