Густав Климт: икона модерна
191
просмотров
Густав Климт — один из самых известных художников-символистов. Его наследие включает академические картины, рисунки с натуры и даже предметы декоративно-прикладного искусства.

«Золотой мальчик»

Густав Климт родился 14 июня 1862 года. Его мать Анна мечтала стать оперной певицей, но не смогла реализоваться. Отец Эрнст занимался гравюрой и ювелирным делом, однако зарабатывал мало — семье с 7 детьми не хватало денег на самое необходимое, приходилось часто переезжать. По воспоминаниям одной из сестёр Густава, на Рождество не всегда был хлеб на столе, не то что подарки.

Уже в детстве проявился талант Густава. Когда ему исполнилось 14 лет, ему предложили полную стипендию в Венской школе искусств и ремёсел. Климт был прилежным учеником и старательно осваивал академический рисунок. Впоследствии эти знания помогут ему стать одним из самых востребованных декораторов интерьеров в Австрии.

Густав Климт в 1887 году.

Полноценную профессиональную карьеру Густав Климт начал в 1880 году, когда вместе с братом и другом создал «Товарищество художников». Среди первых заказов были крупномасштабные фрески для домов обеспеченных венцев. Хотя эти произведения были выполнены в академическом стиле и изображали классические сюжеты, в них уже чувствовались те перемены, которые должны были произойти в австрийском искусстве, всё громче были цитаты ар-нуво.

Занавес Карлсбадского городского театра. 1886.

После так называемого академического этапа Климт переключился на портреты и стал одним из самых востребованных мастеров в Австрии.

Портрет Сони Книпс. 1897—1898.

В 1892 году скончался отец Климта. Это событие настолько сильно потрясло его, что некоторое время он был не в состоянии работать. Чтобы прийтий в себя, забыться, художник отправился в Италию. Именно в эту поездку он познакомился со знаменитыми фресками в Равенне, которые определили дальнейшее развитие искусства.

Мозаика в базилике Сан-Витале в Равенне.

Венский сецессион

В 1897 году Климт стал соучредителем объединения Венский сецессион. Отвергая традиционно консервативную художественную традицию, Климт и его единомышленники задумывали это движение как освободительное. Они ставили под сомнение правила классического искусства, поскольку оно не могло описать то, что было за пределами реальности, и художникам требовалось больше свободы для самовыражения. Сецессион должен был дать возможность экспериментировать, развиваться, обмениваться идеями.

К Венскому сецессиону примкнули все молодые и талантливые художники того времени. Альфред Роллер, например, считается одним из отцов-основателей австрийского модерна (который в немецкоязычной среде называется югендстилем). Он был не только президентом сецессиона, но и главным художником Венской оперы и руководил Венской художественно-промышленной школой. Он же разработал сецессион-шрифт, который часто можно встретить на венских плакатах эпохи модерна.

Коломан Мозер выставлялся в Австрии и Германии, а до этого какое-то время преподавал живопись у детей австрийского эрцгерцога Карла Людвига. Йозеф Хоффман, ученик знаменитого Отто Вагнера, долгое время являлся главным архитектором Вены. Йозеф Мария Ольбрих — известный архитектор, построивший здание, где проходили выставки сецессиона.

За теоретическую базу архитектурного стиля сецессиона отвечал Отто Вагнер. Многие из более молодых представителей кружка были его учениками. Вагнер вёл курсы в Академии художественных искусств Вены и разрабатывал новую концепцию «практической полезности». Суть её состояла в сочетании простых геометрических форм и орнаментов — именно поэтому архитектуру сецессиона иногда называют «квадратным стилем».

Афиша первой выставки сецессиона работы Густава Климта.

 В живописи представители сецессиона далеко не всегда использовали исключительно прямые линии. Но суть оставалась той же — искусство из музейного становилось прикладным. Коломан Мозер работал над дизайном почтовых марок, керамических изделий и мебели. Карл фон Хазенауэр помогал Отто Вагнеру проектировать Венскую железную дорогу. А Густав Климт создавал полотна для украшения актового зала в главном здании Венского университета, а также помогал декорировать залы для показов мод.

Ранние работы участников Венского сецессиона были в основном выдержаны в стиле ар-нуво. Повлияло на них также английское и восточное искусство. Создавая кружок, венские художники вдохновлялись опытом Берлинского и Мюнхенского сецессионов. В Берлине несколько молодых художников, в том числе Франц Скарбина и Макс Либерман, создали отдельное объединение ещё в 1892 году. Причиной раздора был отказ комиссии Союза берлинских художников выставлять картины Эдварда Мунка. В том же году был создан и Мюнхенский сецессион. Вскоре Мюнхен превратился в столицу современного искусства, там работали Пабло Пикассо, Василий Кандинский, Пауль Клее и Анри Матисс.

Свою первую выставку художники провели в 1898 году. Специально для неё Ольбрих построил выставочный зал, известный под именем Дом сецессиона. Белоснежное здание венчает купол из золочёных ягод и лавровых листьев. Такой же орнамент рассыпан и по фасаду здания. Золото, цвет, волны были отличительными чертами югендстиля. Главный вход здания украшен лозунгом «Der Zeit Ihre Kunst — Der Kunst Ihre Freiheit» («Эпохе — своё искусство, искусству — своя свобода»). Это фраза известного критика Людвига Хевеши, который одним из первых сообщил о создании сецессиона. Самой известной выставкой объединения стала 14-я по счёту, посвящённая Бетховену. На ней в 1902 году была впервые показана знаменитая фреска «Бетховенский фриз» работы Густава Климта. Это один из лучших шедевров венского югендстиля.

В 1905 году в Венском сецессионе произошёл раскол. Группу покинул Густав Климт, а вместе с ним и несколько других художников, в том числе и Карл Молль. Но кружок не распался и продолжил свою работу. В поздние годы сецессион отошёл от принципов ар-нуво и находился под влиянием функционализма, а потому поддержал идеи Ле Корбюзье и немецкого Баухауса.

Под знаменем Афины Паллады

По мере того, как климтовский стиль рисования становился всё более современным, менялся и подход к материалу. Примерно в 1898 году начался «золотой период» Климта. Первым примером использования сусального золота стала картина «Афина Паллада». Вскоре после этого была написана «Юдифь I».

«Афина Паллада»
«Юдифь I»

Чаще с «золотым периодом» Климта ассоциируются «Портрет Адели Блох-Бауэр I» 1907 года, проданный за 135 млн долл. в июне 2006 года, и «Поцелуй», созданный в 1907—1908 гг.

Эротическая мифология

Личная жизнь Густава Климта, который, надо сказать, отличался любвеобильностью и был охоч до женщин, оставалась тайной. Известно, что у него были многочисленные мимолётные связи, но сам живописец никогда не афишировал отношений с кем-либо. Вполне естественно, что Климт остался холостяком. Лишь одна женщина, Эмилия Флёге, оказала значительное влияние на его жизнь. Эмилия вращалась в кругах венской богемы и была очень увлечена модой. Её салон одевал самых богатых клиентов Австрии. Кстати, младший брат Климта Эрнст женился на сестре Флёге Элен.

Чтобы изобразить свои фантазии (и, видимо, избавиться от навязчивых образов), Климт использовал мифологию и аллегорию. С помощью таких персонажей, как водяные змеи, дочери Тифона, музы, нимфы, Даная и так далее, художник освобождал свою чувственную натуру.

Тифон и его дочери. Фрагмент «Бетховенского фриза»

Консервативная публика, безусловно, обвиняла Климта в порнографии, что было не корректно. Целью художника было не изображение наготы как таковой, но описание безбрежности человеческих эмоций и воображения. Климт настаивал на необходимости большей свободы в рисовании того, чего на самом деле не существует, трансцендентного. Сам он пренебрегал перспективой, щедро покрывал холст разнообразными декоративными элементами и узорами, воплощавшими его интерес к природе и истории искусства.

Последние годы

Примерно в 1911 году художник отказался от золота как материала. Он продолжил писать портреты и открыл для себя новые возможности пейзажа. Любимым местом живописца, где он мог наблюдать за природой и переносить впечатления на холст, были окрестности озера Аттерзее. Там он написал десятки пейзажей — их число в несколько раз превышает знаменитые золотые картины.

«Литцльберг на Аттерзе». 1914—1915.

Последние годы жизни Густав Климт провёл в уединении. Его мастерская переехала в район, который сегодня является одним из самых дорогих и престижных в Вене, — в Хитцинг, он находится неподалёку от Шёнбруннского парка. В этой мастерской с большими окнами, в окружении ксилографий, скульптур, японских костюмов, самурайских доспехов и мебели дизайна Йозефа Хоффмана Климт начал новый творческий период и провёл за работой последние шесть лет жизни. Словно бы не замечая Первой мировой войны, он писал полотна, полные красок и жизни.

«Дама с веером».
«Танцовщица. Портрет Рии Мунк II». 1917.

В 1915 году умерла мать Густава Климта, он остался жить с двумя незамужними сёстрами.

11 января 1918 года у художника случился инсульт, после которого ему парализовало правую половину тела. Его здоровье стало быстро ухудшаться. В больнице, куда его положили, он подхватил грипп и воспаление лёгких. В течение трёх недель в прессе публиковались бюллетени о состоянии художника. Он умер 6 февраля 1918 года. На следующий день Эгон Шиле, близкий друг и ученик Климта, спустился в больничную покойницкую, чтобы зарисовать мёртвого живописца.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится